6 РАЗВИВАЮЩИХ ИГР С МЯЧАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 


Основная цель этих игр — научить ребенка обхватывать и удерживать в руках круглые предметы разного объема (маленький мяч, который он может удержать в одной руке, или большой надувной,который можно удержать только двумя руками), осуществлять броски разной дальности и точности, пользоваться орудием (палочкой, клюшкой, молотком) для толкания, закатывания.

Для детей от 1 года до 2 лет интереснее просто скатывать мяч с наклонной плоскости или бросать его в произвольном направлении.

Для детей постарше задание можно усложнить, побуждая закатывать мяч в определенной ширины воротца, ямку или забрасывать его в корзину, или передавать мяч точным броском руками или клюшкой кому-то из группы ребят.

Выделите для этих игр свободный уголок, где ребенок мог бы передвигаться без опасения наткнуться на углы или зацепить ногой коврик. Расположите в приготовленном месте мячики разного размера, изготовленные из разных материалов (воздушный шарик, большой надувной мяч, теннисные мячи и мячи от пинг-понга, а также спортивные резиновые мячи, тряпичные или ватные мячи, клубки из ниток). Для более сложных вариантов действия с мячом можно приготовить корзинки, тазики, большие деревянные кубы и дощечку для изготовления горки или скамеечки, под которой, как под воротцами, можно прокатить мяч определенного размера. Высоту скамеечки можно регулировать с помощью набора строительных кубов.

1. «Поймай мячик»

Взрослый садится на пол и приглашает детей последовать своему примеру. Используется легкий мяч среднего размера. Взрослый катит этот мяч в сторону кого-то из детей и весело говорит: «Петя, лови мяч». Затем просит: «Кати мячик обратно». Мячик перекатывается каждому из участвующих детей по очереди.

2. «Мячик катится по кругу»

Можно модифицировать эту игру и катать мяч по кругу от одного к другому, а не через все игровое поле как в предыдущей игре. Перекатывая мяч, можно комментировать его передвижения: «Вот сейчас мячик у Оли, а Оля покатила его Мите» и т. д. Это поможет детям лучше познакомиться друг с другом и выучить имена сверстников.

С детьми постарше можно использовать более сложный вариант, например, предварительно спрашивать у них, кому они хотят отдать мяч и поощрять их попытки отправить его точно «по адресу»: «Хорошо, Наташенька, молодец, поймала мячик. А кому ты хочешь его отдать? Сереже? Вот как метко получилось, прямо в руки к Сереже мячик прикатился!»

Вместо называния детских имен, можно сопровождать это занятие стишком: «Мячик катится домой, ты поймай его рукой».

Можно разнообразить это действие и иначе, например, осуществлять его под музыку и прекращать его, как только музыка остановится.

Когда дети научатся ловить катящийся мяч и перекатывать его другому ребенку, можно попробовать новый вариант, сопровождая его стишком «Мячик катится домой, ты отбей его рукой». В этом варианте дети не ловят мяч руками, а отбивают его, чтобы он не закатился между расставленными ножками, т. е. не попал в «домик».

Аналогичные игры можно организовать за столом, используя маленькие резиновые мячи, мячики для пинг-понга, матерчатые, ватные мячи или шерстяные клубки.

3. «Мячик, не падай»

После того как ребенок научился ловить катящийся по полу мяч, можно попробовать более сложный вариант занятий — ловить мяч на лету в положении стоя. Для этих занятий нужно подбирать мяч такого размера, чтобы ребенок легко мог обхватить его двумя руками. Для этой цели больше подходят пластиковые надувные мячи. Варианты игры такие же, как в предыдущих занятиях.Взрослый бросает мяч каждому из детей, просит их вернуть ему мяч, просит их передать мяч кому-то из детей, просит детей перебрасывать мяч по кругу.

Более сложным вариантом является игра воздушным шариком, который дети бросают друг другу сначала руками, а затем, как вариант, перебрасывают его друг другу поролоновыми ракетками или пластиковыми палочками. Взрослый может объяснить детям как это делать, показать, поиграть с ними, предложить им новый вариант, когда старый их утомит или истощит их интерес. Например, можно дать ребенку воздушный шарик и пластмассовую трубочку и попросить его подкидывать шарик, не давая ему упасть на пол.

В этой игре необходимо соблюдать осторожность. Дистанция между детьми должна быть достаточная, чтобы они не задевали друг друга и не сталкивались при движении. Желательно играть в подкидывание воздушного шарика в спортивном зале или на участке.

4. «Мячик, поскачи»

Взрослый бросает мяч об пол или стенку и ловит его двумя руками, приговаривая «Мячик, мячик, поскачи!», и предлагает детям повторить его действия. Ничего, если мяч несколько раз ударится об пол, прежде, чем малыш его поймает. Более сложный вариант состоит в том, что ребенок несколько раз ударяет мяч об пол одной или двумя руками. Можно сопровождать эту игру стишком:

«Мой веселый звонкий мяч,
ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой — 
Не расстанемся с тобой!»
«Закати мяч в ворота»

Взрослый делает «ворота» из любых подручных средств (расставленные на определенном расстоянии стульчики или кубы из строительного материала) и просит детей по очереди закатывать мяч в промежуток между ними. Сначала руками, нагнувшись или присев на корточки, а затем ногой. Расстояние между ребенком и воротами можно варьировать в сторону усложнения, т. е. помещая детей все дальше от ворот; можно предоставить ребенку возможность самому выбирать расстояние.

Игру можно усложнить, поставив в ворота «вратаря», который будет пытаться поймать или отбить мяч.

Закатывать мяч в импровизированные (разной высоты и ширины ворота) можно не только рукой или ногой, но и каким-нибудь предметом (клюшкой, деревянным молоточком). Размеры мяча и молоточка (клюшки) можно варьировать. Лучше подобрать такой мяч, который легко и быстро катится по полу.

Другой возможный вариант — на участке закатывать мяч в ямку руками, ногой или клюшкой.

5. «Мини-баскетбол»

Можно предложить ребенку также варианты действий по забрасыванию мяча в какую-нибудь емкость, находящуюся на полу или приподнятую на небольшое расстояние от пола (корзинка, коробка, таз, пустой надувной бассейн и т. д.). Взрослый может держать емкость в руках и ловить ею мяч, брошенный ребенком. 

Эту игру легко разнообразить, меняя размер емкости и размеры мячей, а также высоту, на которую помещена эта емкость, и расстояние, с которого ребенок пытается забросить мяч.

6. «Мяч летает через сетку»

Взрослый показывает детям, что мяч можно не только забрасывать в корзинку или другие емкости, но и перебрасывать друг другу через сетку (или натянутую веревочку). Более легкий вариант, когда один ребенок бросает мяч, а другой его ловит. Игру можно усложнить, дав детям легкие капроновые мячи и предложив им отбивать их не рукой, а, например, легкой пластмассовой ракеткой. Другой вариант — если один ребенок будет бросать через сетку капроновые мячи рукой или ракеткой, а второй — ловить их широким сачком. Потом можно предложить детям поменяться местами.

Е. В. Смирнова С. Ю. Мещерякова Т. В. Ермолова "Игры и игрушки для детей раннего возраста", Москва, 2004