ДЕТСКОЕ РАЗВИТИЕ: РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРУШКИ ПО ВОЗРАСТАМ

 Советы психолога

Малыш только родился, а родители уже думают о том, как вырастить его не только здоровым, а умным, талантливым и всесторонне развитым. Они штудируют литературу в поисках программ обучения и скупают в магазинах игрушки и игры с надписью «развивающие». Это стремление естественно и похвально, хотя во всем нужно знать меру и не измучить ребенка непрерывной учебой и завышенными требованиями.
 
Если вы выберете интересные упражнения и игры, правильную периодичность и атмосферу занятий, то обнаружите, что благодаря вашим регулярным усилиям у ребенка происходит закладка и развитие логического и образного мышления, мелкой моторики, улучшается внимание и растет любознательность. Во время занятий могут открыться творческие способности, проявиться коммуникативные навыки, расширяется кругозор малыша и видоизменяются способы самовыражения. Но стоит ли пробовать буквально все существующие методики раннего развития уже на новорожденном младенце или лучше подождать до более сознательного возраста? Чем полезнее всего заниматься с крохой? Рассмотрим поэтапно, как одновременно играть и обучать детей разных возрастов.
 
✔ Начало начал
 
Надо сказать, что между девятью месяцами и пятью годами жизни способность человека усваивать информацию поистине уникальна, а желание получить ее огромно. Это может показаться удивительным, но вся жизнь построена на применении тех способностей, которые будут развиты в ребенке в первые восемь лет.
 
Для каждого возраста есть свои рекомендации к развитию. Когда начинать «развивать» малыша? Можно с самого рождения! Основная задача родителей в первые месяцы жизни ребенка – заинтересовать его и привлечь внимание.
 
Детишкам до года нужно развивать мелкую моторику, чувство ритма, движения, а также зрительное, тактильное и слуховое восприятие. В этом возрасте малыши только начинают познавать свое тело и окружающее пространство, учатся эмоционально реагировать, узнавать близких, распознавать разные предметы и явления. На это и должны быть направлены занятия – на постепенное познание того, что окружает малыша.
 
Даже с совсем малюсеньким человеком нужно разговаривать. Рассказывайте ему о том, что делаете, что его окружает, пойте ему мелодичные песенки или ставьте спокойную приятную музыку. Пусть он слушает самые разные звуки: погремушек, подвешенного над кроваткой мобиля, музыкальной шкатулки, шуршания пакетов, хлопков (только не громкие и резкие). Приближайте и удаляйте от младенца источник звуков. Позже, когда ребенок будет фиксировать взгляд, играйте в «ку-ку, где мама?», закрывая руками или тканью лицо. Показывайте игрушку и водите ею вверх, вниз, влево, вправо, чтобы малыш следил глазами. Давайте ребенку щупать разные фактуры – ткани, перышко, что-то пушистое, бумагу, фольгу, пластмассу и т.д. Обязательно каждый день делайте ему массаж, гладьте и нежно разминайте спинку, животик, ножки и ручки.
 
✔ Малыш растет
 
Чуть позже можно начинать делать упражнения на понимание речи. Хотя упражнениями это назвать трудно. Просто комментируйте, объясняйте то, что происходит: игрушка упала – «бах»; малыш ест – «ам, открой ротик, откуси кусочек»; идем спать – «баю-бай»; кошка говорит «мяу» и т.д.
 
✔ После 6-7 месяцев обязательно создавайте условия для развития умения ползать, самостоятельно садиться и вставать. В этом возрасте ребенок осваивает движения в основном в процессе самостоятельной деятельности и может сам научиться ползать, вставать к опоре, ходить вокруг нее; цепляясь за предметы, переходить от одного предмета к другому. Главное дать ему такую опору. Ею может служить верхний край кроватки или манежа. Чтобы побудить ребенка двигаться, располагайте игрушки так, чтобы ему захотелось до них дотянуться: ставьте «дорожкой», или на некотором расстоянии друг от друга.
 
Также, начиная с 6 месяцев, можно играть в пальчиковые игры, которые стимулируют речевое развитие. Поначалу эти игры представляют собой небольшой массаж кистей рук и пальцев малыша, а в 2–3 года дети уже могут заучивать сопроводительный текст игр и повторять его вместе со взрослыми.
 
✔ Малышам 9–10 месяцев нужно давать разные мячики, шарики для катания, коробочки с крышками с вложенными в них предметами для вынимания и вкладывания, пирамидки, резиновые звучащие игрушки для сжимания и разжимания; сюжетные игрушки, названия которых дети знают (кошечки, собачки, машинки, куклы). Называя предметы, малыш запомнит их названия.
 
✔ После года жизнь с ребенком становится все интереснее и насыщеннее, он усиленно познает мир – на ощупь и на вкус, впитывает все новое и очень много уже понимает. Можно начинать ходить в группы раннего развития, где дети вместе с родителями рисуют, лепят, играют, выполняют несложные задания.
 
Можно заниматься и дома. Для развития мелкой моторики в этом возрасте полезно перебирать самые разные предметы: пуговицы, фасоль, камешки, ракушки, шершавые и гладкие, мягкие и твердые. Учите ребенка пользоваться пластилином: его можно раскатывать, делать колбаски и шарики, соединять концы, размазывать по бумаге, просто играть с ним. Рисуйте с ребенком мелками и фломастерами простые композиции, дайте ему лист ватмана и пусть попробует пальчиковые краски. Обращайте внимание на цвета и формы.
 
✔ После двух лет развивайте воображение ребенка. Например, сколько игр можно придумать с простым ватным шариком? На него можно дуть, можно зажимать между пальцами ног, можно из нескольких сделать большой шарик… А еще?
 
Обязательно много читайте ребенку. Замечательный выбор – стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, разнообразные потешки, басни, простые веселые песенки («Два веселых гуся», например). Не пренебрегайте чтением и песенками – ведь так у ребенка развиваются словарный запас, воображение, внимание, слух. Изучайте цвета и разнообразные звуки в игре.
 
✔ Возраст от 4 до 6 лет – период самого интенсивного развития. Ребенок учится лепить, вырезать, ездить на велосипеде, кататься на коньках и лыжах, играть в футбол.
 
В этом возрасте полезно научить ребенка рисовать прямые и ровные линии, проводить небольшие линии от точки, штриховать фигуры. Когда эти навыки будут освоены, можно начинать копировать простые фигуры, буквы и цифры. Если ребенок хочет научиться писать, сначала научите его правильно держать ручку и карандаш. Ребенку нужно объяснить каждый элемент, каждое сочетание линий буквы.
 
Не нужно принудительно заставлять малыша заниматься. Гораздо эффективнее обязательных упражнений просто развивать те способности, которые обеспечивают выполнение различных видов деятельности. К примеру, взрослые часто удивляются, что ребенок давно знает буквы, а читать не хочет. И тогда родители начинают «заставлять» читать. Но чтение и знание букв – совершенно разные процессы.
 
В 4-6 лет полезны задания на умение дифференцировать и различать буквы, такие как «Сложи букву из частей». Можно взять разрезную азбуку и каждый квадратик разрезать на 4 части. Начинайте со складывания одной буквы, потом «перепутайте» части разных букв, затем можно дать части букв, из которых складываются простые слова – «мама», «дом», «сын», «сок» и т.д. Это ребенку, скорее всего, будет интересно. Для изучения основ чтения в движении и игре могут помочь «Кубики Зайцева».
 
4-5 лет – оптимальное время для посещения ребенком различных развивающих групп. Это могут быть творческие мастерские, где с малышами занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, а, может, и столярным делом или работой на гончарном круге, танцевальные классы, на которых, помимо прочего, формируются навыки координации движений, чувство ритма и баланса, музыкальные занятия и пение, группы по методу Монтессори или Домана… Выбор сейчас огромен! Кроме того, тем деткам, у которых есть проблемы с речью, именно в 5 лет стоит начать посещать логопеда, чтобы успеть все поправить до школы.
 
✔ Что можно посоветовать родителям, которые решили заниматься самостоятельно со своим чадом?
 
• Занимайтесь регулярно, не перескакивайте с одного на другое – начав заниматься одним делом, закончите его.
• Откажитесь от занятий, если ребенок болеет или активно не хочет заниматься.
• Начинайте всегда с любимых или простых заданий. Так ребенок почувствует уверенность.
• Не раздражайтесь, не злитесь на малыша, если у него что-то не получается. Не нужно его ругать. Постарайтесь спокойно объяснять, что от него требуется.
• Всегда поддерживайте ребенка, хвалите, когда у него что-то получается.
• Обращайте внимание на сильные стороны ребенка. Пусть он сам почувствует, что именно у него получается лучше всего.
 
Составьте план развивающих занятий и помните, что они должны быть увлекательными и интересными, построенными в форме игры (особенно для самых маленьких). Не стоит насильно заставлять ребенка заниматься. Это только оттолкнет его от будущих занятий и никак не простимулирует его любознательность, так как именно с года до трех лет начинает формироваться основа высшей психической деятельности вашего малыша.
 
Учитывайте желание и наклонности ребенка. Заметив заинтересованность малыша, постарайтесь в игровой форме провести веселый и развивающий урок. Подкрепляйте его успехи одобрительными словами. Каждое занятие должно быть в чем-то увлекательным, только так вы вызовите интерес ребенка к обучению и желанию заниматься дальше.
 
Детям до трех лет желательно заниматься вместе с родителями, ведь психологическая связь в этот период очень велика и важна. Именно мама и папа – лучшие и главные учителя для ребенка. Они первые и основные значимые взрослые в его жизни. От их терпения и внимания зависит создание базовой безопасности по отношению к окружающему миру. До достижения трехлетнего возраста самое важное – качество взаимоотношений между родителями и ребенком. Поэтому, даже посещая групповые занятия, родители и дети вместе играют в пальчиковые игры, танцуют, рисуют, лепят, экспериментируют, общаются, делают первые открытия.
 
Владимир Белов, журнал «Растим Ребенка»