«Дорогая редакция» — творческое занятие для детей 9-12 лет.

 Представляем вам конспект-сценарий творческого занятия для детей 3-5 классов школы. Мероприятие состоит из двух частей. Часть первая – знакомство с периодическими изданиями – детскими журналами. Часть вторая – творческая игра, Ребята сами смогут побыть журналистами и выпустить свой журнал.

Поскольку первая часть занятие требует большого количество периодических изданий, проводить его имеет смысл в тесном сотрудничестве с библиотекой – школьной или ближайшей районной. Такой библиотечный урок станет интересным и полезным внеклассным мероприятием.

Конспект-сценарий занятия может заинтересовать не только учителей и воспитателей ГПД, но и школьных библиотекарей. И, конечно такая творческая игра будет уместна в летнем лагере.

В сценарии мы берем для разбора журнал «А почему?». Но вы, конечно, можете заменить его любым другим интересным детским журналом, который имеется в вашей библиотеке.

Цель внеклассного творческого занятия «Дорогая редакция»:

Развитие познавательных и творческих способностей детей. Знакомство с периодическими изданиями

Задачи внеклассного творческого занятия «Дорогая редакция»:

Знакомить со спецификой периодики и особенностями чтения и работы с журналами;
Раскрыть репертуар периодических изданий для детей и юношества;
Формирование интереса к чтению;
Формирование умения ориентироваться в информационном поле;
Развитие навыков выполнение логических операций – синтеза и анализа;
Развивать речи, навыков связного пересказа;
Формирование навыка ставить и решать творческие задачи;
Воспитывать умение работать в команде;
Уточнение представлений о себе и своей группе;
Создание позитивного образа «Я» для каждого ребенка и «Мы» для всей группы.

Первая часть.

Знакомство с журналами. Сценарий-конспект творческого занятия по ознакомлению с периодическими изданиями

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о журналах. Вы сами читаете какие-нибудь журналы? Какие?

Читать журналы и газеты любят и дети, и взрослые. Надо сказать, что это особый вид издания. По научному их называют периодическими изданиями.

А называются они так потому, что выходят через определённые промежутки времени (периоды). Журналы выходят или 2 раза в месяц или 1 раз в два месяца, но чаще всего – один раз в месяц, а значит, журналов выходит столько, сколько месяцев в году. Ребята! Сколько в году месяцев? Правильно, 12 месяцев и 12 журналов.

Как и в любом деле здесь должен быть порядок. Каждый журнал должен прийти к ребятам вовремя. А еще журнал должен быть обязательно интересным и красивым, иначе ребята не полюбят его и не будут читать. Отвечают за это писатели и художники.

Самый главный человек, который отвечает за выпуск журнала — это редактор. У каждого журнала свой редактор.

Все вместе: и редактор, и писатели, и художники стараются, чтобы все журналы были разными, то есть имели «свое лицо». В детстве у каждого из этих людей был свой любимый журнал, который полюбился и запомнился на всю жизнь. И им очень хочется, чтобы и их журнал понравился вам и запомнился.

Зачастую и сами ребята участвуют в создании журнала. Они присылают письма в редакцию, сочиняют стихи и сказки.

Знакомство со структурой периодических изданий (журналов) на примере журнала «А почему?»

Ну, а теперь давайте познакомимся вот с таким журналом. Раздаю детям номера журнала «А почему?».

Название журнала.

Когда знакомятся люди, они, прежде всего называют свое имя. А как зовут наш журнал?

Для кого журнал

Ребята, а для кого этот журнал выпускают? Поищите ответ на обложке.

О чем журнал

А теперь ответе, о чем этот журнал? Как вы это поняли?

Рубрики журнала

Журнал-это не книга и не газета, поэтому его надо читать по-особенному. Каждый номер состоит из статей, которые относятся к разным темам или, по-другому, к рубрикам. Ребята! Не кажется ли Вам, что слово «рубрика» — не из русского языка? Это слово латинское и означает «заголовок раздела журнала». Итак, мы с вами выяснили, что каждый журнал делится на рубрики, в которых помещаются статьи на разные темы.  Давайте познакомимся с рубриками журнала «А почему?»

Рубрика «Все цвета радуги».

Давайте найдем рубрику «Все цвета радуги». Показываю иллюстрацию с колонтитулом рубрики. В этой рубрике печатают статьи о природе, о наших соседях по планете – животных. Просмотрите статью в вашем журнале и скажите, о каком животном или растении статья в вашем журнале.

Рубрика «Теплоходом, самолетом».

А теперь найдем рубрику «Теплоходом, самолетом». Показываю иллюстрацию с колонтитулом рубрики. Эта рубрика зовет нас совершить путешествие, побывать в других городах и дальних странах. Рассмотрите статью в вашем журнале, и расскажите, путешествие в какое место вам предлагает совершить журнал.

Рубрика «Музеи мира».

А рубрика «Музеи мира» предлагает нам не выходя из дома побывать в самых знаменитых и интересных музеях нашей планеты. Найдите эту рубрику, рассмотрите иллюстрации и скажите, какой музей вы смогли посетить.

Рубрика «Сто тысяч почему».

У всех вас в журнале есть закладки. Откройте, пожалуйста, журнал на заложенной странице. Вы попали в рубрику «100тысяч почему». Здесь коротко рассказывается обо всем на свете: Почему в пустыне ночью холодно, откуда берутся сосульки или кто изобрел газированную воду. Внимательно просмотрите эти странички, выбирете одну статью, а потом расскажите всем о том, что показалось вам интересным.

Фокусы. Рубрика журнала «За кулисами фокуса»

Ребята, а вы сможете вдеть нитку в иголку с закрытыми глазами? Нет?

А я сейчас проделаю это, даже держа руки за спиной. Не верите? Вот смотрите! Демонстрирую фокус, описанный в № 8, 2007.

Секрет фокуса:  В рукав заранее вставляется точно такая же иголка и нитка. Держа руки за спиной, надо воткнуть пустую иголку в рукав, спрятать туда же нитку и вынуть ту, что была заготовлена.

А еще мне удалось приручить зонтик. Опять не верите? А вот смотрите: стоит мне его погладить, как он начинает следовать за моей рукой.

Демонстрирую фокус, описанный в № 4, 2007.

Секрет фокуса: Зонт поднимается вверх с помощью тонкой нитки, пришитой к одному из его клинышков. Матка того же цвета, что и ткань зонтика, потому её не видно. Накладывая руку на зонт, незаметно пропустите средний палец под нить и слегка согните ладонь. Поднимать и опускать руку следует очень плавно, чтобы создавалось впечатление, что зонт парит сам по себе.

Секреты этих, и многих других фокусов вы сможете узнать, если загляните на последнюю страничку журнала «А почему?»,  и познакомитесь с рубрикой Рафаэля Циталашвили «За кулисами фокуса».

Ребятам предоставляется время для знакомства с рубрикой.

К сожалению, мы не сможем познакомится со всеми рубриками журнала. Поэтому вы сейчас можете сами полистать журнал, хорошенько его рассмотреть, а потом сказать, какая рубрика вам понравилась больше всего, что вы хотели бы почитать повнимательней.

Самостоятельное составление обзора журнала. Творческое занятие для детей «Дорогая редакция»

 Ребята, сейчас мы с вами все вместе знакомились с журналом «А почем?». Теперь давайте познакомимся с другими журналами. Но делать вы это будете самостоятельно.

Ребята разбиваются на пары. Каждая пара выбирает себе один из предложенных журналов. Каждого журнала должно быть 3-4 номера. Наименований журналов может быть и больше чем групп, тогда диапазон выбора будет увеличен. Если же есть сомнения, что ребята сами разберутся какое издание им лучше взять, то лучше выдать каждой паре журналы директивно, без выбора.

Дальше ребятам предлагается познакомиться с журналами самостоятельно, следую за вопросами анкеты, которую им предстоит заполнить. Работа может осуществляться как парами, без помощи (или с минимальной помощью) взрослого, так и фронтально. При втором варианте вопрос анкеты зачитывается вслух, задание и его выполнение поясняются, затем оно выполняется парами самостоятельно. Далее переходим к следующему вопросу-заданию и т.д. При этом скорость выполнения у группы целиком будет равномернее.

Для работы детям предлагается анкета (одна на каждую пару):

Анкета для ознакомления с журналом к сценарию творческого занятия для детей «Дорогая редакция»

После завершения работы с анкетами ребята рассказывают о своем журнале всем остальным, пользуясь анкетой как шпаргалкой.

Задание «Найди двойника»  

Все в этом мире изменяется, и вы растете, меняетесь. Когда вы были помладше, то читали «Веселые картинки», а когда вы станете взрослыми, как вы думаете, вы будете читать журналы? Выпускают журналы для взрослых?

 

Конечно, и превеликое множество!

Давайте сейчас попробуем найти взрослых «двойников» детских журналов.

На выставочном стеллаже экспонируются разнообразные детские и подростковые журналы. Постепенно создаем «гнезда» журналов, например:

  • «Филя» — «Юный натуралист» — «В мире животных»;
  • «Веселые картинки» — «Миша», «Мурзилка» — «Новый мир»;
  • «GEOлёнок»- «GEO», «Вокруг света»;
  • «А почему?» — «Юный эрудит», «Юный техник» — «Наука и жизнь», «За рулем»;
  • «Ухтышка» — «Штучка», «Маруся», «Сool» — «Cosmopolitan», «Крестьянка»,

«Огонек».

Вторая часть .

«Давайте сделаем журнал». Сценарий-конспект творческого занятия по ознакомлению с периодическими изданиями

Детям нужно разделиться на небольшие (по 7-10 человек) группы. Каждая группа – редакция журнала. Детям предлагается самим сделать журнал о своей группе.

Проводим первую редколлегию.

На первой редколлегии нужно придумать название журнала и распределить обязанности – кто будет репортером, художником, главным редактором и т.д.

  1. Главный редактор и ответственный секретарь. (Написание передовицы, общее руководство работами)
  2. Репортеры (берут интервью, обрабатывают его)
  3. Художники-оформители (дизайн обложки, «фотографии» группы, «звезды»)
  4. Отдел головоломок и развлечений. (Составление кроссворда «Кто у нас самый…», подборка головоломок из других журналов)

Работа по группам. Создание страничек журнала.

Группа художников-оформителей.

Оформители красиво пишут и оформляют обложку журнала. Работа может быть выполнена и из готовых элементов. Для ускорения работы.

Обложка журнала, выполненные на творческом занятии «Дорогая редакция»

Содержание журнала.

Пишем содержание журнала с указанием страниц.

Возможно сделать и лист «Наша редакция».

Группа главного редактора . Передовая статья

Ее пишет главный редактор и его помощник (если есть). Картинку могут нарисовать сами, или поручить этот групповой портрет художникам оформителям.

Может быть написана детьми самостоятельно или с помощью плана-заготовки.

Примерный вид страницы:

Лист заготовка «Передовая статья» к сценарию творческого занятия для детей «Дорогая редакция»

Заполненная страница с передовой статьей:

Интервью

В этой группе два человека – один репортер, другой фотокорреспондент. Репортер беседует, задает вопросы по опросному листу (заранее заготовленному), а задача фотокорреспондента сделать портрет интервьюируемого.

Примерный вид листа для интервью:

Лист заготовка «Интерьвью» к сценарию творческого занятия для детей «Дорогая редакция»

Заполненная страница с интервью:

 

 

Составление кроссворда. Группа головоломок. 

Сначала ребятам предлагается ответить на вопросы кто в нашей группе:

  1. Самый сильный;
  2. Самый умный;
  3. Самый аккуратный;
  4. Самый добрый;
  5. Самый красивый;
  6. Самый веселый;
  7. Самый красивый;
  8. Самый ответственный.

Ребятам нужно составить кроссворд – нарисовать клеточки и вписать в них имена всех участников своей группы.

Лист заготовка «Кроссворд» к сценарию творческого занятия для детей «Дорогая редакция»

Заполненная страница с кроссвордом:

 

Когда работа окончена (если останется время) можно предложить ребятам оформить еще одну страницу журнала «Подумай и ответь». Для этого им надо будет выбрать и наклеить 2-3 головоломки из детских журналов. Головоломки уже напечатаны заранее в двух экземплярах. Второй экземпляр – чтобы поместить в журнале ответы на головоломку. (около 10-12 штук, чтобы у ребят был выбор). Подборки головоломок вы можете найти на нашем сайте «Головоломки-лабиринты», «Головоломки на внимание», «Логические головоломки».

Редколлегия

Рассматриваем с ребятами то, что получилось, обсуждаем.

Макет журнала готов.

Если есть возможность, то журнал можно отправить в «типографию». На множительной технике размножить страницы журнала, сшить их степлером и раздать ребятам. У каждого будет свой авторский экземпляр!  Если такой возможности нет, то странички журнала сшивают сразу и журнал помещают в такое место, где с ним могут познакомиться другие ребята – выставка в библиотеке, классный информационный уголок и т.п.

Вот такой журнал получился на одном из занятий:

Страницы журнала, созданные во время творческого занятия. Сценарий-конспект творческого занятия для детей «Дорогая редакция»

 

 

  1. Заключение

Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

Как называют журналы и газеты?

Понравилось ли вам самим быть журналистами и делать журнал?

Прощаемся с детьми.

Оборудование к конспекту-сценарию творческого занятия для детей 9-12 лет «Дорогая редакция»

  • Журнал «А почему?».  Количество журналов соответствует количеству детей;
  • Различные по тематике журналы, приблизительно соответствующие возрасту детей (3-4 номера каждого журнала по одному наименованию на каждую пару детей);
  • Листы с вопросами – план обзора журнала (один на каждую пару детей);
  • Взрослые журналы, «двойники» детских;
  • Разноцветные закладки с липкой полосой;
  • Ручки, карандаши, фломастеры, ножницы клей;
  • Бумага белая и цветная;
  • Опросной лист для проведения интервью;
  • Лист-заготовка для «передовицы» журнала, план ее написания;
  • Заготовка для кроссворда;
  • Головоломки из различных детских журналов;
  • Цветная множительная техника (по желанию).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: