ГИПЕРТИМНЫЙ РЕБЁНОК

 Это один из типов характеров очень известной классификации А.Е. Личко.

ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА

У таких детей много сил, энергии, оптимистичное настроение, они всегда торопятся, всегда готовы к действию, уверены в себе, своих возможностях. Они обладают даром общения, легко знакомятся, быстро идут на контакт, завоевывают доверие. Любопытны и участливы, не стесняются рассказывать о себе.

Гипертимные дети с готовностью участвуют во всех интересных проектах, играх (и прежде всего в подвижных). Веселье и любопытство всегда светятся на их лицах, они часто смеются. Ребенок-гипертим всегда готов поделиться своим хорошим настроением, какой-то новостью, у него много друзей. Во всём, хорошем и плохом, он неформальный лидер.

Дети такого типа инициативны, они всё время что-нибудь придумывают. В то же время, они переменчивы в намерениях и увлечениях. У них нет устойчивой цели, они быстро переключается с одного дела на другое, более интересное или новое.

Гипертимные дети ориентированы на одежду свободного стиля, чтобы она не мешала им двигаться, бегать. Во внешнем виде ребёнка чувствуется некоторая торопливая небрежность, незавершенность. Он не особенно следит за своей внешностью, поскольку всегда что-то новое или интересное отвлекает его. Карманы такого ребенка наполнены множеством «нужных» предметов.

Часто дети-гипертимы не очень внимательны к тому, что им говорят родители, к их опасениям, просьбам и требованиям. Они излишне стремятся к самостоятельности и ненавидят ограничения.

Гипертимные дети спешат и всё делают наспех. Они заканчивают рисунок, не успев начать, моментально раскрашивают картинку, быстро делают уроки, однако качество труда оставляет желать лучшего.

Научить писать такого ребенка – это испытание, как для него самого, так и для его родителей и учителей. Гипертимным детям не нравится заниматься теми видами деятельности, где требуется терпение, аккуратность, точность. Они неаккуратны с игрушками и книгами. В результате у игрушек отваливаются детали (и неважно, пластмассовые ли это машины или оловянные солдатики), книги зачитаны (а точнее затасканы), как говорят, «до дыр».

В ЧЕМ ПРОБЛЕМНЫЕ СТОРОНЫ ГИПЕРТИМНОГО ХАРАКТЕРА?

О небрежности мы уже упоминали. Но, кроме этого, гипертимные дети неисполнительны, так как не могут оценить свои возможности, распределить время, которое надо затратить на выполнение задания. Им хочется поиграть, и они думают, что ничего не случиться, если еще немножечко полепят, посмотрят, … «Сейчас, это быстро!» – звучит, как правило, в ответ на призыв родителей или воспитателей.

Необязательность и безответственность такого ребенка тоже является распространенным явлением. Он может пообещать очень многое, но не выполнит, так как его отвлекло что-то более интересное. И вообще, он делает только то, что ему интересно.

Следует помнить, что гипертимный ребенок может проявлять неосторожность, он не чувствует опасности, всегда надеется на лучшее. Ребенок лезет на книжные полки, спускается с лестницы по перилам или по ступенькам, но на животе. Периодически слышится крик: «Помоги мне!» Это значит, что он залез высоко, а слезть не может, как маленький котёнок. Часто из подобных ситуаций его спасает изобретательность. Он всегда что-нибудь придумывает.

Общителен, но общается поверхностно. Сегодня он общается с одним, тут же может переключиться на другого, кто покажется ему более интересным или увлечёт его новой игрушкой, предложением.

Он легко проглядывает границу между дозволенным и недозволенным, и нередко переступает эту границу. В быту это бывают мелкие нарушения в обход принятых правил.
Типичный пример — разговор гипертимного подростка в машине:
Сын:
— Давай обгоним эту машину!
Отец:
— Нельзя.
Сын:
— Ну почему нельзя?!
Отец:
— Потому что знак висит.
Сын:
— Ну и что? Гаишника все равно нет, никто не заметит!

ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА-ГИПЕРТИМА

Такому ребёнку нужно помогать организовывать себя, но делать это следует очень осторожно, чтобы не ущемлять его потребность в самостоятельности. Поскольку он разбрасывается в своих интересах, увлечениях и делах, то хорошо делить с ним эти интересы (впрочем, это важно с каждым ребенком), чтобы через совместные занятия его дисциплинировать и направлять активность в нужное русло.

Особенно счастливым такой ребенок чувствует себя в обществе взрослого с тем же типом характера – воспитателя или родителя. Реальный ребенок и живой «внутренний ребенок» взрослого-гипертима быстро устанавливают контакт и взаимопонимание.