ДЕТСКОЕ РАЗВИТИЕ: МОТИВАЦИЯ

 В ребёнке от рождения заложена божественная искра Творца. Он неутомимо исследует мир. Посмотрите, как дети играют. Их игра наполнена перебором различных возможностей того, с чем они соприкасаются. Из кубиков сооружают дом и тут же его рушат, чтобы на основе уже освоенных навыков построить нечто более интересное для них. И так просходит до тех пор, пока они не исчерпывают возможности подручного материала. И только затем ищут, чем же дополнить его, ищут новые возможности создать нечто новое. Так он постигает науку созидания и воплощения своих идей.


В отличие от взрослых, детям не интересен конечный результат. Оттого детские игры, которые не управляются взрослыми, выглядят бессмысленными. Как только объект создан, ребёнок теряет к нему интерес. Взрослый, видя результат действия своего ребёнка, начинает его оценивать. А оценка - всегда сравнение. Даже в элементарном заявлении: “это хорошо, а это плохо” - содержится оценка. Так происходит потому, что восприятие взрослого сформировано оценочной системой. Детям же интересен сам процесс. В нём они черпают радость познания мира. Они к этому миру относятся как к великой тайне, которую жаждут открыть. Это и есть основной внутренний мотив, который формирует их ВНУТРЕННЮЮ МОТИВАЦИЮ.

Я наблюдала за совсем маленькими детьми, как они рисуют. Они словно сами себе удивляются, как из-под их руки выплывает на поверхность листа нечто, чему они не знают имя. Тут же взрослый пытается «отгадать», что же это такое, присваивая каракулям название по сходству. Совсем маленький ребёнок не копирует объекты материального мира, он воплощает образы, всплывающие в его воображении. Ребёнок нарисовал картинку, и у него тут же исчезает к ней интерес. Он снова хочет окунуться в процесс созидания. А взрослый вешает рисунок на стенку или демонстрирует её своим друзьям, упиваясь чувством гордости за своё чадо. Так происходит растление той чистоты, что заключена в ребёнке изначально. Он либо попадает под очарование игры в признание, либо огорчается от неразделенности своих чувств, но напрочь, в итоге, утрачивает вкус к творчеству.

Помню, как Лиза рисовала масляными красками. Закончив картину, она тут же начинала прямо поверх неё наносить новые краски, перемешивая их с уже нанесёнными. Мне так жаль было её законченной работы. Она мне казалась такой красивой, и я протестовала её порыву её «испортить». Она же хотела её заново “перемазюкать”. Её восхищал процесс возникновения того, что материализовывалось с её помощью. Когда я предлагала ей новый лист бумаги, отнимая, как мне казалось, законченную картинку, то выключала её из процесса только ей понятной игры воображения. Она огорчалась и часто отказывалась начинать новую работу. В ней гас огонь Творца.

Я говорила ей: «Давай нарисуем яблоко». Но это предложение не встречало энтузиазма: зачем создавать то, что уже создано кем-то, причём в объёмном виде. Ей хотелось рисовать воображаемое, лежащее где-то за гранью материального мира. Для ребёнка творить - значит жить. И если у детей отнять эту радость созидания, то они гаснут и погружаются в скуку. Тогда вместо радости творчества идёт поиск иных способов получения внутренней радости. Если их действия постоянно оцениваются взрослыми, постепенно именно похвала и порицания становятся стимулами к действию, замещая внутреннее побуждение. Так взрослые делают ребёнка заложником оценочной системы. Взрослый выводит ребёнка на путь достижений, на котором теперь потребуется постоянно поддерживать в активном состоянии ВНЕШНЮЮ МОТИВАЦИЮ: заставлять, увлекать, создавая толчок к действию.

Творческий потенциал ребёнка может быть реализован только тогда, когда внутренняя мотивация от действия к действию создаст основу его воли. Эта воля будет зиждеться не на оценках окружающего мира, а на собственном удовлетворении, полученном в ходе работы. Творческий человек не остановится по окончании работы в ожидании бурных аплодисментов. Он тут же с головой кинется в пучину неизведанного. Только человеку внешне мотивированному потребуется рукоплескание рук. Его ЭГО ждёт фанфар, а в их отсутствие он страдает. Как только ЭГО начинает править бал, талант преобразуется в жалкое подобие естественности. Творчество перестает быть радостным, спонтанным. Оно ставится на службу жажды славы, признания, добивая в сердце остатки творческой чистоты. Человек ищет соревнования, спора, самоутверждения, лезет на передовую, отстаивая своё право знать: «Как надо чувствовать, писать, рисовать, ваять, работать…». Талант превращается в прах… И тогда сердце жаждет войны, с кем бы поквитаться за своё фиаско, которое до конца не признаётся… Боль «непризнанного гения» велика… И в этом аду сгорает божий дар… Человек буквально умирает в муках...

Потому я не люблю оценочную систему. Не люблю критиков. Это те люди, которые силой своего ЭГО разрушают то, что создают талантливые. Разрушают поступками и словами. ЭГО, которое делает сердце холодным, завистливым, не даёт пробиться собственным росткам творческого начала и губят чужие. Учителя и родители в этом случае выступают в роли статистов: следят за детьми, как бы чего неправильного они не натворили или не зря потратили своё драгоценное время. Они выискивают в них изъяны, чтобы на своих оценках соорудить пьедесталы тем, кто послушен их воле или разрушить тех, кто живет вне соответствия их представлениям. Они прививают детям свои ценности и идеалы, стремясь сделать их успешными. Успехом они называют богатство и славу, делая их заложниками страха не соответствовать этим мерилам. А потом кричат уже выросшим детям в лицо: «Ты ни к чему не стремишься!!!», не видя, что перед ними человек, в котором они своими собственными руками убили Творца.

Талантливые люди всегда светлы. Они естественны и не могут жить иначе. Для них творить - значит жить. Они текучи, многомерны, свободны и чувствительны. В них цветут райские сады, не видимые внешнему взгляду. Почувствовать их красоту под силу только равному, в ком собственный талант жить наполненной жизнью не угасает под гнётом невзгод… Они умеют контролировать проявление собственного ЭГО… Им свойственна внутренняя сосредоточенность… Позволить детям вырасти такими людьми - вот задача осознанного родительства. Просто не мешайте им. И сами развивайтесь в этом направлении. Станьте соучастниками открытия тайн мира.
© Сгонник Любовь