Маша и Медведь. Конспект занятия по русской народной сказке
Занятие по русской народной сказке Маша и Медведь рассчитано на детей старшего дошкольного возраста. Кроме знакомства с самой сказкой мы предлагаем включить в него веселые развлечения, головоломки, игры и загадки.
Так же занятие по знакомству со сказкой можно совместить с аппликацией или конструированием. Мы предлагаем для этого две работы, разной степени сложности. Плетеный бумажный коврик подходит для работы с большой группой детей. А аппликация из ткани «Маша и Медведь» требует большой предварительной подготовки от вас. Поэтому такую работу можно рекомендовать для маленьких групп или при индивидуальных занятиях.
В конспекте занятия мы использовали не рассказ, а показ русской сказки в настольном бумажном театре. О том, как сделать куклы для такого представления можно посмотреть в статье «Куклы для настольного театра из бумаги»
Цели и задачи занятия по русской сказке Маша и Медведь.
Прививать детям интерес к русской сказке, русской культуре;
Знакомить с русской народной сказкой Маша и Медведь;
Закреплять знания о домашних бытовых приборах, о том, как они облегчают домашнюю работу;
Знакомить с новыми приемами ручного труда;
Развивать внимание, воображение и мелкую моторику рук;
Возбуждать интерес детей к играм-драматизациям, театральной дальности;
Воспитывать трудолюбие, желание помогать родителям в домашних дела;
Конспект занятия по русской народной сказке «Маша и Медведь»
Здороваюсь с детьми, говорю, что сегодня мы с ними познакомимся с русской народной сказкой «Маша и Медведь»
Знакомство со сказкой, обсуждение и групповое инсценированные сказки.
Рассказываю сказку, сопровождая рассказ показом на настольном бумажном театре.
Затем задаю детям вопросы по содержанию сказки, разучиваем Машенькины и Мишины реплики.
Вопросы к сказке:
Зачем пошла Машенька в лес?
Как она перекликалась со своими подружками? (Аукаем все вместе)
Как Машенька оказалась в домике у медведя?
Почему медведь хотел оставить Машу у себя жить?
Как Машенька перехитрила Медведя?
Что говорил Медведь, когда хотел съесть по пути пирожок? (повторяем хором)
Что отвечала ему Маша? (повторяем хором)
Кого испугался медведь в деревне?
Как лаяли на него собаки? (лаем)
Бабушка и дедушка обрадовались Машеньке?
Что они могли бы ей сказать?
Групповая инсценировка сказки
Еще раз повторяю показ сказки, а дети становятся участниками спектакля:
Хором аукаются в лесу;
Хором говорят за медведя «Сяду на пенек, съем пирожок» и отвечают за Машу «Не садись на пенек…» Эти две роли можно доверить двум группам детей. Например, мальчики будут говорить за медведя, а девочки за Машу.
Лаем как собаки, прогоняя медведя из деревни.
Машенькины загадки. Конспект занятия по русской народной сказке «Маша и Медведь»
Машенька девочка работящая, все умеет – и мыть убирать и стирать и кашу варить, и пироги печь. Умница да помощница по дому — нигде такой второй не найти! А вы взрослым помогаете? Правда-правда? Значит, знаете все вещи, которые нужны, чтобы дома порядок наводить? А мы проверим!
Загадываю детям загадки о бытовых приборах, и посуде
Машины загадки к конспекту занятия по русской народной сказке «Маша и Медведь»:
Пылесос
Чайник
Утюг
Сковорода
Показываем с детьми пантомимой, как мы работаем пылесосом, гладим, жарим на сковороде, наливаем чай из чайника.
Игра на внимание «Что изменилось?»
Ребята, а, чтобы не заблудиться в лесу нужно быть очень внимательным и запоминать всякие мелочи. Давайте сейчас сыграем с вами в игру и проверим, насколько вы внимательные. Я буду рисовать лес, а вы будете говорить, что в лесу изменилось.
На доске или листе ватмана рисую дерево, второе, гриб под деревом…Пока я рисую, дети закрывают глаза, потом открывают их и ищут, что нового появилось на картинке. Чем больше деталей, тем сложнее найти изменение.
Можно предложить и самим ребятам рисовать детали. Подробно игра описана в статье «Игра на развитие внимания «Что изменилось?»
Шоу мыльных пузырей. Конспект занятия по русской народной сказке «Маша и Медведь»
В качестве разминки перед началом второй части занятия устраиваем веселое развлечение.
Ребята, а еще Машенька у нас — затейница. Вот постирала она бельё, а у неё мыльная вода осталась. Так она придумала мыльные пузыри пускать. А вы, ребята, умеете пускать мыльные пузыри?
Провожу «Шоу мыльных пузырей». Вот несколько возможных вариантов, но вы, наверняка, придумаете и свои задания-развлечения:
Дети пускают пузыри, а взрослый или один из ребят стараюсь их пропустить через обруч:
Конкурс «Поймай пузырь» — ловим пузыри одноразовыми пластмассовыми ложками;
«Кто больше?» — конкурс на самый большой пузырь.
Изготовление поделки «Плетеный коврик». Конспект занятия по русской народной сказке «Маша и Медведь».
Ребята, наша Маша-рукодельница умеет сама и нитки прясть и из них ткани ткать. Давайте сегодня с вами тоже попробуем соткать коврик. У нас он будет бумажный.
Дети получают основы заготовки с прорезанными заранее линиями и полоски разноцветной бумаги. Плетем из них коврик.
О том, как делать разные варианты таких поделок посмотрите подробный мастер класс «Плетеный коврик. Поделка из бумаги для детей от 5 лет».
Вот такие коврики получились.
По окончании работы можно склеить все коврики в одно большое панно.
Вы можете выбрать и более сложный вариант поделки – сделать аппликацию из ткани. Оговоримся, что более сложная она будет не для детей, а именно для вас. Ведь вам предстоит подготовить основы для аппликации с прорезанными отверстиями «рубашки» и «сарафанчика» для всех детей.
Но, зато, детям очень нравиться таким образом «шить» одежки для героев сказок.
Если вы решили делать именно аппликацию, посмотрите мастер класс «Аппликация из ткани Маша и Медведь».
Деятельность после занятий. Конспект занятия по русской народной сказке «Маша и Медведь»
Разрезные картинки-головоломки.
После занятия можно предложить детям для игры разрезные картинки-головоломки по сюжету сказки.
Если у вас нет готовых промышленных картинок, то можно сделать ее самостоятельно. Распечатайте любую картинку иллюстрацию к сказке и разрежьте ее на части. Чтобы картинка получилась плотной, перед разрезанием наклейте ее на картон. Не забудьте сразу распечатать и картинку-образец.
Лабиринты-головоломки на тему сказки «Маша и медведь»
Можно предложить детям помочь Машеньке выбраться из леса, проведя ее по лабиринту-головоломке. Такие головоломки можно распечатать совсем небольшие, по 6-8 штук на одном листе. Затем разрезать и положить в доступном детям месте. Такими головоломками можно на занятии заменить игру «Что изменилось»
Картинка-лабиринт №1 к конспекту занятия по русской народной сказке «Маша и Медведь»
Картинка-лабиринт №2 к конспекту занятия по русской народной сказке «Маша и Медведь»
Театральная деятельность.
Оставьте настольный театр из бумаги в доступе у детей. Поощряйте их самостоятельно инсценировать сказку.
Деятельность на прогулке.
На прогулке можно разучить с детьми и поиграть в русскую народную подвижную игру «У Медведя во бору»
Кроме того, можно показать детям компас, обсудить, что такой прибор помог бы Маше не заблудиться в лесу. Пусть дети рассмотрят компас. Скажите, что стрелка компаса всегда показывает на север. Определите вместе с детьми, где север, где юг.
Оборудование и материалы к конспекту занятия по русской народной сказке «Маша и Медведь»
Куклы и декорации к настольному театру
Карточки с загадками
Мыльные пузыри
Обруч
Одноразовые ложки
Большой лист бумаги на планшете (А1)
Толстый фломастер
Заготовки для изготовления плетеного коврика или для аппликации из
ткани «Маша и медведь»( прорезанная картинка-основа, лоскутки
ткани, клей, ножницы, бросовая бумага)
Для деятельности после занятий:
Головоломки-лабиринты, карандаши,
Разрезные картинки,
Компас.
Добавить комментарий