Мастер - ломастер, или что имеем- не храним.

 

Почему ребенок ломает игрушки? Сколько детей — столько причин для игрушечных поломок. Каждый такой случай — это зашифрованное послание родителям от ребенка, говорящее о назревающей проблеме, которая требует внимания со стороны взрослых.

Моему 4-х летнему сыну на день рождения подарили большое количество коллекционных машинок, а место им на полке за стеклом, но никак не на полу в детской. После нескольких гоночных заездов, устроенных Сашей, все машинки превратились в груду искореженного металла, рассказывает огорченная Лариса, мама 4-х летнего шалуна.

Жгучее желание понять, как устроена игрушка, заставляет ребенка откручивать колесики, отковыривать наклейки, развинчивать, отрывать и отламывать, выворачивать многострадальную игрушку наизнанку.
В таких случаях очень помогают сборно-разборные конструкции — вертолеты, экскаваторы, которые можно разложить на отдельные части и собрать по кусочкам при помощи отверток и других инструментов. Сборка разобранного — очень важный психологический момент; пробуждающий в ребенке дух созидания, формирующий систему жизненных ценностей. Пусть он убедиться, что восстановить гораздо сложнее, чем сломать.

Если играя в песочнице один ребенок строит замок, а второй его ломает, то не будьте на стороне тех, кто говорит: «Пусть ломает». Нужно быть на стороне ребенка, которые строит, и неважно, ваш это ребенок или нет.

Оторванную лапу у медведя или зайца нужно пришить, а самого мишку пожалеть и уложить в постель, чтобы он скорее выздоровел. Чините сломанные игрушки непременно вместе с ребенком. Не забывайте, что дети одушевляют свои игрушки: помятая машинка, кукла без волос, или заяц с выпотрошенным ухом — живые существа, способные испытывать разные чувства. Отправляя увечные игрушки в мусорное ведро — мы преподаем ребенку урок черствости и эгоизма.

Некоторые родители растят грудничков без игрушек, мотивируя это тем, что ребенок мал, играть не умеет,а только бьет всех игрушкой или просто ломает ее. В таком случае у ребенка начинается задержка формирования навыков обращения с предметами. Как результат — двигательная неловкость. Если ребенка приучили к игрушкам с младенчества, то и навык сформируется и закрепиться у малыша с меньшими игрушечными потерями.

Когда малыш расстроен, возбужден, обижен, в организме резко возрастает содержание гормонов стресса — адреналина и норадреналина. Снизить их уровень помогает двигательная активность — взрослые в таком состоянии швыряют посуду, вещи, а маленький человек — ломает игрушки. Заметив, что внутренне напряжение малыша достигло критической точки, предложите ему прогулку на улице или предложите поиграть с водой, а может быть, просто вместе попрыгайте и поскачите.

Иногда бывает так, что игрушка еще слишком сложна для ребенка, например радиоуправляемая машинка для 3-х летнего ребенка, и тогда ребенок от досады на то, что у него ничего не получается, поддевает игрушку ногой, ломает и топчет ее.
Если вы видите, что у ребенка с игрушкой сложились трудные отношения, вмешайтесь, помогите малышу научится управляться с ней.

Также вполне объяснимо желание нанести урон ненавистному персонажу. Расправляясь с вооруженным роботом или бабой-ягой, ребенок избавляется от страхов перед темными силами, своими ночными кошмарами, которые мы, взрослые не всегда принимаем всерьез.

Бывает, что и само качество игрушки оставляет желать лучшего и она рассыпается просто на глазах. Поэтому сначала проверьте как соединены все детали игрушки, хорошо ли пришиты глаза-пуговки, не вылезают ли волосы куклы.

Любое детское недомогание истощает психику малыша, делает его раздражительным. НЕ стоит его задаривать новыми игрушками, лучше убрать все крупное, яркое, оставив одного — двух любимцев. Новые же игрушки лучше приберечь до выздоровления.

И конечно не забывайте, что нужно играть и вместе с ребенком, для того, чтобы своим примером показать и научить малыша действовать с игрушками. И тогда ваш мастер-ломастер, станет просто мастером на все руки.

Автор: Самсонова Лина педагог-психолог