ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ: «ИДЕАЛЬНЫЕ» и «НОРМАЛЬНЫЕ» РОДИТЕЛИ

 По расхожему мнению, ИДЕАЛЬНАЯ МАТЬ должна немедленно и полностью удовлетворять всякую потребность ребенка, а также стараться избавить его от любых трудностей и негативных переживаний. Неидеальная, или, по определению известного детского психолога Дональда Винникотта, НОРМАЛЬНАЯ МАТЬ «начинает с полной подстройки к потребностям своего младенца и постепенно проявляет все меньшую и меньшую заботу».

 
НОРМАЛЬНАЯ МАТЬ не бросает ребенка на произвол судьбы, но разрешает ему бороться. Например, вместо того чтобы немедленно брать ребенка на руки всякий раз, когда он плачет, мать постепенно приучает его самостоятельно справляться с некоторыми неудобствами – разумеется, до тех пор, пока он остается в безопасности. Осознавая, что он не всегда может положиться на свою мать, ребенок учится надеяться на самого себя – и успокаивается. 
 
По мере того как мать все чаще и чаще, но постепенно и тактично «недоглядывает» за ребенком, он учится преодолевать многие трудности, с которыми ему придется столкнуться в жизни.
 
Процесс отдаления – это, конечно, неприятная и сложная ситуация как для родителя, так и для самого ребенка. Однако другого пути нет. Малыш никогда не научится ходить, если его постоянно поддерживать, оберегая от падения. Или мы учимся ходить и падаем – или не учимся вообще.
 
То же самое можно сказать и про поведение ребенка. ИДЕАЛЬНАЯ МАТЬ не потерпит беспорядка, который устроит ее малыш за столом во время еды; она будет или кормить его с ложечки, или постоянно носиться вокруг него, вытирая за ним всякий раз, когда он что-нибудь прольет. НОРМАЛЬНАЯ МАТЬ допускает, что руки ребенка будут грязными, он может уронить тарелку с кашей, измазать лицо и запачкать волосы, будет подносить ко рту пустые ложки, но он должен учиться на практике. Конечно, она при этом убедится, что ребенок накормлен и ему не грозит опасность уколоться вилкой. Она просто оставляет ребенку место для ошибок, но внимательно следит за его здоровьем и безопасностью.
 
В отличие от нормального родителя, которому удается найти золотую середину между нерадивостью и чрезмерным баловством, ИДЕАЛЬНЫЙ РОДИТЕЛЬ постоянно удовлетворяет все желания своего чада. Но есть баловство и другого, более вредного сорта – это эмоциональная и интеллектуальная «стерильность» жизни ребенка: если учитель или одноклассники с ним не согласны, если он тщетно бьется над каким-то учебным предметом или заданием, то проблему решает родитель. 
 
Стремление избавить своих детей от необходимости приобретать неприятный опыт – цель, конечно, благородная, и она естественным образом вытекает из любви и заботы о ребенке. Однако такие родители не понимают, что, хотя в краткосрочной перспективе им, может быть, и удастся сделать жизнь своих детей более приятной, в дальнейшем они могут помешать им стать уверенными в себе и жизнестойкими. 
 
Как рассуждал английский писатель Сэмюэл Смайлс: «Сомнительно, можно ли наложить на человека более тяжелое проклятие, чем полное удовлетворение всех желаний без всяких стараний с его стороны, которое ничего не оставляет его надеждам или усилиям». 
 
Для здорового развития, чтобы расти и взрослеть, ребенку надо уметь справляться с неудачами, преодолевать препятствия и испытывать негативные эмоции. Как родителю мне часто хотелось показать своему ребенку кратчайшие пути к цели или в обход трудностей, но таких, увы, нет.
 
Из книги Тал Бен-Шахара «Парадокс перфекциониста»