Особенности подготовки и проведения экскурсий для студентов. Методика подготовки и проведения экскурсии

Московский Экстерный Гуманитарный Университет

Академия Культуры и Искусств

Факультет Культуры и Искусств

Студента 2 курса

Иванова Степана Игоревича

КС01- 13

Москва 2002

Введение 3

Методика подготовки экскурсии 4

Этапы подготовки экскурсии 6

Определение цели и задач экскурсии. 6

Выбор темы. 6

Отбор литературы и составление библиографии. 6

Определение источников экскурсионного материала. 6

Отбор и изучение экскурсионных объектов. 7

Составление маршрута экскурсии. 10

Объезд или обход маршрута. 11

Подготовка контрольного текста экскурсии. 11

Комплектование «портфеля экскурсовода». 12

Определение методических приемов проведения экс­курсии. 13

Определение техники ведения экскурсии. 13

Составление методической разработки. 13

Составление индивидуальных текстов. 14

Прием экскурсии. 16

Утверждение экскурсии. 16

Заключение 16

Методическая разработка экскурсии Музей-заповедник Коломенское 17

Литература

Введение

Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова - совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной це­ли, а в более узком смысле представляет собой совокуп­ность конкретных методических приемов проведения лек­ций, бесед, экскурсий на определенную тему и для опреде­ленной группы.

Методику разделяют на общую и частную. Общая методи­ка охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при изучении многих наук (последователь­ность и четкость изложения учебного материала, его дос­тупность для аудитории). Частная методика, исходя из уста­новок общей методики, определяет способы и приемы обу­чения и воспитания детей и взрослых, приемы наблюдения, изучения и исследования тех или иных объектов. Таким образом, каждая частная методика связана с конкретной наукой и вытекает из самой сущности предмета, служит основой определенного вида деятельности.

Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскур­соводов; как механизм, совершенствующий «подачу» мате­риала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика выполняет роль рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний. Методика по­могает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значи­тельно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравне­ниях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов.

Любая методика - это умение производить определен­ную работу в четком соответствии с наиболее оптимальны­ми правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На практике - это сумма определенных умений и навыков проводить работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, про­водить экскурсию по рекомендованной технологии, закреп­лять полученные экскурсантами знания, совершенствовать свои знания.

Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:

1. Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?

2. Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему по­священо ее содержание)?

3. Как проводить экскурсию (методические приемы)?

Методики разработки новой для данного бюро темы;

Методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;

Методики подготовки экскурсовода к проведению оче­редной экскурсии;

Методики проведения экскурсии;

Методики после экскурсионной работы.

Методика подготовки экскурсии

Создание новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познава­тельная ценность находятся в прямой зависимости от зна­ний методистов и экскурсоводов, их компетентности, сте­пени практического усвоения ими основ педагогики и пси­хологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаи­мообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.

В работе по подготовке новой экскурсии можно выде­лить два основных направления:

Разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);

Подготовка начинающего или уже работающего экс­курсовода к проведению новой для него, но уже ранее раз­работанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.

Первое направление - процесс создания новой для экс­курсионного учреждения экскурсии.

Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. Обычно каждому из участников творческой группы пору­чается разработка одного из разделов, одной из подтем экс­курсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В це­лях контроля за работой выбирается руководитель творче­ской группы.

Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:

Предварительная работа - подбор материалов для бу­дущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскур­сии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскур­сии, ее основной частью, состоящей из нескольких основ­ных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффек­тивных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуаль­ных текстов.

Заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защи­тивших свою тему, до работы на маршруте.

В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение.

Вступление, как правило, состоит из двух частей:

Организационной (знакомство с экскурсионной груп­пой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);

Информационной (краткое сообщение о теме, протя­женности и продолжительности маршрута, времени отправ­ления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскры­ты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для созда­ния экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы рас­крыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсион­ными объектами. Оно должно занимать по времени 5- 7 минут и состоять из двух частей. Первая - итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующей цель экскурсии. Вторая - информация о других экскурсиях, ко­торые могут расширить и углубить данную тему. Заключе­ние так же важно, как и вступление, и основная часть.

Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интерес­на. Но не менее существенно, чтобы она не была перегру­жена потоком ненужной туристам информации, чтобы спо­соб подачи материала не был утомительным, а способство­вал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов.

Этапы подготовки экскурсии

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ЭКСКУРСИИ

Работа над любой новой экскурсией начинается с чет­кого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экс­курсии - это то, ради чего показываются экскурсантам па­мятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уваже­ния к Родине, общественно-полезному труду, к другим на­родам; эстетическое воспитание, а также расширение круго­зора, получение дополнительных знаний в различных облас­тях науки и культуры и т. д. Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.

ВЫБОР ТЕМЫ

Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкрет­ного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

Тема является стержнем, который объединяет все объек­ты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ве­дут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой

и убедительностью. Группировка тем лежит в основе суще­ствующей классификации экскурсий.

ОТБОР ЛИТЕРАТУРЫ И СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ

В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журна­лах, которые раскрывают тему. Назначение списка - опре­делить примерные границы предстоящей работы по изуче­нию литературных источников, оказать помощь экскурсово­дам в использовании необходимого фактического и теоре­тического материала при подготовке текста. Перечень лите­ратуры размножается в нескольких экземплярах для удобст­ва в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литера­турных источников список может быть разделен на две час­ти: «Основная литература» и «Дополнительная литература».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ ЭКСКУРСИОННОГО МАТЕРИАЛА

Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникаль­но-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источ­ника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако при использовании мемуарных материалов во избежание неточностей и тенден­циозности следует проявлять осторожность. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно про­веренные факты и сведения. Значительную помощь в поиске и систематизации материала экскурсий могут оказать компь­ютерные энциклопедии, в том числе мультимедийные базы данных на лазерных дисках (CD- ROM).

ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ

Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Пра­вильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

В качестве объектов могут быть:

Памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово поле, Бородино, места Курской битвы и др.);

Здания и сооружения, мемориальные памятники, свя­занные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзо­леи, здания культурного назначения и другие постройки;

Природные объекты - леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные дере­вья, реликтовые растения и др.;

Экспозиции государственных и народных музеев, кар­тинных галерей, постоянных и временных выставок;

Памятники археологии - городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, до­роги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;

Памятники искусства - произведения изобразитель­ного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садо­во-парковое и др. искусство.

Экскурсионные объекты классифицируются:

По содержанию - одно-плановые (произведение живо­писи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);

По функциональному назначению - основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основ­ными объектами в ходе логических переходов в рассказе;

По степени сохранности - полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.

Перед экскурсионными работниками при создании экс­курсии стоит задача - отобрать из множества объектов са­мые интересные и по внешнему виду, и по той информа­ции, которую они с собой несут.

Правильный отбор объектов обеспечит зрительную осно­ву восприятия экскурсионного материала и глубокое рас­крытие темы. В практике подготовки экскурсий выработана опреде­ленная методика оценки экскурсионных объектов. Приме­нение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с не­сколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

· Познавательная ценность - связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художе­ственные достоинства памятника, возможность их исполь­зования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

· Известность объекта, его популярность среди населения (например, такие объекты, как Красная площадь, Остан­кинская телевизионная башня и др.).

· Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду осо­бенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим собы­тием, которое произошло в данном здании, на месте уста­новки данного памятника, с легендой или историческим событием (например, церковь царевича Дмитрия в Угличе). Экзотичность может быть природного характера.

· Выразительность объекта, т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой. Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.

· Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) - это когда посещение и ос­мотр объекта невозможны из-за плохой видимости или се­зонности.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количе­ством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее дли­тельность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжитель­ность городской экскурсии составляет 2-4 академ. часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15- 20 экскурсионных объектов.

В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной груп­пы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятни­ков и монументов. Следует избегать однообразия построе­ния зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсан­тов будут неполными, если в маршрут наряду с памятника­ми и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.

Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки использу­ются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.

В карточку объектов вносятся следующие данные:

1) наименование объекта (первоначальное и современ­ное), а также название, под которым памятник известен у населения;

2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;

3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, про­мышленное предприятие и т. д.);

4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемори­альной надписи);

5) источник сведений о памятнике (литература, где опи­сан памятник и события, связанные с ним, архивные дан­ные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);

6) сохранность памятника (состояние памятника и терри­тории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

7) охрана памятника (на кого возложена);

8) в каких экскурсиях памятник используется;

9) дата составления карточки, фамилия и должность со­ставителя.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспро­изводящая его нынешний и прежние виды.

В карточке на архитектурные, природные, археологиче­ские объекты могут быть включены и другие сведения. На­пример, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, сте­нописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), о типе и конструкции здания, техническом состоя­нии его (степени сохранности). Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории

данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более актив­ным.

СОСТАВЛЕНИЕ МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий рас­крытию темы. Он строится в зависимости от наиболее пра­вильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полно­му раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены со­ставителями маршрута, - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематиче­ский и тематико-хронологический.

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу построены экскурсии, свя­занные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, «Литературное Подмос­ковье» и др.).

Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изло­жения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюда­ется, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Разработка маршрута - сложная многоступенчатая проце­дура, требующая достаточно высокой квалификации и являю­щаяся одним из основных элементов технологии создания но­вой экскурсии. Объекты, в зависимости от своей роли в экскурсии, мо­гут быть использованы как основные и дополнительные.

Основные объекты подвергаются более глубокому анали­зу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществ­ляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и не занимает главенствующего положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

Показ объектов следует проводить в определенной ло­гической последовательности, не допуская ненужных по­вторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых «петель»;

Наличие доступности объекта (площадки для его ос­мотра);

Переезд или переход между объектами не должен за­нимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;

Наличие благоустроенных остановок, в том числе сани­тарных, и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость из­менения маршрута в ряде случаев вызывается транспортны­ми «пробками», ремонтными работами на городских маги­стралях. Все это должно быть учтено при создании различ­ных вариантов маршрута.

ОБЪЕЗД (ОБХОД) МАРШРУТА

Объезд (обход) маршрута является одним из важных эта­пов разработки новой экскурсионной темы. При организа­ции объезда (обхода) маршрута ставятся задачи: 1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадя­ми, по которым проложен маршрут; 2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой останов­ки экскурсионного автобуса или пешеходной группы; 3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоя­нок; 4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом; 5) проверить целе­сообразность использования намеченных объектов показа; 6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы; 7) выбрать методику ознакомления с объектом; 8) в целях безопасности передви­жения туристов по маршруту выявить потенциально опас­ные места и принять меры.

ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОГО ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экс­курсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литератур­ный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста).

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отра­жает структуры экскурсии и не строится в маршрутной по­следовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объ­ектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в кон­трольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

На основе контрольного текста могут быть созданы вари­анты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся.

В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, свя­занные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

Помимо материалов для рассказа экскурсовода в кон­трольный текст включают материалы, которые должны со­ставить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопро­вождаются ссылками на источники.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ «ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА»

«Портфель экскурсовода» - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе прове­дения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экс­курсиях нередко получается так, что не все объекты, необ­ходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экс­курсанты не могут увидеть: историческое здание, разрушен­ное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходи­мость дать представление о первоначальном виде того мес­та, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, напри­мер, фотографии деревни или пустыря, панорамы строи­тельства предприятия, жилого массива. Может также воз­никнуть задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демон­стрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

В «портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие «портфели» создаются, как прави­ло, по каждой теме. Они являются постоянным спутником

экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии.

К каждому экспонату, включенному в «портфель», при­кладывается листок с пояснениями или справочным мате­риалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной сто­роны экспоната. Такая аннотация служит исходным мате­риалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсан­там.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

Успех проведения экскурсии находится в прямой зави­симости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа1. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурси­ей, информационной насыщенностью конкретного объекта.

Работа творческой группы на этом этапе состоит из не­скольких частей: отбора наиболее эффективных методиче­ских приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа; определения

приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техники ведения экскур­сии. Не менее важно определить технологию использования методических приемов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИКИ ВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

Техника ведения экскурсии объединяет все организаци­онные вопросы экскурсионного процесса. Авторы автобус­ной экскурсии, например, тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта, как происхо­дит передвижение экскурсантов между объектами, как и когда демонстрируются экспонаты «портфеля экскурсовода» и т. д. Соответствующие записи вносятся в графу методиче­ской разработки «Организационные указания». Эти указа­ния адресованы и водителю автобуса. Например, в каком месте поставить автобус, где необходимо ехать медленнее для наблюдения объекта из окна. Отдельные указания отно­сятся к экскурсантам (соблюдение правил безопасности на улице, выхода из автобуса, размещения в салоне). Важно сформулировать рекомендации: об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освеще­ние подтем; организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля»; о порядке возложения венков и т. д. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоя­тельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.

СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Методическая разработка - документ, который опреде­ляет, как провести данную экскурсию, как лучше организо­вать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсион­ной методики с учетом особенностей демонстрируемых объ­ектов и содержания излагаемого материала. Она дисципли­нирует экскурсовода и должна отвечать следующим требо­ваниям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекоменда­ции по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вари­антов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.

Оформление методической разработки происходит сле­дующим образом:

На титульном листе располагаются данные: наименова­ние экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжитель­ность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии ру­ководителем экскурсионного учреждения;

На следующей странице излагаются цель и задачи экс­курсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит их трех разделов: всту­пления, основной части и заключения. «Прежде всего необходимо познакомить­ся с группой, назвать имена экскурсовода и водителя, затем напомнить экскурсантам правила поведения в автобусе, предупредив их, что задавать вопросы и делиться впечатле­ниями они смогут, когда будет предоставлено для этого время. В информационной части необходимо назвать тему, маршрут, продолжительность экскурсии, но желательно это сделать так, чтобы вызвать интерес к теме, привлечь внима­ние экскурсантов, т. е. эта часть вступления должна быть яркой, эмоциональной. Место посадки группы определяется в рабо­чем порядке совместно с заказчиком, место начала экскур­сии определяется методической разработкой.

Эффективность методической разработки зависит от пра­вильного заполнения всех семи граф. Размер разработки - 6-12 страниц машинописного текста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа под­тем, продолжительности экскурсии по времени и протяжен­ности маршрута.

СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕКСТА

Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, кото­рый определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рас­сказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоя­тельно. Основой для индивидуального текста является кон­трольный текст.

У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но раз­личные обороты речи, разные слова, различная последова­тельность в рассказе, могут быть даже разные факты, под­тверждающие одно и то же положение. Основное отличие индивидуального текста от контроль­ного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработ­кой экскурсии. Материал размещается в той последователь­ности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из под­тем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскур­сии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения.

Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники. В то же время текст этого вида отражает особенности речи «исполнителя». Рассказ экскур­совода состоит как бы из отдельных частей, привязанных к зрительным объектам. Объединяются эти части выводами по каждой подтеме и логическими переходами между подтема­ми (и объектами). В индивидуальном тексте каждая подтема представляет собой отдельный рассказ, пригодный для ис­пользования в ходе проведения экскурсии.

По своему содержанию оба текста (контрольный и инди­видуальный) совпадают. А это означает, что при наличии правильно составленного контрольного текста у всех экскур­соводов, освоивших данную тему, экскурсии бывают «стандартны». Они одинаковы по своему содержанию, совпа­дают в оценках исторических событий и фактов, в выводах, которые делают по отдельным подтемам и по теме в целом.

Текст следует писать от первого лица и выражать свою индивидуальность.

Для индивидуальных текстов почти всех экскурсоводов на одну и ту же тему характерно сходство в содержании и изложении материала, в оценке исторических событий, фактов и примеров. Однако рассказы всех экскурсоводов индивидуальны. Продолжительность рассказа не должна превышать вре­мени, на какое памятник способен приковать к себе внима­ние экскурсантов. Чаще всего это пять-семь минут. Если это время не соблюдается, то никакая живость рассказа, никакие методические приемы не способны восстановить внимание экскурсантов. Экскурсовод так же, как лектор, может во время экскур­сии пользоваться своим индивидуальным текстом. Для удобства пользования им рекомендуется перенести содержание рассказа на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, от­дельные цитаты, исторические даты. По каждой подтеме заполняется несколько карточек (обычно по числу основ­ных вопросов).

Используя карточки, экскурсовод не читает их содержа­ние в ходе экскурсии, а лишь заглянув в них, припоминает содержание рассказа. Карточка должна быть удобной для использования. Ре­комендуется небольшой размер, примерно четверть листа плотной писчей бумаги, пригодной для длительного приме­нения. Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией с учетом последовательности раскрывае­мых подтем.

ПРИЕМ ЭКСКУРСИИ

При положительной оценке контрольного текста и мето­дической разработки экскурсии, а также при наличии уком­плектованного «портфеля экскурсовода» и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В случае его отсутствия по болезни или по другим уважительным причинам экскурсию сдает один из членов творческой группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методи­ческие работники, члены творческой группы и методиче­ской секции, где готовилась экскурсия, а также руководите­ли других секций.

Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, прово­дится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным тек­стом и методической разработкой, схемой маршрута, содер­жанием «портфеля экскурсовода», списком использованной литературы и т. д.

УТВЕРЖДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ

При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экс­курсоводов, допущенных к ее проведению.

До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собе­седованию делает методист экскурсионно-методического

отдела.

Заключение

Подготовка новой экскурсионной темы представляет сложный процесс. Эта работа считается завершенной, когда подготовленными будут все необходимые документы:

  1. Список литературы по теме
  2. Карточки объектов включенных в маршрут
  3. Контрольный текст экскурсии
  4. Индивидуальные тексты экскурсоводов
  5. Схема маршрута
  6. «Портфель экскурсовода»
  7. Методическая разработка на тему
  8. Материалы экскурсии
  9. Список экскурсоводов, которые проводят экскурсии по теме

Методическая разработка экскурсии Музей-заповедник Коломенское

Маршрут

Объекты показа

время

Наименование подтем и перечень основных вопросов

Методические указания

Проспект Андропова 39, Музей-заповедник Коломенское

Передние ворота Музея-заповедника Коломенское;

Храм Вознесения Господня;

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи;

Церковь Казанской Божией матери; Икона Державной Божией Матери;

Макет деревянного дворца;

Домик Петра I, экспозиция внутри домика.

Медоварня из подмосковного села Преображенского; воротная башня из Николо-Карельского монастыря; башня Братского острога из Сибири;

Реликтовая дубрава, липовая аллея начала XIX в.

1.История возникновения села Коломенского;

2.Коломенское в XVI веке;

3.Коломенское в XVII веке;

4.Коломенское при Петре I.

5.Памятники русского деревянного зодчества XVII в.

6. Реликтовая дубрава, липовая аллея начала XIX в.

1.Рассказать историю возникновения села Коломенского

2.История создания храма Вознесения, его характеристика.

Исторические сведения о церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, характеристика церкви

3.Коломенское в XVII веке. Постройки при «тишайшем» царе Алексее Михайловиче. Рассказ об иконе Державной Божией Матери. Рассказ о деревянном дворце.

4.Рассказ о детстве, жизни и деятельности Петра I; характеристика экспозиции домика Петра I.

5.Рассказ о русском деревянном зодчестве, обратить внимание на массивность бревен деревянных построек.

6.Обратить внимание на дубраву и липовую аллею, возраст деревьев.

Литература

Емельянов Б.В. Экскурсоведение – М.2002.

Энциклопедия Москва

Гра М.А. Коломенское – М., 1963.

Коломенское: Путеводитель, М., 1981.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Основные этапы подготовки экскурсии:

1) выбор темы

2)составление маршрута экскурсии

3)отбор и изучение экскурсионных объектов

4)объезд или обход маршрута

5)подготовка контрольного текста

6)составление технологической карты

7)написание индивидуального текста

8)комплектование "портфеля экскурсовода"

9)сдача экскурсии на маршруте

Создание новой экскурсии по любой теме – сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.

В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:

– разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);

– подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.

Первое направление – процесс создания новой для экскурсионного учреждения экскурсии.

Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей – научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т.д.

Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы.

Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:

Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т.е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

Непосредственная разработка самой экскурсии включает: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.


Заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение.

Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.

Методика экскурсионной работы состоит из двух главных частей - методики подготовки экскурсии и методики ее проведения.

Подготовка экскурсии включает разработку новой темы экскурсии и подготовку экскурсовода к новой для него темы. В методике проведения экскурсий можно выделить общую и частные методики.

Общая методика представляет собой систему приемов показа и рассказа, применяемых в любой экскурсии, частные же объединяют приемы проведения экскурсий в зависимости от их классификации.

Конечно, каждая экскурсия включает в себя определенную программу, по которой и направляются туристы (экскурсанты). Схематично структуру экскурсионной программы обслуживания можно представить на рис. 1.2.1. .

Рис. 1.2.1. Структура экскурсионной программы обслуживания

Подготовка экскурсии включает следующие этапы:

  • 1. Определение цели и задачи экскурсии.
  • 2. Выбор темы.
  • 3. Отбор литературы.
  • 4. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев.
  • 5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
  • 6. Составление маршрута экскурсии.
  • 7. Подготовка текста экскурсии.
  • 8. Комплектование "портфеля экскурсовода".
  • 9. Составление методической разработки.
  • 10. Проведение пробной экскурсии и ее утверждение .

В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов проводится их оценка по следующим показателям (критериям):

  • 1. Познавательная ценность;
  • 2. Известность (популярность);
  • 3. Необычность (экзотичность), неповторимость;
  • 4. Выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей его средой);
  • 5. Сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу);
  • 6. Месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, наличие места для удобного расположения группы возле объекта).

Изучение объектов экскурсоводами не должно ограничиваться знакомством с литературными источниками. Обязателен непосредственный тщательный осмотр объекта на месте, в естественной обстановке, что поможет экскурсоводу в будущем свободно ориентироваться у объекта, квалифицированно вести показ .

Эффективность экскурсии во многом зависит от техники ее проведения.

Начало идет со вступления (введения), которое делается на месте встречи экскурсовода с группой до начала маршрута. После выхода из автобуса экскурсовод должен сразу же определить место расположения группы. Методической разработкой обычно предусмотрены несколько вариантов (точек) расположения группы. Это обусловлено тем, что у одного и того же объекта могут одновременно находиться несколько групп, поэтому свою группу следует разместить на некотором удалении. Кроме того, место расстановки группы может меняться в зависимости от времени дня, погодных условий и поставленной задачи.

Экскурсионная группа должна стоять так, чтобы видеть и объект, и экскурсовода, в свою очередь экскурсовод должен видеть и группу, и объект. Самое удобное расположение группы - полукольцом. Экскурсовод должен стоять на краю полукольца вполоборота к экскурсантам. Если экскурсанты у объекта не построились подобным образом, экскурсовод побудительным жестом показывает, как они должны стать. В практике проведения экскурсий экскурсовод часто становится в центре полукруга. В этом случае его рассказ лучше слышен всем экскурсантам, не требуется сильно напрягать голос, но при такой расстановке экскурсовод стоит спиной к объекту, что затрудняет показ, и жесты экскурсовода не всегда целенаправленны и точны.

Для проведения экскурсии, показа каждого объекта, освещения каждой подтемы методической разработкой отводится строго определенное время. Иногда по причинам, не зависящим от экскурсовода (долгие сборы группы, опоздание автобуса), экскурсия начинается позже назначенного времени. Автобус не должен задерживаться после установленного времени окончания экскурсии, так как должен быть подан для новой экскурсионной группы. И в том и в другом случае необходимо сократить время экскурсии, но не за счет уменьшения количества подтем и показа основных объектов, а исключения второстепенных деталей в показе и рассказе. Все основные объекты должны быть показаны.

Рассказ на экскурсии начинается с показа объекта, т.е. носит адресный характер. Экскурсант должен ясно представлять, к какому объекту или его детали, фрагменту относится рассказ. Экскурсовод может начать рассказ лишь после того, как удостоверится, что все хорошо видят объект.

Всю экскурсию экскурсовод проводит в большинстве случаев стоя лицом к экскурсантам (если автобус оборудован вращающимся креслом, экскурсовод может сидеть, повернувшись к экскурсантам). Садится экскурсовод при длительных автобусных переездах от объекта к объекту, что бывает обычно на загородных экскурсиях.

Немаловажное значение имеет и правильное применение в рассказе приема цитирования. Цитаты выписываются на небольшие карточки. Экскурсовод может пользоваться этими карточками в процессе рассказа, ибо сразу наизусть запомнить все цитаты трудно, а точность в воспроизведении отрывков литературных источников, особенно исторических документов, важна.

На остановках экскурсовод первым выходит из автобуса, ведет группу к объекту показа. По окончании осмотра он входит в автобус последним. Если во время стоянки экскурсанты приобретают сувениры или самостоятельно еще раз осматривают объект, экскурсовод предупреждает о време6ни отправления автобуса.

В пути следования группы экскурсанты задают экскурсоводу вопросы. Вопросы могут относиться к объектам, связанным с темой экскурсии и не имеющим никакого отношения к ней. Отвечать на вопросы, интересующие одного-двух человек, немедленно не следует, ибо это отвлекает остальных участников от восприятия темы. Экскурсовод во вступлении должен условиться с группой о том, что для вопросов по содержанию экскурсии и ответов на них будет отведено время после ее окончания. Давать ответы на вопросы, не имеющие отношения к теме экскурсии, не входит в обязанности экскурсовода. Он может дать совет, на каких экскурсиях, в каких литературных источниках можно найти ответ на интересующие экскурсантов вопросы .

Таким образом, можно заключить, что экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

а) Определить тему и цель экскурсии.

б) Ознакомиться с литературой по теме, составить предварительный план-маршрут (указать основные разделы экскурсии, объекты наблюдения, методы проведения экскурсии, последовательность проведения работы).

в) Предварительная экскурсия учителя (воспитателя) по маршруту (знакомство с местностью, уточнение маршрута, намечаются последовательность и методика проведения отдельных частей экскурсии, устанавливаются места для самостоятельной работы и отдыха учащихся).

Объекты.

Схема составления плана-маршрута экскурсии.

г) Подготовка необходимого оборудования и материалов для выполнения работ на экскурсии и обработки результатов.

д) Подготовка учащихся: сообщение темы, задачи и маршрута экскурсии; рекомендуемая литература.

Учащиеся разбиваются на звенья, учитель (воспитатель) назначает старшего, ответственного за выполнение задания и за инвентарь.

е) Для развития наблюдательности учащихся полезно разработать вспомогательные таблицы, заполняя которые учащиеся фиксировали бы свое внимание на существенных признаках (см.ниже образец).

д) Все наблюдения должны датироваться. Учащихся необходимо предупредить о продолжительности экскурсии, указать, как нужно одеться, что взять с собой и т.д.

2. Методика проведения экскурсии.

А). Вводная беседа – включает рассмотрение следующих (примерных) вопросов:

Отличительные особенности времени года, погоды;

Состояние растительности;

Характеристика местности.

Если вводная беседа проводится на месте проведения экскурсии, учитель показывает приемы сбора растений или их частей.

Б). Основная часть экскурсии – работа экскурсантов под наблюдением руководителя. Эта работа складывается из двух моментов: 1) наблюдение и их запись, 2) сбор растений.

Работа проводится по звеньям, учитель переходит от звена к звену, дает задания, исправляет ошибки, помогает учащимся разобраться в материале.

В). Подведение итогов.

Когда все звенья справились с заданием, начинается предварительное подведение итогов экскурсии на основании самостоятельной работы учащихся. Учитель (воспитатель) дает общий обзор работы звеньев, учащиеся демонстрируют товарищам собранные растения, сообщают данные наблюдений.

Задача учителя (воспитателя) – подвести учащихся к нужным выводам и сообщениям.

2.Обработка материалов экскурсии.

Включает в себя кружковые и индивидуальные задания по сушке, монтировке, описанию и определению растения. Затем следует составление гербария, коллекции, организация тематической выставки, подготовка доклада.

Итоги экскурсии можно подводить на конференции, на которой демонстрируются изготовленные пособия и делаются сообщения по материалам наблюдений с привлечением литературы по данной теме.

Правила гербаризации растений:

1 .Собирать растения для гербария нужно только такие, которые типичны для данного вида; они должны быть среднего размера, без повреждений болезнями и вредителями, нормального развития, наилучшая фаза развития растения для сбора-- - фаза цветения.

2 .Растения должны быть собраны достаточно полно, со всеми органами, включая отмершие прошлогодние листья и глубоко идущие корни.

3. Растения должны быть собраны в количестве нескольких экземпляров. Дополнительно следует собрать отдельные цветки или верхушки цветущих растений, плоды и семена.

4 .Если растение цветет, до появления типичных листьев (мать-и-мачеха, орешник) нужно производить повторные сборы.

5 .У двудомных растений (ива, осина) необходимо собирать мужские и женские экземпляры или их ветки.

6. Наилучшее время сбора – сухая, ясная погода.

7. При сборе растений в гербарный лист необходимо вложить составленную на месте этикетку:

* номер растения;

* название растения (русское или латинское);

* название семейства;

* местонахождение (географический пункт);

* местообитание (конкретное место, где найдено растение с характерными экологическими условиями);

* дата сбора;

* фамилия собравшего.

Правила сушки растений:

1 .Сушка должна производиться как можно быстро. Для этого собранное растение в день сбора следует переложить в сушильный пресс и вывести его в хорошо проветриваемое помещение.

2 .Перед закладкой растений в пресс их необходимо расправить, придав им естественное положение.

3. Закладывая в пресс сушильные рубашки с растениями, их необходимо чередовать с сушильными тетрадями, ватными матрасиками, или просто со сложенным вдвое листом газетной бумаги. Прокладку следует менять 2 раза в сутки.

4. При отсутствии специального пресса сушку можно производить в папке. При этом растение и прокладку закладывают как в пресс, папка еладется на пол, а на нее накладывается груз 15-20 кг.

5 .Сушильные части растений (плоды, луковицы) закладываются в вату.

6 .Нежные цветки также лучше сушить в вате или в фильтровальной бумаге.

7 .При засушивании сочных, мясистых растений их предварительно нужно обдать кипятком, иначе будут плохо сохнуть

8. Ветки хвойных деревьев перед сушкой нужно опустить на несколько минут в жидкий столярный клей или обварить кипятком, чтобы после высыхания хвоя не осыпалась.

1.1 Этапы подготовки и основные требования к проведению производственной экскурсии

Определение цели и задач экскурсии

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т.д. Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.

Выбор темы экскурсии

Тематика экскурсионных учреждений и музеев постоянно расширяется. Практика показывает, как важно обеспечить правильный выбор темы экскурсии. Четкая формулировка темы определяет содержание экскурсии. Тема является стержнем, который соединяет все объекты экскурсии в единое целое. В основе проведения экскурсии лежит правило "от показа к рассказу", которое принято как аксиома экскурсионного дела.

Основные методические приемы

Среди основных методических приемов экскурсионного показа следующие: прием предварительного осмотра, зрительного анализа, зрительной реконструкции, локализации событий, зрительного сравнения.

Прием предварительного осмотра. Этот методический прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника, когда они уже увидели его. Экскурсовод называет памятник, например: "Перед вами находятся "Тарские ворота". Тем самым он приглашает экскурсантов самих провести наблюдение конкретного объекта, познакомиться с его внешним видом, выделить наиболее интересные детали.

Прием зрительного анализа. Анализ в любой экскурсии всегда связан с показом объектов. При этом анализируется тот объект, который участники экскурсии осматривают в данный момент.

В основе экскурсионного анализа лежат различные стороны объекта - памятника истории и культуры. Среди видов такого анализа в первую очередь называют: искусствоведческий, в основу которого положены, например, приемы показа произведений изобразительного искусства и архитектуры; исторический - основан на приемах показа объекта (здания, сооружения, где происходили исторические события); естественнонаучный анализ используется при показе природоведческих объектов; производственно-технический анализ используется в основном при проведении экскурсий на промышленные предприятия, при показе станков и механизмов. Каждый из видов анализа может быть отдельно использован при показе объекта. Кроме того, они применяются и вместе при анализа одного объекта, особенно комплекса объектов, например архитектурного ансамбля. При этом экскурсионный объект или комплекс объектов расчленяется экскурсоводом на составные части (элементы). Затем каждый из этих элементов подвергается одному из видов анализа.

Прием зрительной реконструкции. Термин "реконструкция" означает восстановление первоначального вида, облика чего-либо по вещественным остаткам или описаниям. Сущность этого методического приема состоит в том, что экскурсовод словесным путем реконструирует образ (облик), например, здания, опираясь при этом на зрительные впечатления.

Данный методический прием обычно используется при показе тех памятных мест, где проходили военные действия, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги, исторические встречи и другие знаменательные события. Сюда же следует отнести места, связанные с жизнью и деятельностью общественных и государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников.

Используются различные способы воспроизведения картин исторического прошлого. Для более убедительного изложения материала необходимо, чтобы каждый экскурсовод имел карту-схему с обозначением наиболее важных подробностей исторического события.

В тех случаях, когда здания и сооружения, раскрывающие тему, превратились в руины (следы войны, землетрясений, просто времени), экскурсовод производит зрительную реконструкцию, опираясь на их уцелевшие части, детали, фрагменты.

Успех проведения экскурсии в целом и в особенности применение такого сложного методического приема, как зрительная реконструкция, во многом зависят от подготовительной работы. В ходе подготовки к проведению экскурсии каждый экскурсовод должен хорошо изучить местность, где происходили события, нашедшие отражение в экскурсии. Точное знание всех обстоятельств и деталей помогает экскурсоводу стать как бы очевидцем исторических событий. Компетентность экскурсовода, его знания, владение методикой позволяют ему убедительно рассказать участникам экскурсии о событии, дать им зрительное представление о нем.

Прием зрительной реконструкции используется экскурсоводом также при раскрытии подтемы, связанной с будущим города, одной из его улиц, площадей, промышленного предприятия. Здесь с помощью схемы, фотографий, макетов, пояснений экскурсовода воссоздается внешний облик будущего города.

Прием локализации событий. Успех экскурсии во многом зависит от того, насколько конкретен показ, получат ли экскурсанты ясное представление о том, где и как происходило событие, о котором идет речь. Важную роль в подобной конкретизации событий играет методический прием локализации.

Данный прием получил свое название от термина "локализация", который означает связь события с конкретным местом, ограничение действия, явления сравнительно небольшим пространством. "Локальный" означает: местный, свойственный определенному месту. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды к данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие. При изложении материала этот прием предусматривает переход от общего к частному.

Прием зрительного сравнения. Этот методический прием построен на сравнении различных явлений, предметов, объектов или сопоставлении разных признаков, элементов одного объекта. В экскурсиях широко используются несколько видов сравнения: сравнение демонстрируемого объекта с объектом, который известен всем экскурсантам, но находится в другом городе, или с объектом, показанным в начале экскурсии или на другой экскурсии, проведенной до этого. Такое сравнение получило название приема зрительной аналогии.

Использование приема сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта, количество выпускаемой предприятием продукции, скорость движения. Это позволяет сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов. сверяя свои действия с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.

Отбор литературы и составление библиографии.

В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка - определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: "Основная литература" и "Дополнительная литература".

В основе разработки можно применять следующую схему анализа профессии:

· Общие сведения о профессии

· История возникновения, социально-экономическое значение и место в народном хозяйстве, перспективы развития, ее связь с другими профессиями.

· Характеристика процесса труда

· Сфера деятельности и вид труда, основные орудия труда, производственные операции, вырабатываемая продукция, виды брака и причины его возникновения, организация труда.

· Санитарно-гигиенические условия

· Микроклиматические условия, режим и ритм труда, возможность производственных травм, профессиональные заболевания, медицинские противопоказания.

· Требования профессии к физическим и психологическим качествам человека

· Характеристика различных видов восприятия в профессиональной деятельности, физические качества, моторные двигательные действия, интеллектуальная сфера, эмоционально-волевые качества личности, деловые качества, моральные качества, влияние профессии на личность.

· Требования к профессиональной подготовке

· Характеристика учебного заведения, длительность обучения, уровень получаемой квалификации, перспективы роста и продвижения по службе.

Требования экскурсионной методики.

Эффективность экскурсии при достаточно высоком уровне ее содержания определяется методикой ее проведения, а также уровнем организации экскурсии как педагогического процесса.

Экскурсионная методика состоит из нескольких частей: методики разработки новой темы, методики разработки экскурсоводом новой для него темы, методики подготовки экскурсоводов к проведению очередной экскурсии, методики послеэкскурсионной работы с ее участниками и др.

Следует заметить, что наиболее глубокую разработку к настоящему времени получила методика проведения экскурсий.

В экскурсионной методике различают два вида приемов: одни из них применяются, как правило, ко всем без исключения экскурсиям независимо от того, что показывается и о чем идет рассказ (приемы сравнения, локализации событий, реконструкции, предварительного осмотра и др.); другие приемы применимы при показе только данного объекта, как правило, такие приемы являются находкой одного экскурсовода и не применяются всеми, кто проводит подобные экскурсии.

Экскурсовод обязан анализировать прошедшие экскурсии, учитывать ошибки и просчеты при проведении последующих экскурсий.

При демонстрации рабочих мест, оборудования, продукции экскурсоводу следует придерживаться линии "старое - новое - будущее". Это делает экскурсию более насыщенной, а ее итог будет более эмоционально положителен. С этой целью важно знакомство с деятельностью рационализаторов и изобретателей. При этом необходимо показать, как и какими средствами решается конкретная изобретательская задача, каков экономический или иной эффект от внедрения нового получило предприятие. Здесь следует подчеркнуть еще одну важную линию "проблема - решение - внедрение".

Каковы типичные ошибки при проведении экскурсии?

Плохая разработка маршрута экскурсии (задержки, длинные переходы, демонстрация старого после нового).

Несоответствие моментов демонстрации и объяснения. Если в цехе шумно и сделать пояснения можно только вне его, то следует дать предварительное установочное пояснение и после демонстрации повторить его.

Экскурсия однобоко посвящается какой-либо стороне производства (например, только условиям работ).

Избыточная детализация, использование специальных терминов без объяснения их значения.

Интерес учителей иностранного языка к ролевой игре не случаен, поскольку игра занимает важное место в жизнедеятельности человека, особенно ребенка, осваивающего окружающий мир. Именно в игре у ребенка развивается воображение...

Психолого-педагогическая диагностика

Грамотно составленные и апробированные тесты обученности позволяют достигнуть коэффициента надежности 0,9. Установлено, что надежность повышается при увеличении количества тестовых заданий. Установлено также, что чем выше тематическое...

Развитие дошкольного образования в контексте современных государственных требований

1. Создание четкой программы занятия, направленных на развитие качеств ребенка, определенных в десяти образовательных областях «Здоровье», «Познание», «Физическая культура», «Труд», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Музыка»...

Разработка дополнительных занятий для подготовки к ЕГЭ

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...