ЭТИКЕТ НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ.

 ЭТИКЕТ НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ.

Часть 1. Малыши (от 1 года до 2 лет) и их родители.
Детская площадка – это первое место взаимодействия ребенка с другими людьми. Впервые малыш появляется на детской площадке примерно в возрасте одного года. Он еще не очень уверенно ходит, не очень уверенно держит в руке совочек и не интересуется другими детьми. 
МАЛЫШУ НУЖНА ПЛОЩАДКА, А НЕ ДЕТИ, ИГРАЮЩИЕ НА НЕЙ
Зачем же нужна детская площадка для малыша? Для общения с другими детьми? Однозначно, нет. В таком нежном возрасте у детей еще нет потребности в общении с другими детьми. Детская площадка – это всего лишь хорошо оборудованное место для игры, где можно покачаться на качелях или качалке, съехать с горки, покрутить разные интересные «штучки-крутилки», поковыряться в песочке. Не более того. Малышу не важно, есть ли на площадке другие дети или он один. Малыши играют «рядом, но не вместе». Поэтому не нужно стремиться к общению целенаправленно. Например, некоторые родители стараются корректировать режим дня ребенка таким образом, чтобы не гулять на площадке в одиночестве. В этом нет смысла. Если кому-то и нужно общение, так это маме, которая хочет немного поболтать с такими же мамочками, пока дети мирно копают песочек. 
ЗАЧЕМ МАМЕ ВСЕГДА БЫТЬ РЯДОМ?
Но вот все-таки мы пришли с малышом на площадку. В идеале, конечно, усталой маме хочется хотя бы несколько минут спокойно посидеть на скамеечке. Не получится. Потому что не стоит оставлять малыша одного даже на пару минут. Ребенок еще не знает, как нужно вести на детской площадке и поэтому для него важно постоянное присутствие мамы рядом. Особенность этого возраста в том, что дети еще относятся к другим детям, взрослым и к животным как к неодушевленным предметом. Поэтому малыш может совершенно спокойно и неожиданно для окружающих ударить играющего рядом лопатой по голове, обсыпать песком как себя, так и тех, кто находится рядом. При этом, играющий рядом может точно также обидеть вашего малыша. Все это еще не агрессивные действия. Однако эти действия важно предупредить. Именно для этого нужна мама: вовремя остановить руку с лопаткой, занесенную над головой другого ребенка, остановить кидание песком и т.д. лучше не допустить действия, которое может причинить вред окружающим, чем потом ругать «агрессора» и успокаивать плачущую «жертву». 
Часть 2. Дети, которые учатся общаться (2-3 года)
Чему мы должны учить ребенка, который идет играть на детский площадку? Конечно, большинство родителей учат своих детей делиться игрушками, не обижать других детей, не кидаться песком и т.д. То есть, обучают именно этикету. А обращали ли вы внимание, дорогие родители, на то, что мы чаще учим детей тому, что делать НЕ НАДО и гораздо реже показываем детям, как именно лучше себя вести в той или иной ситуации? А ведь очень важно научить ребенка, КАК нужно общаться с другими. 
АДАПТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ
Пожалуй, в первую очередь ребенка нужно научить адаптивным способам поведения. Что такое адаптивные способы поведения? Это те модели поведения, которые будут помогать ребенку в жизни, а не мешать. Бывает, родители не вмешиваются в детские конфликты, предлагая детям «разбираться самим». Однако, согласитесь, что когда мы впервые даем ребенку ложку, мы не рассчитываем, что он тут же сам съест весь обед. Мы одновременно кормим его, постепенно приучая есть ложкой, а не разбрасывать с ее помощью пищу. Выпуская малыша на детскую площадку, мы точно так же должны учить его взаимодействовать с другими детьми, терпеливо сопровождая его.
Что это значит? Это значит, что в возрасте 2-3 лет все конфликты ребенка с другими детьми (или взрослыми) разрешают родители, показывая ребенку, как можно и нужно действовать в определенной ситуации. И основная цель родителя – научить ребенка, показать ему способы выхода из сложной ситуации. 
Чему мы учим ребенка? Конечно же, самым простым вещам. Вежливости. Тому, что нужно спрашивать разрешения, если хочешь взять чужую игрушку. Тому, что если другой ребенок не дает свою игрушку, можно попробовать обменяться, предложить ему что-то из своего арсенала или придумать игру, в которую можно играть вместе этой игрушкой. Если ребенок отнимает игрушки у другого, то, возможно, он еще просто не знает о том, что нужно просить. И поэтому первым уроком будут слова мамы: «Не нужно отнимать, попроси словами». Сначала мама может сама спрашивать разрешения взять игрушку, постепенно ребенок переймет этот способ поведения. Мы учим ребенка и возможным исходам разных ситуаций (в том числе и неблагоприятным). Например, что хозяин игрушки может не захотеть делиться и это его право. Увы, первый негативный опыт взаимодействия приобретается именно на детской площадке. Что может сделать мама? Чему она может научить в этой ситуации? Тому, что нужно немного подождать, может быть, хозяин игрушки наиграется и, возможно, даст поиграть своими игрушками другим. Еще мама может придумать интересную игру, которая отвлечет ребенка. 
Часть 3. Почему дети не хотят делиться?
Приходя на детскую площадку, родители обычно стараются научить ребенка делиться. При этом, имеют место некоторые закономерности, связанные с развитием ребенка. Точнее, стадии собственничества. А именно, примерно до 1-1,5 лет ребенок охотно делится игрушками; потом (с полутора-двух лет примерно до четырех лет) ребенок часто не хочет делиться, жадничает, как говорят некоторые родители и примерно после 4-4,5 лет ребенок достаточно спокойно может делиться, меняться игрушками. Первые две стадии противоположны, но обе очень беспокоят родителей. В первом случае родители очень переживают за ребенка, расстраиваются, что он не может постоять за себя, опасаются, что он вырастет «мямлей». Во втором случае, родители, напротив, сердятся на ребенка, беспокоятся о том, что он вырастет эгоистом. 
Рассмотрим типичное поведение ребенка на этих стадиях. Первая стадия. Малыш легко раздает свои игрушки, часто даже не обращает внимания на то, что кто-то взял его вещи. За всем следит мама. Иногда более старшие и бойкие дети берут игрушки у него из рук и он легко расстается с ними. Почему так происходит? Начнем с того, что малыш не так давно начал сам гулять на площадке, до этого он больше сидел в коляске или у мамы на руках. Поэтому радость движения, возможность самому пойти туда, куда хочется, потрогать то, что хочется, посмотреть на разные интересные для него предметы, преобладает над интересом к игрушкам. Так что малыш легко отдает свои игрушки, моментально забывая о них. Собственно говоря, в этом возрасте совершенно не обязательно брать с собой на прогулку игрушки. Хотя, конечно, мамы делают это из соображений деликатности: малыш иногда берет чьи-то игрушки, поэтому мамы имеют в арсенале несколько своих. Нужно ли беспокоиться о том, что малыш не может отстоять свои игрушки? Нет. Просто на данный момент они ему не слишком важны.
Вторая стадия. Начинается как раз с развития интереса к играм с игрушками. Ребенку становятся интересны чужие игрушки и появляется чувство собственничества, т.е. ребенок не всегда готов делиться своими игрушками. В связи с этим родители порой стыдятся, уговаривают ребенка поделиться, даже ругают. Ребенок только начал осознавать, что ему принадлежат какие-то вещи (игрушки) и для него важно обладать, иметь возможность дать или дать другому игрушку. То есть, ребенок начинает чувствовать себя личностью, которая может принимать решение. Ведь и дать другому игрушку, и не дать – это решение, которое принимает ребенок. Еще один важный момент, который мы иногда упускаем – это то, что ребенок еще не знает, что игрушку он отдает не навсегда. Понимание временной перспективы у ребенка еще смутное и когда родители говорят: «Он поиграет немного и отдаст», для ребенка это ничего не значит. «Немного» - это сколько? Вот другой малыш взял и играет машинкой уже минуту и для вашего малыша это ожидание уже не «немного», а «долго-предолго»… Что желать в этих случаях? Обязательно нужно обратить внимание ребенка на то, что это его игрушка и мальчик (девочка) поиграет и обязательно отдаст. Можно привести пример из прошлого, когда малыш уже давал другому поиграть и ему вернули его игрушку. Что касается времени, то ребенок гораздо лучше воспринимает не временной отрезок, обозначенный количеством времени (пять минут или недолго), а действиями. Ребенку понятнее, если вы скажете так: «Мальчик поиграет твоей машинкой, пока мы качаемся на качелях». Кстати, это организует и того, кто взял игрушку, ведь сон тоже понимает, что будет играть до тех пор, пока хозяин качается. 
Третья стадия начинается тогда, когда ребенок усвоил, что его игрушки к нему обязательно вернутся, что он хозяин собственных вещей и может как давать другим свои игрушки, так и не давать. Наступление этой фазы напрямую связано с поведением родителей. Если родители заставляли ребенка делиться игрушками, не обращали внимания на то, что кто-то забрал игрушку ребенка домой или разрешали это сделать («Он же маленький, пусть возьмет домой, у тебя же много машинок» и т.п.), то ребенку сложно делиться и договариваться. Ребенок знает, что его чувства и желания далеко не всегда уважают и возможен исход, что отдав игрушку, он не сможет вернуть ее назад тогда, когда захочет. В этом случае ребенок предпочитает изначально не давать никому свои игрушки. Если же родители помогали ребенку, уважали его мнение, то потепенно ребенок научится делиться. 
(с) Юлия Гусева, психолог, гештальт-терапевт, кандидат психологических наук.