Развитие речи: лепет малыша - признак правильного речевого развития

Рубрика: 

Во втором полугодии жизни ребёнка развитие речи проходит свой следующий этап – гуление сменяется лепетом. Начало лепетания, возможно, в большей степени зависит от созревания мозговых структур, чем от обучения, потому что даже глухие дети начинают лепетать примерно в том же возрасте, что и дети с нормальным слухом, само лепетание при этом очень сходно.
Примерно в 6 месяцев младенец в ответ на обращенную к нему речь взрослого лепечет, сочетая гласные с согласными и образуя цепочки слогов типа «бабаба», «дадада», «гагага», по звучанию иногда напоминающие настоящую речь. К 9 месяцам лепет достигает своего «расцвета», он обогащается интонациями и новыми звуками. Ребёнок теперь всегда отвечает вам «словом», если вы заговорите с ним. Обычно малыши много лепечут вплоть до 9–12 месяцев. После появления первых настоящих слов лепет постепенно исчезает. Однако немало детей продолжают лепетать, общаясь с родителями, куклами и другими игрушками. 
Не оставайтесь безразличными к лепету ваших детей. Произнося звуки, издаваемые ребёнком, вы побуждаете его вновь и вновь повторять их, отрабатывая правильную артикуляцию. Очень полезны речевые игры, где взрослый разыгрывает с малышом настоящие диалоги, произнося сочетания слов и делая паузу, чтобы малыш подхватил «разговор». 
Играя с малышом таким образом, вы можете включать в общение названия предметов и игрушек, сопровождая словами каждое игровое действие и тем самым побуждая малыша выполнять простые просьбы.
Но ещё до того как ваш ребёнок произнесет свои первые слова, он начнёт просить вашей помощи пристальным взглядом, особыми сигналами, жестами и вокализацией. К примеру, если малыш захочет пить, он, скорее всего, обратится к вам, произнеся какие-то звуки, а также укажет в сторону стакана с водой. Кроме того, для выражения своих желаний дети часто используют игрушки и различные предметы – они протягивают их, например, маме, но вовсе не для того, чтобы отдать, а с целью обратить на себя внимание и выразить какую-либо просьбу.
Интересно, что младенцы знают гораздо больше слов, чем произносят, – ведь понимание слов развивается гораздо раньше, чем их воспроизведение. В большинстве случаев малыш начинает реагировать на простые вопросы и просьбы типа: «Где твоя бутылочка?», «Где кукла?», «Погладь собачку» - гораздо раньше, чем произносит свои первые слова.
Исследования показали, что дети, способные произнести 10 слов, в среднем понимают около 50. 
В конце первого года жизни дети очень любят играть в такую игру: взрослый ходит по комнате с малышом на руках, останавливаясь то у кресла, то у стола, то у полки, при этом показывая и называя предметы ребёнку. Малыш внимательно смотрит на каждую вещь, переводя взгляд на губы взрослого, трогает их, и даже пытается залезть ему в рот. Это очень важно для изучения движения речевых органов, поэтому не противьтесь подобным действиям сына или дочки.
Но как же узнать: правильно протекает предречевое развитие вашего ребёнка или нет? В первом полугодии жизни, если малыш во время радостного оживления гукает и гулит, можно быть спокойным – развитие общения и речи у него протекает вполне нормально. Если же ребёнок не издает звуков, то это может говорить о серьезных дефектах либо речевого аппарата, либо центральной нервной системы. Во втором полугодии жизни о правильном предречевом развитии свидетельствует лепет. Если малыш не лепечет - это должно насторожить вас, ребёнка следует незамедлительно показать специалистам. Если же вы слышите целые лепетные тирады, интонированные, как настоящие фразы, значит всё в порядке - у ребёнка хорошо протекают и общение, и предречевое развитие. У умственно отсталых детей, как правило, лепет полностью отсутствует.