Развитие ребенка: про СМИ и детей

 Каждое средство массовой информации так или иначе вовлекает человека в процесс общения, где одна сторона сообщает информацию, а другая принимает и по необходимости обдумывает. 

Г.М. Маклюэн, канадский философ и социальный психолог, заметил,что разные СМИ серьезно отличаются друг от друга тем, насколько сильно они вовлекают человека в процесс коммуникации. Известно, что чем больше задействовано органов чувств при восприятии информации, тем сильнее вовлеченность человека, а также то, что картинки и звуки воспринимать проще, чем текст и речь. Сильным вовлекающим моментом является также интерактивность, реальная или мнимая иллюзия общения здесь и сейчас.
Зная это, можно упорядочить все СМИ по тому критерию, насколько "горячими" (сильно вовлекающими) или "холодными" (слабо вовлекающими) они являются.
 
Итак, от самых "холодных" к самым "горячим":
-устная речь
-музыка
-текст
-картинки
-песни
-видео
-видео-игры
 
Чем "горячее" СМИ, тем проще получать информацию, так как она представлена в наиболее удобной для восприятия форме. Внутри каждого раздела можно увидеть подразделы, например, роман Гюго принципиально отличается от бульварного детектива тем, что для понимания первого нужно многое постоянно обдумывать (информация не лежит на поверхности), а для понимания второго надо знать русский язык (информация представлена простым языком и "проглатывается" без труда). Также, мультфильмы из-за простоты форм, красок и незамысловатости сюжета смотреть легче, чем художественные фильмы, потому что информации меньше и представлена она проще. 
 
С другой стороны, чем "горячее" СМИ, тем больше органов чувств задействовано и тем быстрее процесс проистекает во времени, тем меньше времени и ресурсов остается, чтобы обдумать полученную информацию. Например, читая книгу, можно остановиться и поразмышлять, просматривая фильм, такой возможности нет. 
 
Чем "горячее" СМИ, тем более человек чувствует себя причастным к происходящему. Те же детективы читаются проще, потому что есть загадка, отгадка же есть в книге, и читатель невольно включается в сюжет, следуя за героями, научная же литература более отстранена от читателя и воспринимается труднее. Комедии проще смотреть, потому что проще следовать за эмоциями героев. Но наибольшую включенность дают СМИ, с которыми есть хотя бы иллюзия взаимодействия. Это, например, реалити-шоу, ток-шоу и другие передачи, эмоционально вовлекающие в здесь и сейчас. Ну и, разумеется, игры, где задействованы все органы чувств и есть реалистичная иллюзия взаимодействия. 
 
Не секрет, что СМИ совершенствуются для совершенствования управления массами. К сожалению, в современном мире дети беззащитны перед СМИ, и единственные, кто может осознать происходящее и помочь им, - это родители. "Горячих" СМИ куда больше и они куда удобнее, поскольку позволяют занять ребенка, чтобы он не мешал. Последствия вытекают из того, что было сказано выше.
 
"Горячие" СМИ изначально проще для восприятия, поэтому, привыкая к ним, ребенку будет все труднее и труднее понимать "холодные" СМИ. То есть увлечение телепередачами, мультфильмами, играми, и даже сугубо развлекательной литературой ухудшает способность к пониманию книг и уроков в школе.
 
"Горячие" СМИ устроены так, чтобы человеку не надо было думать - все и так понятно, и времени к тому же нет. Привыкая к этому, ребенок разучается думать, выдвигать свои идеи, анализировать, сравнивать, обобщать, а также выбирать нужное и оценивать предлагаемую информацию. Он привыкает глотать в разжеванном виде то, что дадут.
 
"Горячие" СМИ дают иллюзию причастности, идей, успеха без каких-либо приложенных усилий со стороны человека. Ребенок учится быть пассивным. Более того, реальная жизнь всегда будет проигрывать альтернативной реальности, в которой ребенок ничем не рискует и всегда успешен. 
 
"Горячие" СМИ умело подменяют процесс реального общения иллюзорным, простым, приятным и результативным. Ребенок, привыкший к такому, не сможет перейти от чисто информационного к личностному общению с людьми.
 
Пассивность и уплощенность мыслей, пассивность личности, отсутствие интереса к реальности, воли и умения общаться с реальными людьми - вот цена за удовольствие и простоту.
 
Обществу нужны такие, потому что они делают то, что говорят, верят в то, что говорят, и включаются в социальную игру, не думая надо ли оно им. Таких должно быть большинство.
 
Но мы вправе выбирать - будут наши дети принадлежать к этому большинству или взрастят и сохранят в себе активную личность.
Автор: Анастасия Чухонцева