Развитие ребенка: сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр.

 Все дети очень любят фантазировать, а если им предложить поиграть и пофантазировать одновременно, это станет двойным удовольствием для каждого ребенка. Тем более, если они начнут не просто играть, а примут на себя определенные роли к примеру, один станет "космонавтом", другой – "жителем Луны" или другой планеты, который встретит так называемого "пришельца с Земли", а третий вообще сыграет "оборотня" или "динозавра".
Каждая игра по-своему интересна и привлекательна, они могут быть как подвижные, так и простые, типа "дочки-матери". А некоторые игры можно организовать обоими способами, выбрав более подходящий для ситуации вариант. Более спокойные не требуют большой подвижности, в такие игры можно играть как на улице, так и дома.
Правда, число участников в этих играх ограничено, если, конечно, не увеличивать список действующих лиц. Но при желании, к примеру, "космонавтов" может быть двое или трое, "моряков", "динозавров" тоже столько, сколько требуется по сюжету. Это сделает игру интересней и увеличит время ее проведения.
"Полет на Луну"

Дети в маленьком возрасте часто "летают на Луну и другие планеты". Они стремятся познать как можно больше о том, что так привлекательно и заманчиво, что имеет тайну. Эта игра рассчитана на детей от 5 лет, каждый игрок будет выполнять определенную роль. В начале игры эти роли нужно распределить.
Первый игрок – "капитан корабля", второй – "первый пилот", третий – "второй пилот", четвертый – "врач", ведь на каждом корабле должен быть свой доктор, пятый игрок займет уже противоположную позицию, он будет встречать "космонавтов" на Луне. Таких игроков может быть несколько – к примеру, пять "жителей Луны", и у каждого из них своя роль, это: "мама", "папа", "дети".
Сама игра имеет несколько стадий, первая – "полет на корабле", в это время "жители Луны" будут готовиться к встрече. Они подготовят "площадку для прилунения", ее можно просто нарисовать, а можно постелить материю. Дальше нужно приготовить "лунные блюда", их можно сделать игрушечными – к примеру, куличики из песка, а можно и настоящими, для чего хорошо подойдут пирожки, конфеты, печенья и другие поштучные лакомства, которые можно есть, держа в руке.
А на самом "корабле" каждый занят своим делом: "капитан" командует, это должен быть самый взрослый игрок, "первый пилот" встанет к штурвалу, на нем самое сложное дело – "вести корабль к новой планете". "Второй пилот" ему помогает, указывая направление движения. "Врач" наблюдает за их здоровьем, для этого ему понадобятся игрушечный стетоскоп, градусник и, конечно, медовая микстура.
Чтобы все было естественно, игрокам понадобятся костюмы или их элементы: "капитан" должен быть в фуражке, "пилоты" с поясом, "врач" или в халате, или с повязкой на руке. "Жители Луны" также должны иметь свои отличия – это интересные рожки, ушки или носики пятачком. Все эти элементы отличия можно как изготовить самим из кусочков ткани, так и купить в магазине. У "папы" отличие красного цвета, у "мамы" синего, у "детишек" зеленого.
При встрече игроки обмениваются рукопожатием и начинают знакомить со своей территорией, объясняясь как в пантомиме, поскольку языка они не знают. Сначала "капитан" ведет "лунатиков" на корабль и показывает им пульт управления, а затем "лунатики" ведут "космонавтов" по планете, где у них кухня и другие комнаты.
В эту игру можно играть как дома, так и на улице. Дома это могут быть разные комнаты, на улице игра займет песочницу, а "корабль" разместится на спортивных снарядах.
"Космические пираты"

Игра не столь мирная, поскольку она подразумевает захват и отстаивание своих позиций. Здесь игроки делятся на две равные команды. В каждой из них должен быть "капитан корабля", по два "пилота" и по нескольку "космонавтов", по "врачу" и по "повару". Всего в команде не менее 8 человек. Игра рассчитана на детей от 5 лет, развивает точность, умение выполнять свои обязанности и многие другие качества.
Эта игра, как уже сказано, заключается в захвате позиций. Одна команда занимает позицию – в песочнице или в другом открытом месте, это "пираты", у которых нет практически ничего, они и захватывают более богатый "корабль", чтобы уравновесить положение. У "пиратов" только "оружие", но оно довольно мощное. "Корабль" оснащен всем необходимым, на нем много разных деталей и механизмов, так что он займет более высокую позицию, возможно, спортивный комплекс из рукохода, брусьев и других строений.
Сначала каждая команда готовится к "бою", распределяя обязанности, собирая "оружие" и занимаясь другими организаторскими мелочами, которые контролирует "капитан". "Пираты" по команде "капитана" начинают нападение.
С этого места можно выбрать один из вариантов.
Первый вариант игры – это простое нападение на "корабль космонавтов", которые отбиваются от "пиратов", но последние не успевают разрушить "корабль".
Второй вариант предполагает настоящую "войну миров", с нападениями с обеих сторон.
И третий вариант. По нему игра идет как соревнования в отдельных видах. "Капитаны" соревнуются в умении отдавать приказы и смотреть за их выполнением, команда должна помогать ему во всем. "Помощники" соревнуются в умении вести "корабль" по курсу, а основной состав может просто пройти полосу препятствий, в которую входят несколько спортивных действий, к примеру приседания, бег, прыжки.
"Врачи" соревнуются в умении лечить, слушать сердце. А "повара" – в умении изготавливать пирожки. За каждое задание игроки получают определенное количество баллов, которые суммируются при подведении итогов. "Захваченной" окажется команда, менее подготовленная и сплоченная. Такой вариант больше подходит для детей 8—9 лет, малышам она не столь интересна, как простой захват, который можно произвести за несколько минут, где можно побороться и покричать.
После подведения итогов по любому из вариантов игроки меняются местами: "космонавты" становятся "пиратами" – и наоборот.
"Подводная Одиссея"

Морское дно всегда являлось загадкой, хоть и находится на земле, а не в космосе. Эту игру можно проводить несколькими способами. Рассчитана она на детей 4—6 лет, развивает фантазию, сконцентрированность, чувство ответственности за свое дело.

Способ первый.
Здесь каждый игрок становится "рыбкой", большой или маленькой, кто-то будет "осьминогом", кто-то станет "китом", "морским коньком", "морским ежом" или другим жителем океана. Всех героев должно быть по одному, чтобы никому не было обидно. Все игроки выполняют свои поручения, которые раздает "чудо-юдо рыба кит", который и является так называемым "капитаном" команды. К примеру, "омар" будет охранять дно океана, "конек" может просто танцевать и красоваться, "рыбки" станут плавать по океану. Все заняты своими делами, но тут начинается "шторм", и все становятся на защиту морского дна.
Под руководством "кита" все становятся в одну линию и прогоняют "шторм", которого играет, к примеру, самый сильный и взрослый игрок, и ему по плечу выдержать нападение нескольких довольных сорванцов.

Способ второй.
Это игра-исследование. Она заключается в том, что игроки, распределив роли, начинают рассказывать о себе что-то новое: к примеру, "омар" может рассказать, что он ползает по дну и плавает в воде, "рыбка" объяснит, как она выглядит, как раскрашены ее плавники, что она ест на завтрак, и т. д. "Морской конек" или "еж" также постараются раскрыть свои секреты.
Это игра для более взрослых детей, которые уже знают что-то о жителях океана. Детям будет интересно не только потому, что они займутся хорошим делом, но и потому, что они во время игры узнают об океане много нового.
В этой игре можно также присуждать баллы за правильное выполнение задания например, в первом варианте баллы игрокам начисляются за то, как они справляются со "штормом". Дети будут выполнять определенные движения, после которых "шторм" отступит. За это каждый также сможет получить по заветному баллу, а максимального их количества добьется тот, кто поможет установлению мирной, устойчивой погоды. Во втором варианте баллы будут начислять за то, как дети знают свою тему, все ли они могут рассказать о так называемом "герое".
В конце игры подводятся итоги, по результатам которых выявляется самый лучший игрок. Он и становится в новом туре ведущим и занимает первую позицию.
"Пришельцы"

Не совсем мирная игра, где от детей потребуется много ловкости и бесстрашия, так как "пришельцы" редко бывают добрыми. Рассмотрим два варианта игры. Она развивает ловкость, выносливость, учит обращению с некоторыми инструментами (по выбору ведущего), терпению и многим другим качествам.
Вариант первый. В нем игроки просто делятся на две команды – "жителей Земли" и "пришельцев из космоса". Первая команда состоит из "капитана", он же "директор межпланетной базы", его "помощника" и нескольких "сотрудников". "Пришельцы" также имеют "капитана" и его "помощников". В каждой команде должно быть не менее пяти человек.
Они занимают свои позиции и начинают сначала вести мирные переговоры – это можно сделать в виде определенных заданий. К примеру, участники игры должны разгадывать загадки и шарады. Их "капитан" даст каждому игроку противоположной команды, а за правильный ответ игрок получает очко. Или же можно сделать как в игре "Счастливый случай", где каждый игрок задает вопрос тому, кто находится напротив него. В этом варианте очко получает тот игрок, который оказался сильнее. Если вопрос останется без ответа, очко получает тот, кто его задал.
После мирной беседы можно переходить к физическим действиям. Это могут быть как физические упражнения, так и простое нападение. Все зависит от желания "капитанов": что они скажут, то игроки и должны делать. Может получиться очень интересно, если один "капитан" даст своей команде задание готовиться к прямому нападению, а другой прикажет своим, чтобы они отбивались от "пришельцев", правильно выполняя упражнения. А это довольно сложно, если учесть, что тебе мешают, отвлекают от счета, пристают с вопросами и т. д. Но физическую силу применять при нападении нельзя.
За правильно выполненное задание игроки получают очки, и если задание не выполнено, очко получает тот, кто создавал помехи. Затем команды меняются местами.