Развивающие игры: 20 ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА СОХРАНЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ . Возраст 1-3 года.

Упражнения в равновесии играют важную роль в восприятии, координации движений (сохранении позы, равновесии тела). 

"Плывет кораблик" 

Поставьте малыша на мягкий диван, возьмите его за руки, раскачивайте из стороны в стороны, приговаривая: 

Плывет, плывет кораблик 
Кораблик золотой. 
Везет, везет подарки, 
Подарки нам с тобой! 
(С.Маршак) 

"Покачай нас звонкий мяч" 

Посадите малыша на большой надувной гимнастический мяч – фитбол. Осторожно раскачивайте его из стороны в стороны, приговаривая: 

Качи-кач-и качи-кач 
Покачай нас, звонкий мяч! 
Влево, вправо, влево, вправо, 
А потом назад – вперед. 
Покатаемся по кругу, 
А потом наоборот! 

"На лошадке" 

Встаньте на четвереньки и посадите ребенка к себе на спину (пусть его кто-то из взрослых поддерживает). «Покатайте» малыша на «лошадке»: 

На лошадке цок-цок-цок 
Через запад на восток 
Мимо гор, лесов, морей 
К милой мамочке моей. 

"Кружимся – кружимся" 

Возьмитесь с малышом за две руки и покружитесь с ним по комнате, приговаривая: 

Кружимся! Кружимся! 
Стой, голова закружится! 

 "На одной ноге постой-ка" 

Когда ребенок стоит, подойдите к нему и скажите: «Давай посмотрим, как ты умеешь стоять на одной ноге». Согните и поднимите малышу одну ногу, затем опустите и поднимите вторую ногу. Придерживайте малыша во время упражнения и рассказывайте стихотворение: 

На одной ноге постой-ка, 
Будто ты солдатик стойкий. 
Ну, смелее подними. 
Да гляди не упади. 
А сейчас постой на левой, 
Если ты солдатик смелый. 
А сейчас постой на правой, 
Если ты солдатик бравый. 

 " Внутри – снаружи" 

Положите на полу обруч. Возьмите ребенка за руку и встаньте в центр обруча. 

Скажите: «День» и переступите за обруч наружу, затем повернитесь к обручу и скажите: «Ночь» - встаньте внутри круга. Вместо «день» - ночь», можно говорить «снаружи» - «внутрь», «кошки» - «мышки» и т.д. 

"Маленькие змейки" 

В нескольких местах комнаты разложите веревочки или ленты, длиной 50 см. Скажите малышу, что это змейки и что на них нельзя наступать. Играйте вместе с ребенком, держась за руки, аккуратно перешагивайте через веревочки. 

"Канатоходец" 

Протяните по полу длинную веревочку и предложите малышу пройтись по ней: 

Вот слон, индийский гастролер, 
Канатоходец и жонглер. 
(С.Маршак) 

На улице можно начертить мелом узкую дорожку, по которой ребенку надо будет пройтись. 

" Ковер" 

Скажите малышу, что ковер – это ваш плот, который плывет по реке. Предложите малышу обойти ковер по его краю, "не замочив" ноги об воду. 

" Перешагиваем" 

Положите на полу гимнастическую палку и несколько кубиков. Возьмите малыша за руку и побуждайте его перешагивать через невысокие препятствия. 

"Идет бычок, качается" 

Для упражнения будет нужна гимнастическая скамейка, если её нет, то можно положить на пол широкую доску или скатать ковер в рулон. Покажите ребенку игрушечного бычка и покажите, как он умеет ходить по доске: 

Идет бычок, качается, 
Вздыхает на ходу: 
- Ох, доска кончается, 
Сейчас я упаду! 
(А.Барто) 

Предложите малышу показать бычку, как он тоже умеет ходить по доске. Поддерживайте малыша за руки. 

"Там мышка живет" 

Малыш идет по гимнастической скамейке, в конце которой его поджидает игрушечная мышка. Вы говорите слова потешки: 

Огуречик, огуречик, 
Не ходи на тот конечик. 
Там мышка живет, 
Тебе хвостик отгрызет. 

Когда малыш доходит до мышки, ему нужно быстро повернуться и «убежать» по мостику от мышки. 

 "Идет котик по лавочке" 

Посадите в конце гимнастической скамейки игрушечного котенка. Малышу надо дойти до игрушки, наклониться и взять котенка. Во время упражнения необходимо держать малыша за руки: 

Идёт котик по лавочке 
Ведёт кошечку за лапочки 
Топы-топы по лавочке 
Цапы-цапы за лапочки. 

"По мостику" 

Скажите ребенку, что гимнастическая скамейка – это мостик через речку: 

Над речкой – узкий мостик, другого нет пути, 
Решили наши звери по мостику пройти. 
(Е.Железнова) 

Предложите ребенку провести через мост зверей (приготовьте игрушку кошки, собаки, коровы и т.п.). Малыш прижимает одной рукой игрушку и идет через мост, держась за вас второй свободной рукой. Оставляет игрушку на другом берегу и возвращается за следующей. 

" На улице" 

Гуляя на улице, побуждайте малыша ходить по бордюрам тротуара, бортикам песочницы, специальным бревнам-ходилкам, пенечкам и проч. 

"На горку" 

Положите один конец длинной доски на небольшое возвышение и, придерживая малыша за руки, помогите ему подняться по наклонной плоскости, а затем повернуться и спуститься обратно или спрыгнуть на пол: 

Ах, дыбок, дыбок, дыбок, 
Вот Ариночке годок. 
На горку поднимается, 
С горочки спускается. 

"По горам" 

Положите один конец длинной доски на диван или кресло. Возьмите малыша за руки и помогите ему подняться и спуститься с горы: 

По долам, по горам, 
Ходит шуба, да кафтан. 

" По камешкам" 

Разложите на полу друг за другом вырезанные из линолеума или ковролина круги, диаметром 30-40 см. Это камешки через ручеек. Возьмите малыша за руку и помогите ему перебираться с «камушка» на «камешек»: 

По ровненькой дорожке 
Шагают наши ножки. 
Раз-два, раз-два, раз-два! 
По камешкам, по камешкам 
Шагают наши ножки. 
Раз-два, раз-два, раз-два! 

"С бугра на бугор" 

Расположите на полу крепкие, устойчивые предметы: толстую книгу, низкую табуретку, перевернутую банку из-под краски, ящик. Возьмите ребенка за руки и помогайте ему перебираться с бугорка на бугорок: 

Куда бежите, ножки? 
- По летней дорожке, 
С бугра на бугор 
За ягодой в бор. 
В зеленом бору 
Тебе наберу 
Черной черники, 
Алой земляники. 

"С игрушкой на голове" 

Положите себе и малышу на голову мягкую игрушку. Походите с ним по комнате, держась за руки и стараясь не уронить плюшевого друга.