Конспект занятия «Все равно тебе водить». Малые формы детского фольклора.

Занятие «Все равно тете водить» посвящено малым формам детского фольклора: потешкам, загадкам, дразнилкам, считалками и т.д. А также русским народным играм. Конспект может стать как основой занятия в детском саду, так и частью массового праздника по народной тематике.

Общая продолжительность занятия – 35-40 минут. Но вы можете сократить или увеличить это время добавив или убрав какие-то игры. Занятие может быть интересно для детей от 4 до 7 лет. Занятие всегда проходило весело, активно и немного шумно – игры все-таки. Ребятам нравилось.

Мы проводили мероприятие в помещении, но с не меньшим, а может и большим успехом можно тоже самое устроить и на улице. Особенно в теплое время года – с поздней весны до ранней осени.

Это занятие по малым формам фольклора проводилось в рамках цикла «В гостях у бабушки Варвары» для детских садов. Еще два занятия из этого цикла: «Русские сказки» и «Кукольный теремок»

Цели и задачи. Конспект занятия «Все равно тебе водить» по малым формам детского фольклора.

Цель:

Формировать у детей интерес к русской культуре.

Задачи:

Знакомить с русскими фольклорными традициями на примере малых жанров детского фольклора;

Знакомить с русскими народными играми;

Расширять словарный запас детей;

Развивать память, внимание;

Развивать логическое мышление;

Воспитывать любовь и уважение к русской национальной культуре;

Формировать навыки игрового поведения, учить играть в игры с правилами.

Конспект занятия «Все равно тебе водить». Малые формы детского фольклора.

Встречаю детей в холле, здороваюсь, помогаю раздеться.

Здравствуйте ребята! Здравствуйте добры молодцы да красны девицы!

Я бабушка Варвара. А вы сегодня мои гости дорогие. Знаю я много сказок-присказок, шуток прибауток, загадок да игр. Хочу с вами поделиться. Чтоб скучно нам не было.

Сегодня мы с вами отправимся в дали дальние. Но не в тридевятое царство тридесятое государство, а отправимся мы путешествовать во времени, полетим в старую старину. И узнаем мы с вами как жили-поживали да во что играли наши пра-пра-бабушки и пра-пра-дедушки, когда малыми детками были – вот такими, как вы сейчас.

Приглашаю вас, гости дорогие, на деревенские посиделки.

Все готовы к путешествию дальнему? Ну, тогда в путь-дорогу пора!

Веду детей в зал, ребята рассаживаются на стулья.

Загадки. Конспект занятия по малым формам детского фольклора.

Вот и прибыли мы на место. Можно и наши посиделки начинать. А что же такое посиделки? А это когда люди в избу одну собирались да веселились: песни пели, плясали, игры затевали, сказки сказывали, мудрены загадки разгадывали. А вы, ребята умеете загадки разгадывать?

А загадывать? Кто загадку знает, кто ее нам загадает?

Ребята загадывают загадки и отгадывают их.

Ах, какие молодцы, ребята!

А теперь мои мудреные загадки попробуйте разгадать.

Сначала попроще загадаю. Отгадать не сложно. Отгадки будем хором говорить.

Читая детям стихотворение Е. Каргановой с окончаниями-рифмовками:

Оля   весело бежит

К речке по дорожке.

А для   этого   нужны

Нашей   Оле   …   (ножки).

Давайте, ребята все вместе ножками потопаем. Хорошо, молодцы!

Оля   ягодки   берет

По две, по   три   штучки.

А для   этого   нужны

Нашей   Оле   …   (ручки).

А теперь все ребятки ручками похлопаем.

Оля слушает в лесу,

Как   кричат   кукушки.

А для этого нужны

Нашей   Оле   …   (ушки).

Покажем, где у нас ушки.

Оля ядрышки   грызет,

Падают скорлупки.

А для этого нужны

Нашей Оле   …   (зубки).

Улыбнемся пошире, чтоб все увидели наши зубки!

Оля смотрит на кота,

На картинки-сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле   …   (глазки).

Покажем, где у наших деток глазки.

 

С простыми загадками вы, добры молодцы да красны девицы справились. А теперь загадаю вам посложнее. Эти загадки хоть и мудрены, а отгадки на них просты. То, о чем моя первая загадка в каждой избе было, без нее изба не изба. Ну-ка отгадайте:

Печка. Загадки. Конспект занятия по малым формам детского фольклора

А эти вещи и раньше были, и сейчас в каждом доме есть:

Часы. Загадки. Конспект занятия по малым формам детского фольклора

Подушка Загадки. Конспект занятия по малым формам детского фольклора

Иголка и нитка.

Ложки. Загадки. Конспект занятия по малым формам детского фольклора

 

А раз ложки у нас появились, то теперь и о еде поговорить можно. Что за еда такая:

Пирог. Загадки. Конспект занятия по малым формам детского фольклора

Молоко. Загадки. Конспект занятия по малым формам детского фольклора

 Правильно, молоко! Молодцы, ребята, все загадки отгадали!

Последняя загадка была у нас про молоко. А какие кушанья можно из молока сделать? Кто скажет? (Творог, масло, сметану…)

Потешки. Конспект занятия по малым формам детского фольклора

А еще на молоке варят кашу. И мы сейчас с вами тоже будем кашу варить. Вернее, не варить, а помогать сороке. Знаете, такую детскую забаву? Ну-ка приготовили ладошки.

Провожу с детьми пальчиковую игру-потешку «Сорока»:

(пальцем левой руки совершаем круговые движения по ладоне правой)

- Сорока-белобока, где была?

- Далеко. Кашку варила, деток кормила

(загибаем пальцы на правой руке, начиная с большого)

Этому дала, он воду носил. (большой палец)

Этому дала, он дрова рубил (указательный)

Этому дала, он печку топил (средний)

Этому дала, он кашу варил(безымянный)

(обхватываем большим и указательным пальцами левой руки мизинец правой и встряхиваем его)

А этому не дала: он воды не носил, дров не рубил,

Печку не топил, кашу не варил!

Ребята, а почему не дала сорока каши мизинчику?

Правильно она поступила?

Что надо ему сделать чтобы в следующий раз каша ему досталась?

 Игра-потешка про сороку-белобоку – для ребятишек маленьких. А ребята постарше, чтоб показать свою ловкость играли вот в какую игру. Называлась она Малечина — калечина

Игра «Малечина-клечина». Конспект занятия по малым формам детского фольклора

Это старинная игра. Нужно было поставить на пальчик или на ладошку поставить палочку-лучинку и сказать: «Малечина-калечина» сколько часов до вечера? Раз, два …десять.» Кто дольше всех палочку удержит тот и выиграл. У нас лучинок нет, но есть вот такие палочки с султанчиками.

Кто у нас ловкий, кто хочет попробовать?

Вызываю добровольцев по три-четыре человека. Провожу игру.

Считалки. Конспект занятия по малым формам детского фольклора

Чтобы поиграть в следующую игру, нам нужен ведущий. Как нам его выбрать? Правильно, нужно посчитаться. А вы ребята знаете какие-нибудь считалки?

Слушаю ответы детей.

Хорошие считалки. А я вот какую считалку знаю:

Я пойду куплю дуду.

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди.

Мы играем – ты води!

Давайте с вами выучим такую считалку.

Хором разучиваем с детьми считалку.

Теперь считалку мы выучили, можно выбирать ведущего и играть. Пойдемте, ребята.

Ребята выходят, становятся в круг. Считалкой выбираем двух водящих. Проводим игру «Колечко с лентой»

Игра колечко с лентой. Конспект занятия по малым формам детского фольклора

Для игры нужен длинный шнур или атласная лента. На нее одевается колечко или несколько колечек. Это могут быть и не маленькие ювелирные кольца, а что-то покрупней – например, гайки. Все дети, кроме ведущего, берутся за ленту. Водящий встает в центр получившегося круга и закрывает глаза. Ребята начинают быстро передавать колечки, двигая их по ленте. Как только водящий говорит: «Я иду искать» тот, к кому кольцо оказалось ближе, прячет его в кулак. Задача водящего – угадать, кто спрятал колечко. Для этого он указывает на чью-нибудь руку и просит разжать кулак. Если угадал, то меняется местами и игроком, если нет – снова закрывает глаза и водит.

Игру повторяем несколько раз.

Молчанки и голосянки. Конспект занятия по малым формам детского фольклора.

Дети стоят в кругу.

А теперь поиграем в такую игру. Называется она «Молчанка».

Я скажу:

Первенчики, червончики.

 Зазвенели бубенчики.

 По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

 Медок, сахарок. Молчок!

После слова «Молчок!» все должны замолчать. Я буду старается вас рассмешить. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он должен платить штраф. Должен спеть сплясать или стих нам рассказать. Все приготовились?

Провожу игру 2-3 раза.

А теперь наоборот молчать не надо. Игра называется гососянка. Я скажу слова:

Ну, давайте-ка, ребята,

Голосянку тянуть.

Кто не дотянет,

Того укусит оса-а-а-а-а-а!

И нужно как можно громче и, главное дольше тянуть последний звук. Попробуем?

Провожу игру 2- 3 раза на разные звуки:

Ну, давайте-ка, ребята,

Голосянку тянуть.

Кто не дотянет,

Того съедят комары-ы-ы-ы!

 Ну, давайте-ка, ребята,

Голосянку тянуть.

Кто не дотянет,

Того посадим в лужу-у-у-у!

Хорошо, ребята голосите, громко!

Но игры не только развлекали раньше сельских ребятишек. Они помогали им узнать о том, как работают взрослые. Вот в такую игру мы с вами сейчас поиграем. Игра эта называется «Как сеют мак»

Игра-имитация «Как сеют мак».

Ребята, вы знаете, что такое мак? Правильно, растение.

(показываю картинку с изображением цветка мака).

А когда мак отцветет и созреет, из его коробочки достают зернышки и пекут с ними вкусные булки. Вот такие

 (показываю изображение или муляж булки с маком).

Но чтобы мак вырос за ним, как и за любым растением надо ухаживать: надо его посеять, прополоть, собрать, а уже потом есть. И сейчас мы с вами все это будем делать. Я буду показывать движения под песенку, а вы за мной повторять. Готовы? Тогда начинаем!

Игра «Как сеют мак». Конспект занятия по малым формам фольклора.

Провожу игру- имитацию «Как сеют мак»:

Как сеют мак? Как сеют мак?

Так и эдак и вот так.

Так и эдак и вот так

Как полют мак? Как полют мак?

Так и эдак и вот так.

Так и эдак и вот так

Как берут мак? Как берут мак?

Так и эдак и вот так.

Так и эдак и вот так

Как едят мак? Как едят мак?

Так и эдак и вот так.

Так и эдак и вот так

Заклички и приговоры. Конспект занятия по малым формам детского фольклора

После проведения игры все возвращаются на свои места, рассаживаются.

Но чтобы урожай получить на славу, чтоб уродился и горох, и репка, и петрушка, и морковь, и пшеница для пирога и пшено для каши, нужно было не только ухаживать за полем и огородом. Еще нужна хорошая погода. Чтоб дождичек вовремя и солнышко вовремя.

Наши предки пытались приманить, закликать дождик и солнышко. Так появились стихи-заклички. Давайте и мы с вами попробуем. Вот, смотрите, у нас светит солнышко (на декорации прикреплено изображение солнечного диска). А пора огород поливать. Давайте позовем дождик. Для дождика была, например, такая закличка:

Падай, дождь,

На бабкину рожь,

На дедову пшеницу,

На сестрин лен,

Поливай ведром!

А вот еще закличка для дождика:

Дождик, дождик пуще лей,

На меня и на друзей.

Давайте выучим с вами эту закличку разучим и позовем дождик. Разучиваем с ребятами закличку.

Молодцы, хорошо получается. А еще раньше, чтобы закликать дождик свистели вот в такие свистульки. (показываю свистульки, демонстрирую, как они свистят).

Даю трем детям свистульки, с остальными хором «закликаем» дождик. Меняю декорацию солнца на тучку с дождем.

Читаю стихотворение А.Н. Майкова:

«Золото, золото падает с неба!»

Дети кричат и бегут за дождем…

- Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Вот, ребята, у нас и получилось с вами закликать дождик. Он полил все растения: и цветы и травку и деревья. А теперь нам опять хочется солнышка, чтоб побегать, поиграть, порезвиться! Давайте позовем солнышко:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко!

Вместе с детьми разучиваем закличку и «зовем» солнышко. Меняю декорацию тучи на солнышко.

Солнышко выглянуло, и, смотрите, кто появился. (показываю детям божью коровку). Кто это ребята? Правильно, это божья коровка. Раньше верили, что она может долететь до неба и передать Богу просьбу. Вот и говорили:

Божья коровка, полети на небо

Принеси нам хлеба.

Давайте попробуем тоже попробуем загадать желания и попросить у божьей коровки, чтобы они исполнились. Загадывайте про себя желания. А теперь давайте все хором скажем:

Божья коровка, полети на небо

Принеси нам хлеба.

Хором с ребятами повторяем приговор про божью коровку.

Надеюсь, божья коровка исполнит все ваши желания. А теперь поговорим о веселых стихах-шутках.

Поддевки. Конспект занятия по малым формам детского фольклора.

Назывались такие стихи поддевки. Ими старались поддеть, обхитрить своего товарища. Но делали это весело, незлобно, и никто не обижался. Вот, например, какая поддевка.

Обращаюсь к одному из детей:

- Скажи: лук.

- Лук.

- По лбу стук!

Обращаюсь к другому:

- Скажи: оса.

- Оса.

- Хвать тебя за волоса!

Прошу третьего:

- Скажи: муха.

- Муха.

- Хвать тебя за ухо!

Вот такие вот стишки-шутки, словесные игры.

 Обобщающая беседа. Конспект занятия по малым формам детского фольклора.

Что ж, ребята, время незаметно пролетело. Пора нам в обратный путь. Пора прощаться. Понравились вам русские игры, стишки, заклички?

Помните, какую считалочку мы с вами выучили?

А, чтобы «вызвать» дождик и солнышко какие стишки мы с вами читали? Как они называются?

А в какие игры поиграли?

Молодцы, ребята, все запомнили!

А теперь, давайте на прощанье, еще в одну веселую игру поиграем.

Провожу заключительную подвижную русскую игру. Обычно, это была игра «Золотые ворота»

Вывожу детей из зала, помогаю одеться, прощаюсь, провожаю.

Завершающая игра «Золотые ворота» Конспект занятия по малым формам детского фольклора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: