РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: ПРИЗНАКИ КРИЗИСА 3 ЛЕТ. НЕГАТИВИЗМ.

 Негативизм – это сопротивление требованиям, исходящим от взрослого. Когда родители просят о чем-то ребенка или даже просто обращаются к нему, у ребенка появляется ощущение, что на него давят, пытаются лишить той хрупкой самостоятельности и независимости, которые он так лелеет. Ребенок может проявлять негативизм даже в ущерб себе, лишь бы настоять на своем. В сложных ситуациях проявления негативизма могут доходить до абсурда. Вы говорите ребенку - «белое», а он утверждает - «черное».

Негативизм нужно отличать от простого непослушания. У ребенка есть множество причин вас не слушаться. Ребенок может действительно не хотеть одеваться на улицу или чистить зубы. И даже множество проблем может быть с этим связано. Но это непослушание, а не негативизм. Проявления негативизма характерны тем, что ребенок противится именно вашей воле. Именно это является пусковым механизмом для детского «нет». Негативизм обращен к конкретному человеку, высказавшему просьбу. Непослушание же – это противоречие самому содержанию просьбы.

Обычно негативизм направлен на близкого взрослого, с которым ребенок проводит много времени. Именно от него ребенок старается психологически отделиться, чтобы создать свое отдельное «Я». В тоже время другие люди могут даже не замечать таких проявлений у ребенка. Может даже казаться, что такие близкие люди (чаще всего мать или бабушка) хуже всего справляются с ребенком.

Принципы общения с ребенком, проявляющим негативизм:

1. Избегайте формулировок в приказном тоне.

2. Предлагайте ребенку выбор из 2-3 вариантов.
- Красную шапку наденешь или зеленую? Сейчас уберем игрушки или когда достроим башню?

3. Используйте юмор.
Например, игра. Водящий, сначала это взрослый, задает разные вопросы ребенку: Пойдем играть? Хочешь огурец? Ты – динозавр? Ты – мальчик Юра? Перестань смеяться! И прочее. Ребенок на все должен отвечать «нет». Потом водящим становится ребенок.

4. Добивайтесь первоначального согласия, задавая правильные вопросы, учитывающие интересы ребенка.
- Хочешь идти гулять? Ребенок отвечает: «Да». – Тогда давай сначала оденемся.

5. Используйте безличные правила. Помните при этом, что важно добиться от ребенка выполнения такого правила, используя при этом мягкие жесты.
- На диван в обуви не залазят. (Придержать рукой ребенка или снять обувь)

По материалам курса Проекта «ПроГВ»