Что такое «кризис трехлетнего возраста» и что должен уметь трехлетний ребенок?

 Для психологического развития ребенка важным является этап- три года. Недаром психологи называют этот этап кризисом трехлетнего возраста. Именно в этот период своего развития ребенок постепенно учится отделять свое «я» от маминого. Становится личностью и начинает находить новые формы отношений с родителями.

 

В трехлетнем возрасте ребенок учится самостоятельно познавать окружающий мир. Родителям не стоит удивляться тому, что их малыш становится упрямым, старается все делать по-своему. Не нужно бороться с этим упрямством ребенка- он учится быть самостоятельным.

Но есть моменты в процессе кризиса трехлетнего возраста, которые стоит пресечь, речь идет о манипулировании ребенка родителями. Манипулирование может иметь самые разные формы: истерики, которые закатывает ребенок при скоплении зрителей, падание на пол в общественных местах с криками «хочу!!!», даже попытки побить родителей, когда те стараются увести ребенка домой. С этих случаях нужно обязательно взять малыша и спокойно увести его туда, где нет зрителей. Важно не поддаваться на манипуляции ребенка и не давать ему возможности получить желаемое в результате своих манипуляций.

 

На самом деле, все вышеперечисленные поступки трехлетнего ребенка лишь свидетельствуют о его нормальном психологическом становлении, а оценить, как развиваются навыки ребенка  другие его психофизические функции можно по определенным признакам. 

Логика и мышление ребенка

В 3 года ребенок должен:

Собирать правильно и быстро пирамидку

Складывать картинку или паззл минимум из четырех частей

Определять простые взаимосвязи между явлениями и предметами

Освоить понятия «один» и «много», уметь в окружающей среде находить один предмет и много предметов, уметь объяснить на словах, каких из предметов больше.

Сравнить 4-5 предметов по длине/высоте/величине/ширине

Внимание ребенка

В 3 года ребенок должен:

Не отвлекаясь, выполнять задания не менее пяти мин.

Находить между предметами не менее 4 отличий и уметь находить схожие между собой предметы.

Выполнять определенное задание  по образцу, предложенному взрослым

Удерживать в своем поле зрения не менее 3-4 предметов

 Память ребенка

В 3 года ребенок должен:

Запоминать не менее 3-4 картинок

Знать 3-4 четверостишия наизусть

Повторить при помощи взрослого небольшую  недавно прочитанную историю/сказку

Помнить все, что  делал сегодня утром, сегодня днем, вчера вечером

Рассказать содержание картинки по памяти и по наводящим вопросам

 Речь ребенка

В 3 года ребенок должен:

Правильно и подробно отвечать на задаваемые  вопросы

Согласовывать слова в числе, роде, падеже

Правильно уметь пользоваться такими предлогами, как «на, в, под, за»

Употреблять  различные предложения, включающие однородные члены

 Мелкая моторика ребенка

В 3 года ребенок должен:

Изображать наглядно простейшие явления и предметы, используя  длинные, прямые, короткие, и наклонные линии

Повторять несложные движения из  пальчиковой гимнастики

Правильно держать в своих руках карандаши, ручку, вилку и ложку

Уметь самостоятельно одеваться: надевать штанишки и носочки, застегнуть молнию и пуговицы и т.д.

 Социальная адаптация ребенка

В 3 года ребенок должен:

Называть свои имя, фамилию

Называть имена своих близких людей

На основании опорных обобщающих слов находить различные предметы: "Покажи посуду, обувь, мебель"

Знать и уметь называть шесть  основных цветов

Различать различные  времена года

Отличать и называть несколько деревьев

Называть различные существенные части и детали различных  предметов