РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: ЧТО ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК?

 Детям нужно разрешить, в первую очередь, использовать различные материалы, которые стимулируют их тактильные и кинестетические способности, т.е. глину, краску для рисования пальцами, тесто, песок и воду. Такие материалы тренируют также кисть руки, заставляя напрягаться и расслабляться.

Для того чтобы тренировать сноровку и подвижность кисти руки, эффективны игры для пальцев с пением. Хорошо известно, что упражнения для пальцев стимулируют также языковое развитие. 

Чтобы помочь детям узнать свои руки, можно обвести одну из рук по контуру на бумаге и затем назвать пальцы на рисунке. Ребенок может также сделать отпечатки своей кисти с помощью краски или в гипсе. Полезны также игры с пальчиковыми и кистевыми куклами

Игры с мячом

Мяч всегда полезен для стимулирования развития кистей рук. Дети могут, например:

• Сесть в круг, бросать мяч друг другу, называя свои имена, части тела или что-нибудь подобное.

• Бросать мяч в стену.

• Играть в мяч парами.

• Кидать мяч друг другу.

• Играть одновременно с двумя или тремя мячами.

• Много раз подбрасывать мяч в воздух и ловить его, не дать упасть.

Для развития пальцев и различных хваток маленьким детям нужно рисовать толстыми цветными мелками, а старшим детям - мелками потоньше. Для детей важно рисовать карандашами, краской и играть со своими руками.

Более сложными упражнениями будут следующие: положив руку на стол попытаться выпрямить только один палец, а затем вновь согнуть его, не вовлекая в движение всю кисть.

Противостояние большого пальца тренируется с помощью игр, в которых большой палец касается остальных пальцев, т.е. "пальцевых игр", выкладывания деревянных бусинок в форме квадрата, шитья, сортировки пуговиц и бусинок.

Упражнение для координации глаза и кисти руки в сочетании с моторной деятельностью выполняется на большой классной доске. Взрослый рисует мелом линию, которую ребенок "стирает" мокрой тряпкой. Таким образом, ребенок приобретает навыки движения рукой. Впоследствии рисуются вертикальные и диагональные линии, полуокружности и окружности. С помощью упражнений на школьной доске ребенок вначале приобретает навыки "крупных" движений. Когда он овладеет этим, то сможет, встав на гимнастическую скамью, выполнять то же самое движение рукой, что и взрослый.

Другим хорошим упражнением будет "рисование" колесиком, которое обмакнули в воду. Для того чтобы научиться правильному движению рукой и кистью, ребенку полезно во время рисования кисточкой и краской пользоваться пюпитром.

Тренировка асимметричных движений

Когда движение становится полностью автоматическим, должно быть возможным выполнение одной рукой какого-то одного движения, в то время как вторая рука выполняет другое движение. Например:

• совершать одной рукой круговое движение над головой, в то время как вторая рука делает круговые движения над животом;

• постукивать одним указательным пальцем вверх-вниз по поверхности стола, двигая вторым указательным пальцем взад-вперед.

Более трудное, движение - сделать так, чтобы большой палец касался кончиков других пальцев, делая это вначале одной рукой, а затем - двумя. 
Потом можно касаться большим пальцем указательного на одной руке, в то время как большой палец касается маленького на второй руке. Обе руки должны двигаться асимметрично назад и вперед. 
И, в заключение, то же самое движение может быть повторено с закрытыми глазами. 
Это упражнение для детей труднее всего. Однако, оно может дать некоторое представление о том, что некоторые движения, которые, как полагают взрослые (у которых такие движения стали автоматическими), являются совсем простыми, представляют для детей значительную трудность.

Стимуляция для определения доминирующей руки

У детей начинает развиваться латерализация полушарий и доминирование одной из рук, когда они приобретают некоторый уровень восприятия своего тела. Латерализация ассоциируется, главным образом, с помощью кинестетического чувства, и, кроме того, важным является зрение. Это означает, что, когда взрослый стимулирует доминирование одной руки ребенка, он должен начать со стимуляции мускулов восприятия всего тела. Ребенок должен вначале изучить свое тело, из чего оно состоит, как оно может двигаться и как называются различные части тела. Полезными играми и упражнениями для этого будут:

• Имитационные игры, например, "Сделай это, сделай то".

• Пальчиковые игры.

• Закрыть глаза и указывать на различные части своего тела.

• Занятия с такими материалами, как глина, песок и акварельные краски.

• Упражнения на расслабление. Например, лечь на спину, положить руки на пол - расслабиться.

• Напряжение/расслабление.

Постепенно становится возможным использовать более непосредственную стимуляцию:

• Упражнения для пальцев.

• Игры с мячом.

• Постоянно давать предмет в доминирующую руку ребенку.

• Научить ребенка различать его правую и левую стороны.

• Дать ребенку возможность учиться рисовать карандашом, красками, пользуясь доминирующей рукой.

Книга "Право детей на развитие", Ильва Эллнеби