Развитие ребенка: как игра на музыкальных инструментах развивает математическое мышление у детей

Хотите, чтобы ребенок делал успехи в математике ― отдайте его в музыкальную школу. Недавние исследования показали, что игра на музыкальных инструментах развивает математическое мышление у детей.

В США существует специальная национальная программа для учеников шестого-восьмого классов MATHCOUNTS, цель которой ― популяризация математики с помощью волнующих и увлекательных конкурсов и олимпиад. В число ее лауреатов регулярно попадают подростки, которые весьма искусны и в игре на музыкальных инструментах, и в решении задач.

Все члены команды, выигравшей первое место в городском соревновании Лос-Анджелеса в 2011 году, помимо математического таланта отличались еще умением играть хотя бы на одном музыкальном инструменте.

Почему занятия музыкой так часто идут рука об руку с математи­ческими способностями выше среднего уровня? Снова все «дороги» ведут к телу. В последние годы ученые существенно продвинулись в изучении связей между способностью человека контролировать свои пальцы ― которая, как правило, хорошо развита у музыкантов, ― и успехами в математике. Пальцы и цифры делят одни и те же «просторы» в головном мозге человека, в частности теменную долю коры. Недавние исследования показали, что движения тела во время музыкальных репетиций помогают детям развивать свой мозг для решения математических задач. Верно и обратное: официально зафиксированы случаи, когда люди, внезапно потерявшие способность пользоваться пальцами, теряли также способность считать в уме.

Примечательно, что связь между пальцами и числами отнюдь не ограничивается только тем, что они делят одну и ту же «жилплощадь» в тканях мозга. Возможно, связь между способностью понимать числа и способностью координировать движения пальцев объясняется тем, что в процессе обучения счету мы часто пользуемся пальцами. Когда людей просят показать число, которое они видят на экране компьютера, нажимая соответствующую цифру на клавиатуре одним пальцем, то они справляются с задачей лучше, если делают это той рукой, которой привыкли считать «на пальцах».

[математические способности, развитие математических способностей, развитие математических способностей у детей, игры на музыкальных инструмента, обучение игре на музыкальных инструментах, игра детей на музыкальных инструментах, обучение детей игре на музыкальных инструментах, математическое развитие, математическое мышление]

Многие люди (как правило, правши) учатся считать от одного до пяти с помощью правой руки, начиная с большого пальца, а затем с шести до десяти ― с помощью левой, также начиная с большого пальца. У них распознавание цифр от одного до пяти происходит легче и быстрее, если на клавиатуре они работают правой рукой, а не левой. Для больших чисел работает обратное правило. То, как мы считаем на пальцах в детстве, сказывается на том, как наш мозг будет обрабатывать числа в зрелом возрасте.

Видимо, учась считать на пальцах, мы помогаем закреплению за пальцами и числами одной общей территории. Дети приходят к пониманию, что такое числа, именно физически, через пальцы. Последовательность движений пальцев, осуществляемых в процессе счета, помогает им понять, что у каждого числа в цепочке, за исключением самого первого, имеется «предшественник» и «последователь». Но мы используем свои пальцы не только для ведения простого счета, скажем, от одного до десяти. Мы «опираемся» на них и тогда, когда складываем числа в уме, когда считаем конкретные объекты (указывая на них пальцем), когда хотим показать некое множество (как много чего-то у нас есть). А еще ребенок может «на пальцах» показать, сколько ему лет. Развитие умения работать с числами происходит вместе с использованием пальцев.
Психолог Брайан Баттеруорт, всемирно известный специалист в области преподавания математики, убежден: «Без способности привязывать представление о числах к представлению о пальцах и руках… наш ум никогда не смог бы обрести их нормальное понимание».

[математические способности, развитие математических способностей, развитие математических способностей у детей, игры на музыкальных инструмента, обучение игре на музыкальных инструментах, игра детей на музыкальных инструментах, обучение детей игре на музыкальных инструментах, математическое развитие, математическое мышление]

"Если пятилетний ребенок способен с закрытыми глазами определить, к какому его пальцу прикоснулся другой человек, это следует считать хорошим признаком: у него, скорее всего, будет хорошая успеваемость по математике, когда через несколько лет он пойдет в школу".

[математические способности, развитие математических способностей, развитие математических способностей у детей, игры на музыкальных инструмента, обучение игре на музыкальных инструментах, игра детей на музыкальных инструментах, обучение детей игре на музыкальных инструментах, математическое развитие, математическое мышление]

Такой метод оценки может оказаться даже более достоверным, чем стандартные тесты на интеллект. Чем больше ребенок в детсадовском возрасте развивает ловкость пальцев, тем выше будут его математиче­ские способности в дальнейшем. Обратное тоже верно: слаборазвитое умение контролировать работу пальцев часто идет рука об руку с дискалькулией ― неспособностью ребенка понимать числа и производить операции с ними.
 
Тесной связью между способностью выполнять скоординированные движения пальцами и оперировать числами объясняется, почему развитие ловкости пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте может способствовать развитию математических способностей. На пользу пойдет даже простое знание того, как пользоваться пальцами, чтобы нажимать на различные клавиши пианино. Дети с более ловкими руками эффективнее орудуют пальцами, чтобы считать, совершать простые алгебраические операции или показывать количество предметов. В результате их математические способности повышаются.

Отрывок из книги Сайена Бейлока «Мозг и тело: Как ощущения влияют на наши чувства и эмоции»