Конспект занятия по русским народным сказкам для детей 5-8 лет.

Это занятие рассчитано на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Занятие по этому сценарию проводились в библиотеке и были настоящим праздником для ребят. В общей сложности его отыграли раз тридцать. И всегда с большим успехом. Самыми младшими участниками этого праздника русской сказки были дети средней группы детского сада. Им было сложно. Так что, нижний предел возраста – старшая группа, а верхний – второй класс школы.

Количество детей, участвующих в занятии – 20-25 человек. Время проведения – 30-35 минут.

Поскольку занятие проходило в библиотеке, то выставка книг со сказками была довольно серьезная. Но вы можете сделать ее значительно скромнее. Необходимые книжки для показа и рассказа наверняка найдутся в любой библиотечке детского сада или в школьной библиотеке.

В конспекте занятие серьезная часть времени отдана театральной деятельности детей. Каждый ребенок должен побыть артистом.

Цели и задачи. Конспект занятия по русским народным сказкам для детей 5-8 лет.

Цель:

Вызвать интерес ребят к русскому народному творчеству, пробудить интерес к книге, чтению.

Задачи:

Познакомить детей с русскими сказками, их жанрами

Побудить детей к самостоятельному чтению сказок

Показать моральные и нравственные нормы, заложенные в

сказочный сюжет

Дать опыт сценической деятельности, развивать творческий

потенциал

Конспект занятия по русским народным сказкам для детей 5-8 лет.

 Занятие начинаем с беседы о сказках вообще и о русских народных сказках в частности. Для беседы создаем книжную выставку из разных известных ребятам сказок, как авторских, так и народных.

Беседа о русских сказках. Конспект занятия по русским народным сказкам для детей 5-8 лет.

 

Здравствуйте ребята!

Сегодня мы с вами поговорим о сказках. Смотрите, сколько интересных книжек у нас здесь собрано!

Вот сказки про медвежонка Вини-Пуха и его друзей. Знаете вы эти сказки? Такие замечательные истории сочинил английский писатель Александр Милн.

А вот сказки про Майдодыра, Доктора Айболита, Муху-Цокотуху. Кто их написал? Кто их автор? Их написал замечательный поэт и сказочник Корней Иванович Чуковский.

А вот сказка про веселого деревянного человечка Буратино. Ее автор – Алексей Толстой.

Вот сказка о Рыбаке и Рыбке. Ее автор – наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Можно показывать любые авторские сказки, какие есть в вашей библиотечке. Обращайте внимание детей, даже если они не умеют читать, где написано название книги, где имя втора.

А здесь, посмотрите, у меня много книжек. Но какую сказку не откроешь – нигде нет имени автора. Зато в каждой книжке написано: «Русская народная сказка». Кто же придумал эти чудесные истории? Давайте попробуем догадаться. Если сказки народные, значит придумал их…. Народ!

 Да, ребята, эти сказки так давно придумали, что никто уже не помнит имя того человека, который рассказал их первым. Да и когда сказку пересказывали, то что-то изменяли, дополняли или, наоборот, выбрасывали. Так сказочная история улучшалась и авторы ее – все поколения людей, передающие ее из уст в уста много сотен лет.

Но, раз сказка так долго живет, значит неплохая получилась история, правда? Ведь скучную сказку не стали бы пересказывать снова и снова. Забыли бы. А русские народные сказки слушали в детстве не только ваши бабушки и дедушки, но и их прабабушки и прадедушки.

В сказках часто происходят чудеса и творится волшебство. Героям таких сказок часто приходится отправляться в дальний путь, в тридесятое царство. И выполнять трудные задачи. Вот, например, помните сказку о Царевне Лягушке? Какие чудеса там происходили?

Вспоминаем с детьми чудеса из этой сказки.

А в сказке «Гуси лебеди» с какими чудесами столкнулась сестрица, пока искала брата?

Вспоминаем яблоню, печку, речку с молочными берегами и т.д.

В сказках справится с заданиями герою часто помогают волшебные помощники: Баба-Яга, Серый Волк, Сивка бурка. А еще волшебные предметы. Вспомните, какой волшебный предмет дала Баба Яга Ивану-царевичу, чтобы он не заблудился? (путеводный клубок)

А быстро добраться в нужное место какие волшебные предметы помогают в сказках? (сапоги-скороходы, ковер-самолет)

Чтобы герой сказки не умер от голода, у него должна быть (скатерть самобранка)

А чтобы сразиться с таким страшным противником как Змей Горыныч, какое оружие должен достать себе герой богатырь? (меч-кладинец)

Можно предложить ребятам вспомнить еще какие-нибудь волшебные предметы и волшебных помощников.

Ребята, есть очень много известных вам русских народных сказок о животных. Там все или почти все герои – звери. Давайте вспомним такие сказки.

 Дети вспоминают сказки «Теремок», «Лубяная избушка», «Волк и семеро козлят» и др. Если возникнет затруднение при вспоминании, можно показать в качестве подсказок книги с этими сказками.

Ребята, но ведь в этих сказках не происходит чудес, нет волшебных ковров и кисельных рек с молочными берегами. Но это тоже сказки. Что же в них чудесного, сказочного? (в этих сказках животные носят одежду, говорят, живут в домах, как люди).

У зверей в сказках о животных есть свои характеры. Вот, например, зайчик в русских сказках – какой он? (трусливый, доверчивый).

А лисичка-сестричка? (Хитрая, обманщица)

Волк? (злой, сильный, но не очень умный)

Беседуем с детьми о том, чему учат нас сказки. Для этого можно задать наводящие вопросы: Кто побеждает в сказках? За что в сказках награждают героев, за какие качества? А за что наказывают? Каким же учат нас быть сказки?

Вот и получается, что сказочная выдумка оборачивается самой настоящей правдой.

Сказки учат нас быть добрыми, умными, щедрыми, трудолюбивыми.

Но на этом наша встреча с русской сказкой еще не закончена, она только начинается.  Сейчас мы с вами поиграем в сказку.

Игровая часть. Конспект занятия по русским народным сказкам для детей 5-8 лет.

Дети рассаживаются на стулья.

Сказочные загадки. Конспект занятия по русским народным сказкам для детей 5-8 лет.

Ребята, я рассказывала вам про сказки, а теперь хочу узнать, знаете ли вы сказки?

Я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывать. Хорошо?

Отгадка – Емеля. А как называется сказка? (По щучьему велению)

 Отгадка – Колобок

Ответ – лиса. А в какой сказке лиса обманула волка? (Битый небитого везет). Чем ловил волк рыбку в этой сказке? А в кого еще обманывала лиса в других сказках? (заячья избушка, колобок)

Ответ – теремок.

 

Ответ – Жар птица. В какой сказке встречаемся мы с Жар-птицей?

 

Ответ – Яга. В каких сказках мы встречаемся с Бабой-Ягой (Гуси-лебеди, Царевна-лягушка)

Собери картинку. Конспект занятия по русским народным сказкам для детей 5-8 лет.

Ребятам предлагается собрать разрезную картинку по теме русская сказка. Это могут быть и маленькие картинки из 15 деталей. Такая работа выполняется в паре.

Можно взять 5-6 больших картиной из 20-30 деталей. В этом случае каждую картинку могут собирать 4-6 детей.

Если у вас нет готовых головоломок промышленного производства, то можно распечатать и разрезать на несколько частей любые подходящие по теме картинки.

Собирать картинки веселей под музыку. Обычно, чтобы справиться с картинкой, хватает двух песенок т.е. это 6-7 минут. Мы ставили «Спор Маши и Вити» из к\ф «Новогодние приключения Маши и Вити» и «Дорогою добра» из к\ф «Маленький Мук». Но вы можете выбрать любые песенки, записи которых у вас под рукой.

Игра-викторина по русским сказкам. Конспект занятия по русским народным сказкам для детей 5-8 лет.

 

Вижу, что знаете вы русские сказки. А давайте сейчас устроим соревнование!

Разбиваю ребят на две команды. Для игры нужно поле-плакат «Сказочная страна» с шестью заданиями (по 2 на каждом поле). Кость-кубик и призовые карточки с волшебными предметами.

Карточки-задания и карточки-призы, подготовленные для печати, а также подробное описание конкурса вы можете посмотреть в статье «Викторина по русским сказкам».

Помните, баба яга давала Ивану-царевичу волшебный клубочек. Не простой, а путеводный. А у нас с вами будет вот такой путеводный кубик. Вы его бросаете, и сколько на нем точек выпадет -  на такой вопрос отвечаете.

Какая команда правильно ответит, та получит волшебный предмет: сапоги-скороходы, скатерть самобранку, шапку-невидимку или другой какой-нибудь. Все готовы? Тогда начали.

Команды по очереди бросают кубик и отвечают на вопросы. Игра продолжается, пока на «карте» есть хоть одно невыполненное задание.

Задания к викторине по русским сказкам:

1. Что девочка говорит медведю

2. Кто выполнял желания Емели

3. Кто победил змея Горыныча

4 Как зовут самую знаменитую курочку

5. Как волк перехитрил козлят

6. Кем оказалась лягушка

7. На чем летала Баба Яга

8. Чем лиса угощала журавля в сказке

«Лиса и журавль»

9. Кто первым пришел в теремок

10. Без кого не смогли вытянуть репку

11.Чем ловил волк рыбу в сказке

«Битый небитого везет»

12.Где спрятана смерть Кощея Бессмертного

Инсценировка сказок. Конспект занятия по русским народным сказкам для детей 5-8 лет.

 Теперь, ребята, вы станете у нас настоящим артистами. Мы с вами будем показывать сказки, эти сказки всем вам хорошо знакомы. Но, давайте их все-таки вспомним.

Инсценировка русской народной сказки «Репка». Конспект занятия по русским народным сказкам для детей 5-8 лет.

Проговариваем с ребятами текст «Репки».

Роли и костюмы:

Дед. Повязываем бороду, сделанную из бинта и одеваем любую лохматую шапку.

Бабка – повязываем платочек. Учимся с дедом и бабкой ходить «по-стариковски», держась за поясницу и загребая ногами.

Внучка. Повязываем цветастую косынку.

Жучка, кошка, мышка. Костюм – обруч на голову с изображением нужного животного. Учимся лаять, мяукать, пищать.

Репка – 2 человека. Репка вырезана из креповой бумаги. Двое детей берут ее за края и присаживаются на корточки. В этом положении они находятся, пока репка не вырастет. Затем встают и держат репку растянутой, чтоб все зрители ее видели. За одного из актеров и ухватится дед, чтоб тянуть репку.

Всего в постановке участвуют 8 человек.

Одеваем костюмы.

Разыгрываем сказку (во всех сказках текст «от автора» озвучивает взрослый ведущий).

Благодарим артистов. Хлопаем им в ладоши.

Инсценировка русской народной сказки «Теремок». Конспект занятия по русским народным сказкам.

Проговариваем с ребятами текст «Теремка». Особый акцент ставим на репликах героев. (Кто в домике живет? А ты кто? Давай вместе жить. И т.д.)

Роли и костюмы:

В этой сказке семь ролей: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-побегайка, лисичка-сестричка, петушок-золотой гребешок, волк – зубами щелк, медведь косолапый. Костюмы всех зверей — обруч на голову с изображением нужного животного. Репетируем, как должна ходить разные животные.

Одеваем костюмы. Разыгрываем сказку. Благодарим артистов. Хлопаем им в ладоши.

Инсценировка русской народной сказки «Курочка-Ряба»

Проговариваем с ребятами текст сказки

Назначаем артистов:

Дед и бабка – костюмы, как и в сказке «Репка» Еще дед и бабка получают по деревянной ложке – чтобы бить яичко. Дед и бабка учатся «плакать».

Костюмы мышки и курочки – обруч на голову с изображением мыши и курицы. Курица также получает деревянное «золотое» яичко. Она потом передаст его деду.

В постановке участвуют всего 4 артиста.

Одеваем костюмы.

Разыгрываем сказку.

Благодарим артистов. Хлопаем им в ладоши.

Во всех трех сказках участвует всего 19 человек. Желательно, чтобы все детки побыли артистами. Поэтому, если ребят больше, чем девятнадцать человек, какую-то сказку можно повторить.

В качестве подготовке к сказке или как завершение театрального действия можно поиграть с детьми в игры-потешки по русским народным сказкам.

Завершение занятия. Конспект занятия по русским народным сказкам для детей 5-8 лет.

Ребята. Сегодняшняя наша встреча подходит к концу. Мы много с вами успели сделать -  и про сказки новое узнали, и загадки разгадали, и собрали картинки и даже были артистами и показывали спектакли. Я надеюсь, что вам понравилось. И еще я надеюсь, что дома вы обязательно почитаете русские народные сказки. Я говорю вам: «До свидания! Мы с вами еще обязательно встретимся.»

Оборудование к конспекту занятия по русским народным сказкам.

Книжная выставка соответствующей тематика.

Разные картинки по теме «русская сказка»

Поле, задания, кубик и карточки-призы для викторины.

Маски животных: собака, кошка, мышка, лягушка, зайка, петушок, лиса, волк, медведь, курочка Ряба.

Репка (бумажная)

Картонка, расписанная под теремок.(ставится на стулья)

Борода и шапка для деда, платок для бабки, косынка для внучки.

Деревянное яйцо.

Две ложки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: