Развитие ребенка. Пальчиковые игры: зачем и как?

 Почему именно пальчиковые игры?

Если углубиться в анатомию, мы увидим, что речевой центр находится возле центра, отвечающего за движения пальцев рук. Соответственно, при стимуляции последнего, мы воздействуем и на соседний, речевой, центр, тем самым ускоряя развитие функций, за которые он отвечает. Стимуляция же центра тонкой моторики идет через нервные окончания, которые в большом количестве расположены на подушечках пальцев рук и ладони. Отсюда и вывод – игры с пальчиками благотворно влияют на развитие речи.
Когда нужно начинать заниматься пальчиковыми играми?
Начинайте заниматься пальчиковыми играми с ребенком как можно раньше. Уже с самых первых месяцев можно делать пассивную гимнастику для пальчиков, массируя их, поглаживая, сгибая и разгибая. Таким образом вы не только стимулируете нужные центры в головном мозгу крохи, но и способствуете более быстрому снятию гипертонуса в его ручках. Малыш привыкает к пальчиковым играм с раннего возраста и в более старшем возрасте занимается ими с удовольствием. Если же вы никогда не занимались с ребенком подобными упражнениями, а в год-полтора вдруг решили их освоить, вы рискуете встретить яростное сопротивление крохи: он может вырывать у вас свои ручки, злиться или плакать – в общем, протестовать, не понимая, чего от него хотят. В таком возрасте потребуется немало усилий для того, чтобы малыш привык и полюбил пальчиковые игры. А вот дети садовского возраста уже с удовольствием заучивают наизусть и самостоятельно выполняют нехитрые упражнения.
 
Какие упражнения существуют?
 
Начните с самых простых игр. Вам придется примерно до восьми-десяти месяцев выполнять все движения пальчиками малыша самой. Важны сгибания-разгибания пальчиков и стимуляция нервных окончаний на ладони. Ниже приведены несколько «народных» упражнений, которые знакомы практически всем мамам.
 
«Сорока-белобока»
Сорока-белобока, кашку варила,
Кашку варила, деток кормила. (Совершаете круговые движения указательным пальцем по ладони ребенка)
Этому дала, этому дала, этому дала,
Этому дала, а этому не дала. (Поочередно загибаете каждый пальчик, начиная с мизинчика)
Ты дров не рубил, печку не топил,
Кашу не варил, нет тебе ничего! (Сгибаете-разгибаете большой пальчик)
 
«Братья-пальчики»
Этот пальчик в лес ходил,
Этот пальчик щи варил,
Этот пальчик песни пел, 
Этот пальчик кашу ел, (Пальчики собраны в кулачок, разжимаете поочередно, начиная с мизинчика)
Ну, а этот хочет спать – 
Прыг в кровать! (Разжимаете последним большой пальчик и враз сжимаете обратно в кулачок все пальчики)
 
«Киска»
- Киска, кисонька, кисуля! – 
Позвала котенка Юля.- 
- Не спеши домой, постой! – 
И погладила рукой. (Совершаете расслабленной ладошкой малыша поглаживающие движения)
 
После года малыш с удовольствием будет выполнять знакомые ему простые пальчиковые упражнения самостоятельно, достаточно лишь начать читать стихотворение-аккомпанемент.
 
«Ладушки»
«Ладушки-ладушки,
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
А что на закуску? – 
Кислую капустку.
А вороны прилетели, 
Всю капусту нашу съели. (Хлопает в ладоши)
Шу! Полетели,
На головку сели. (Обе ручки приподнимаются и потом опускаются на голову)
 
«Дождик»
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить. (подушечки пальчиков барабанят по столу)
Ребятишки после двух-трех лет могут выполнять и более сложные упражнения. Пальчиковая гимнастика для них скорее даже не гимнастика, а развлечение. Особенно если делать это группой из нескольких детей. В этом возрасте пальчиковые игры также становятся прекрасным способом тренировки памяти.
 
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Рубим-рубим, рубим-рубим. (ребром одной ладони ударяем по ребру второй ладони поочередно)
Мы капусту трем-трем,
Трем-трем, трем-трем, (потираем ладоши друг о друга)
Мы капусту солим-солим,
Солим-солим, солим-солим, (складываем пальчики рук в шепотку и имитируем посыпание солью)
Мы капусту жмем-жмем,
Жмем-жмем, жмем-жмем. (сжимаем и разжимаем кулачки рук)
 
«Черепашка»
Вот обжора черепашка, (сжимаем кулачок, отставляем большой палец)
Панцирь – вот её рубашка. (закрываем кулачок другой ладошкой)
Может лазить по горам, (поднимаем руку вверх)
Может плавать по волнам. (совершаем ладонью волнообразные движения)
Поплывет и цапнет рыбку, (водим большим пальчиком из стороны в сторону)
Съест с довольною улыбкой (ладонью изображаем пасть)
Отдохнет она немножко, (спрятать большой палец под «панцирь»)
На обед поймает мошку (сделать хватательное движение)
Если ужинать пора – 
Цап! И схватит комара (ещё одно хватательное движение)
Но еды ей не хватило,
Цап! Меня за нос схватила! (хватаем себя за нос)
 
Где ещё взять пальчиковые игры?
 
Можно подобрать книжки в магазине – сейчас огромное количество издательств выпускают специальные тематические книжки с пальчиковыми играми. Можно посмотреть в интернете – на сайтах, посвященных развитию детей, а также на узконаправленных сайтах, посвященным именно пальчиковой гимнастике. Наконец, можно и самим сочинить стишки и движения.
Для развития мелкой моторики, помимо пальчиковых игр, нужно заниматься с малышом лепкой, рисованием, складыванием мелкой мозаики, играми с крупой и прочей деятельностью, благотворно влияющей на ловкость детских пальчиков. Дети постарше могут делать аппликации, выцарапывать гравюры (они продаются практически в любом детском магазине), лепить поделки из соленого теста, глины или специальной массы. 
Даже если ваш ребенок перешагнул трех-четырехлетний рубеж, разговаривает чисто, бойко, знает много слов – это не повод прекращать пальчиковые игры и остальные занятия по развитию мелкой моторики. Ведь впереди такой важный жизненный этап как начало школьного обучения. Этот период дети с хорошо развитой моторикой проходят более успешно, не затрачивая огромных усилий на овладение навыками письма, а соответственно имея возможность уделить внимание прочим вещам и обязанностям, которые у них появляются.
И помните: наиболее интенсивно мозг ребенка развивается в период до трех лет, поэтому чем раньше вы начнете занятия, тем проще будет достичь желаемого результата и тем быстрее вы его увидите.