Развитие речи. Дыхательная гимнастика: комплекс упражнений.

Рубрика: 

 Применение дыхательной гимнастики в работе с детьми решает следующие задачи:

Повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма заболеваниям дыхательной системы.
Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо  и кровообращения в легких, а также деятельности сердечно – сосудистой системы.
Основу дыхательной гимнастики составляют упражнения с удлиненным и усиленным выдохом. Этого можно достичь произношением:
гласных звуков  ( а-а-а, у-у-у, о-о-о ),            
шипящих согласных  ( ш, ж ).
Эти дыхательные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме ( « жужжит пчела»,  « гудит пароход», « стучат колеса поезда и пр. Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнений упражнений.
Тренировке дыхания способствуют дошкольникам естественные движения: дозированные ходьба и бег.
Для правильного выполнения детьми дыхательных упражнений большое значение имеет исходное положение рук ( далее и. п.):
положение « руки на поясе» способствует созданию благоприятных условий для вентиляции легких;
положение и движение рук на уровне головы и выше содействуют активизации дыхательной функции мышц нижней части грудной клетки и диафрагмы.
Чтобы увеличить интерес детей к дыхательным упражнениям, создать позитивный эмоциональный настрой, к каждому упражнению подобраны короткие стихи.
 
« Петушок »        Крыльями взмахнул петух,
                           Всех нас разбудил он вдруг.
И.п.- пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
1- поднять руки в стороны ( вдох )
2- хлопать руками по бедрам « ку-ка – ре- ку »  ( выдох )     до  6 раз.
 
« Дыхание»             Тихо - тихо мы подышим,
                               Сердце мы свое услышим.
И.п.- пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
1 - медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться – прекратить и сделать паузу длительностью  4 сек.
2  - плавный выдох через  нос.                   2 раза
 
« Гуси летят »                          Гуси высоко летят
                                                На детей они глядят.
И. п. - пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
1- руки поднять в стороны ( вдох )
2-  руки опустить вниз со звуком « г-у-у-у»  ( выдох)     до  8 раз
 
« Вырасти большой »                     Вырасти  хочу скорей
                                                      Добро делать для людей.
И.п. - пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
1- поднимать руки вверх , потянуться, подняться на носки ( вдох )
2- опустить руки вниз, встать на всю ступню ( выдох )      до     4 раза
Произносить  « у -х –х –х ».            
 
« Воздушный шар поднимается вверх»     Ты, как шарик, полети,             
                                                                Сверху землю огляди.   
И.п.- пятки вместе, носки врозь, одну руку положить между  ключицами и внимание на них и на плечах.
1- поднять плечи и ключицы ( вдох )
2- опустить плечи и ключицы ( выдох )                   до   6 раз.
 
«Гудок  парохода»            Прогудел  наш пароход
                                         В море всех он нас зовет
И.п.- пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
1- через нос с шумом набрать воздух
2- задержать дыхание на 1-2 сек
3- с шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные « трубочкой », со звуком  « у-у-у » ( выдох  удлинен)                            до 6 раз. 
 
« Барабанщик»                          Мы слегка побарабаним
                                                                                    И сильнее сразу станем
И.п. – ноги на ширине ступни, руки на поясе
1- присесть, похлопать по коленям  ( выдох)
2- вернуться в и.п.  со звуком  « бам- бам - бам»   ( вдох )     до 6 раз.
 
  
« Часики »                              Часики вперед идут,
                                               За собою нас зовут.
И.п. – стоя, ноги слегка расставлены.
1- взмах руками вперед – « тик » ( вдох )
2- взмах руками назад – « так » ( выдох )                         2 раза.     
 
Ашека С.А. руководитель физического воспитания