Развитие ребенка: читаем сказки мальчикам.

Рассмотрим несколько типов сказок, которые отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, уроки, которые, взрослея, проходит мужчина.

Соотношение «брать-давать»
Первый тип сказок — это те, где есть идея о правильном соотношении «брать-давать». Мальчики, в силу своей природы, всегда активно вступают в борьбу, будь то игрушка в песочнице или велосипед старшего брата. Поэтому, начиная с 4 -5 лет, ребенку следует подбирать сказки, которые учат правильно брать и отдавать.
Сказка учит: помни, что берешь, когда и у кого. Если хочешь что-то взять, прояви терпение, спроси у владельца, как этим пользоваться. Будешь нетерпелив, будешь хватать чужое - можешь накликать беду. Благодари заранее и когда берешь, и когда возвращаешь, благодарность - лучшая защита.

Если мама в первые 5-6 лет сформирует правильное понимание «брать-давать», она сделает уже огромную работу.

Мужские решение
Важно читать сказки, где герой принимает решение. Это хороший материал для бесед с мальчиком. «Давай подумаем, правильное ли решение принял герой, как можно было по-другому поступить в этой ситуации?» В принципе, любую мужскую сказку можно анализировать под этим углом зрения. И чем раньше мама начнет давать возможность своему сыну принимать решения, тем легче ему будет брать ответственность за свои поступки и становиться самостоятельным.
Мамам стоит помнить здоровую формулу мужского воспитания: «Я родила сына, но воспитываю мужчину, то есть кормильца и защитника не только для меня, но и для будущих поколений, а также для той женщины, которая поможет сыну продолжить наш род».
Если же мама постоянно опекает ребенка, ведь «он слабенький и маленький и без меня пропадет», то такое отношение разрушительно действует на мужскую природу. И не удивительно, что через 10, 15, а то и 40 лет сын продолжает быть инфантильным и зависимым от матери.

Героические сказки
Третий тип сказок, который мы выбираем для мальчиков, это героические сказки. В них действует Герой, способный бороться за справедливость и защищать слабых. Он спасает людей, возможно, жертвуя собой, на его пути встречаются трудности, но к своей цели он всегда приходит победителем.
Это не только сказки, где показаны красивые, благородные герои, но и исторические жизнеописания (Александра Македонского, Суворова, адмирала Ушакова и т.д.), былины, жития святых.

Мастер своего дела
Хороший сапожник, портной, пекарь, и даже хороший волшебник — это истории, в которых показан путь, который проходит мужчина, чтобы стать мастером своего дела. Из таких сказок вытекает важный разговор о ремесле, потому что Мастер - это важный мужской архетип. Для мальчика, помимо хорошего образования, может быть полезно научиться владеть каким-то ремеслом. Это всегда даст ему возможность заработать, а значит, и прокормить себя и семью.

Четыре архетипические роли
Через «мужские сказки» мальчик постигает четыре основные мужские архетипические роли: Кормильца, Защитника, Учителя и Продолжателя Рода.

Архетипическую роль Кормильца мы встречаем в сказках, где мальчик вынужден взять на себя роль главы семьи, в силу какой-либо причины, например, гибели отца. Юноша отправляется в путь, нанимается на работу, деньги отсылает в семью, помогает матери, младшим братьям-сестрам. Он вырастает, достигает социальных высот, но никогда не забывает о семье. Так он становится Кормильцем.

Что касается Защитника, то это истории о героях, которые стоят на страже свой страны, оберегают свою семью. Для Защитника радость восстановления справедливости является мощным стимулом, он ничего не берет для себя взамен.

Мужчина-Учитель к каждому находит свой подход. Совершенно удивительно этот архетип раскрыт в восточных притчах: в Китае, Японии, Корее. Яркий пример тому - фильм Ким Ки Дука «Зима. Весна, лето, осень и снова весна», где чудесно обрисован образ Учителя.

Сказки, где есть архетип Продолжателя Рода - это истории, которые имеют тему отношений с женщинами. Они посвящены любви и верности. 

Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева, основатель метода Комплексной Сказкотерапии, доктор психологии, директор Международного Института Комплексной Сказкотерапии