Узник сижу. «Узник» А.С

Стихотворение «Узник» было написано в 1922 году, когда Пушкин находился в ссылке в Кишиневе. В это время он близко сошелся с М.Ф Орловым и будущим декабристов В.Ф. Раевским. Орлов в 1920 году принял командование 16-й дивизией. Он был настроен воинственно, планировал принять участие в греческом восстании, которое, по его мнению, входило «в план русской революции».

После разгрома кишиневского кружка, которым руководил М. Орлов, и ареста В. Раевского Пушкин написал стихотворение «Узник». Но в этом стихотворении поэт считал себя узником лишь отчасти, тем более что вскоре ему представилась возможность уехать из Кишинева, где стало неуютно и небезопасно.

На тему этого произведения, конечно, повлияло и увлечение поэта романтическими идеями. Одной из основных тем (едва ли не ведущей) у революционных романтиков была в тот момент тема свободы. Литераторы-романтики описывали выразительные образы невольника, тюрьмы, мотивы бегства, освобождения из неволи. Достаточно вспомнить , и . Стихотворение «Узник» — из того же тематического ряда.

На сюжет стиха оказала влияние его поездка на Кавказ, где сама природа подсказывала романтические сюжеты, образы, картины и сравнения.

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..

Также вы можете прослушать стихотворение Пушкина «Узник» в исполнении замечательного артиста Авангарда Леонтьева.

Главная > Литература > Кто автор строк сижу за решёткой в темнице сырой

  • Это Пушкин))
    А у Лермонтова «Отворите мне темницу… «
  • Пушкин, узник
  • УЗНИК



Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Александр Пушкин:
Алекса’ндр Серге’евич Пу’шкин (26 мая (6 июня) 1799, Москва - 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург) - русский поэт, драматург и прозаик. Член Российской академии (1833).

Большинство биографов и библиографов Пушкина говорят о нём как великом или величайшем русском поэте , как о создателе новой русской литературы, в своем творчестве утвердившем нормы современного русского литературного языка . Его произведения признаются эталоном языка, подобно произведениям Данте в Италии или Гёте в Германии .

Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно . Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» не только среди современников, но и русских поэтов всех времён, а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.

Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского
Псевдонимы:
Александр НКШП, Иван Петрович Белкин,
Феофилакт Косичкин (журнальный) , P. Ст. Арз. (Старый Арзамасец). А. Б.
Дата рождения:
26 мая (6 июня) 1799
Место рождения:
Москва, Российская империя
Дата смерти:
29 января (10 февраля) 1837 (37 лет)
Место смерти:
Санкт-Петербург, Российская империя
Род деятельности:
поэт, прозаик, драматург
Годы творчества:
1814-1837
Направление:
романтизм, реализм
Жанр:
Стихотворения, повести, поэмы, роман в стихах, драма
Язык произведений:
русский, французский
Дебют:
К другу стихотворцу (1814)

  • скока сидишь?
  • Александр Пушкин

    УЗНИК
    Сижу за решеткой в темнице сырой.
    Вскормленный в неволе орел молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном,

    Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
    Как будто со мною задумал одно;
    Зовет меня взглядом и криком своим
    И вымолвить хочет: «Давай улетим!


    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »
    1822

  • А. С. Пушкин)
  • О, я учил этот стих в 4 классе. Написал Пушкин!
  • Пушкин, Александр.
  • Пушкин А. С.
  • А. С. Пушкин
  • Лермонтов
  • Эх, стыдно не знать! Александр Сергеевич.
  • Мой мирФотоВидеоБлог

    Сариэль Меню пользователя на ответах Ученик (113)7 часов назад (ссылка)
    Нарушение! Нарушение! Подарить стикер! NEW



    Интересно то, что в “Узнике” ни разу не встречается слово “свобода”, в то время как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода - вот к чему стремились герои стихотворения, свободы - вот чего не хватало его автору.

    УЗНИК
    Сижу за решеткой в темнице сырой.
    Вскормленный в неволе орел молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном,

    Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
    Как будто со мною задумал одно;
    Зовет меня взглядом и криком своим
    И вымолвить хочет: «Давай улетим!

    Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »
    1822

  • В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были “крамольные” стихотворения вроде оды “Вольность” и “Деревня”, меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства. Три недели Пушкин про- вел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы - в Кишинев.
    Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря - оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними.
    Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал. И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и написано Пушкиным стихотворение “Узник”.
    Стихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя заменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко впоследствии стало исполняться как песня.
    Идея стихотворения “Узник” - призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе - в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могут заменить его. “Давай улетим! ” - призывает свободолюбивая птица узника. И дальше поясняет, подбадривает: “Мы вольные птицы; пора, брат, пора! ” В этих словах - мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным. Свобода - естественное состояние каждого живого существа.
    “Узник”, как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенное, возрастающее усиление чувства. Оно начинается с призыва орла: “Давай улетим! ” Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, этот крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он - в словах: “… лишь ветер. да я! ”.
    Интересно то, что в “Узнике” ни разу не встречается слово “свобода”, в то время как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода - вот к чему стремились герои стихотворения, свободы - вот чего не хватало его автору.

    УЗНИК
    Сижу за решеткой в темнице сырой.
    Вскормленный в неволе орел молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном,

    Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
    Как будто со мною задумал одно;
    Зовет меня взглядом и криком своим
    И вымолвить хочет: «Давай улетим!

    Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »

  • Пейзаж в раннем творчестве Бунина - это не просто зарисовки художника, проникновенно ощущающего красоту родных полей и лесов, стремящегося воссоздать панораму мест, где живет и действует его герой. Пейзаж не только оттеняет и подчеркивает чувства героя. Природа в ранних рассказах Бунина объясняет человека, формирует его эстетические чувства. Вот почему писатель стремится уловить все ее оттенки.

    Иван Алексеевич часто размышлял об эстетической природе разных родов словесного искусства. В 1912 году он высказался на редкость убежденно: «...не признаю деления художественной литературы на стихи и прозу. Такой взгляд мне кажется неестественным и устаревшим. Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности как в стихотворной, так и в прозаической форме».

    Я очень люблю стихи Есенина... Есть в есенинской певучей поэзии прелесть незабываемая, неотразимая. Так писал в конце 1950 года в эмиграции бывший поэт-акмеист «второго призыва» Георгий Адамович. Тот самый, который при жизни Есенина называл его поэзию до крайности скудной, жалкой и беспомощной, а в воспоминаниях, опубликованных в парижском «Звене» в начале 1926 года, заметил: «Поэзия Есенина - слабая поэзия»; «поэзия Есенина не волнует меня нисколько и не волновала никогда»

    Сижу за решеткой в темнице сырой.
    Вскормленный в неволе орел молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном,

    Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
    Как будто со мною задумал одно;
    Зовет меня взглядом и криком своим
    И вымолвить хочет: «Давай улетим!

    Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

    Краткое содержание

    Александр Сергеевич Пушкин, 1799-1837

    Узник томился в темнице и вел наблюдение за орлом, который также являлся невольником. Птица была пленена клевала кровавую пищу по окну темницы. Герой сравнивал себя с орлом, который был вскормлен в темнице. Орла он называл своим товарищем.

    Узник задумался о побеге. Ему показалось, что крылатый товарищ одобрил его намерения. Орлы являются вольными птицами. Поэтому орел желал, как и узник, совершить побег. Герой говорил, что орел взглядом и голосом призывал его вырваться из темницы.

    Орел и узник рвались освободиться и отбыть на белую гору за тучей, к морю, туда, где бы они гуляли в компании свободного ветра.

    Представленное стихотворение является творением о свободной жизни, вольном творчестве. Произведение создавалось, когда автор находился в южной ссылке. Герой стихотворения сравнивал себя с орлом, запертого в клетке по прихоти людей. Однако талант невозможно сдержать никакими запорами. Автору необходима свобода для написания произведений. По этой причине он желал освободиться из темницы.

    Анализ

    История создания

    Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 г. Ряд исследователей считает, что поводом к созданию могло стать посещение поэтом Кишиневского острога, во время которого один из заключенных рассказал ему о готовящемся побеге.

    Смысл названия

    Главная тема произведения

    Главная тема произведения — стремление к свободе.

    В стихотворении просматривается явный намек на судьбу самого автора. В ряде других произведений этого периода он с горечью описывает ссылку, наложившую ограничения на его физическую свободу. Более того, слежка за Пушкиным имела целью ограничить и его творческую и духовную свободу.

    При создании стихотворения Пушкину шел двадцать третий год, поэтому лирический герой — «вскормленный в неволе орел молодой». Его пытаются лишить самого лучшего и плодотворного периода жизни. Романтически настроенный поэт превыше всего ценил свободу, а его определили на место простого чиновника, от которого требовалось лишь неукоснительное исполнение распоряжений начальства. Правда Пушкин так и не смирился с назначением и всячески избегал возложенных на него обязанностей.

    «Грустный товарищ» лирического героя символизирует оставшихся на родине близких друзей поэта. Его призыв «Давай улетим!», возможно, связан с планами Пушкина о побеге за границу, которые, к счастью для всей русской литературы, так и не были осуществлены.

    «Вольные птицы» ассоциируются в стихотворении с истинными поэтами и писателями. Вдохновение может прийти к ним только в условиях абсолютной творческой свободы. Слепое следование любым цензурным требованиям и ограничениям превращают труд поэта в казенную однообразную работу, результат которой ничтожен.

    Бескрайние воздушные просторы, «где синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!», означают для автора необъятность творческой фантазии, которую невозможно заключить в узкие рамки.

    Проблематика

    Южная ссылка Пушкина стала результатом его первого столкновения с неумолимым и грозным политическим режимом. Вольнолюбивые стихотворения молодого поэта вызвали гнев императора и многих важных чиновников. До конца жизни Пушкину придется бороться с проблемой запрета или искажения его произведений.

    Не исключено, что автор аллегорически коснулся и более серьезной проблемы: в условиях деспотического политического режима большинство заключенных невиновны. Отсутствие реальной свободы неизбежно толкает любого честного и справедливого человека на путь борьбы против произвола. В этом плане стихотворение «Узник» можно считать пророческим, так как до восстания декабристов оставалось всего лишь три года.

    Размер, композиция и художественные средства выразительности

    Стихотворение написано амфибрахием с парной рифмовкой. Оно состоит из трех строф, где последовательно описываются: заключение, призыв на волю и счастье на свободе.

    Пушкин использует яркие эпитеты («сырой», «кровавую», «вольные»), олицетворения («грустный товарищ [орел]… задумал», «вымолвить хочет», «гуляем лишь ветер…»). Эмоциональное напряжение постепенно нарастает, особенно в финальном трехкратном лексическом повторе («туда, где…»).

    Чему учит автор

    Стихотворение «Узник» представляет собой своеобразный гимн свободе. Стремление к воле нельзя уничтожить. Человека можно посадить за решетку, но над его мечтами и надеждами на освобождение никто не властен.

    Александр Сергеевич Пушкин не раз отправлялся в ссылки, и каждая из них ознаменована созданием прекрасных произведений, ставших классикой русской литературы. И одно из них, безусловно, – это “Узник”, написанный во время южной ссылки. Тогда поэт рассердил власть имущих своими шутливыми эпиграммами и более серьезной крамольной поэзией, за что и был сослан на службу в Кишинев. Однако до этого он провел прекрасные дни с семьей Раевских, которые остались в его творческом наследии. Однако читать стих “Узник” Пушкина довольно грустно, потому что написан он уже на службе, когда поэт занимался канцелярской работой, вгонявшей его почти в такую же сильную тоску, как выжженная степь вокруг. Ощущая себя полностью зависимым от воли начальства, настоящим пленником, он выплеснул свои чувства в стихотворение ”Узник”. В двенадцати строчках нет ни одного лишнего слова, а фольклорная напевность позволила впоследствии положить его на музыку.

    Несложно понять. что основной темой произведения является свобода, которая тем ценнее, чем меньше есть ее у лирического героя и его грустного товарища. Оба они томятся в клетка, пусть даже прутья видны только у одной из них. Ничто не может заменить свободу – говорит Александр Сергеевич всем своим произведением, ценность ее невозможно измерить и заменить ее также невозможно, ведь ни одно из мирских благ не равно ей. Также поэт подчеркивает, что именно свобода – естественное состояние каждого живого существа, а если оно – будь то человек или птица – попадает в неволю, то стремление вновь оказаться хозяином своей жизни – это самое нормальное состояние. Свободолюбивое стихотворение демонстрирует отношение Пушкина к самодержавию, что легко объяснить на уроке литературы: творец аллегорически высказывает мнение всех передовых людей своего времени, призывает бороться не только за личную свободу, но и за народную.

    По своему настроению текст стихотворения “Узник” Пушкина, которое изучается в 6 классе, четко разделяется на две части. Первая строфа наполнена тоской и грустью из-за подрезанных крыльев, невозможности улететь физически, разве что мыслью. Но уже со второй начинается нарастание другого чувства – это надежда, которая в итоге делает произведение радостным. Чтобы это понять, достаточно скачать его и прочитать, ведь невозможно не проникнуться горделивым мужеством и страстным призывом, которым пронизана последняя строфа этого замечательного стихотворения. Кажется, еще немного – и ветер действительно унесет двух узников к свободе…

    Сижу за решеткой в темнице сырой.
    Вскормленный в неволе орел молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном,

    Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
    Как будто со мною задумал одно;
    Зовет меня взглядом и криком своим
    И вымолвить хочет: “Давай улетим!

    Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..”

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...