Сценарий занятия для детей по балету П.И. Чайковского «Щелкунчик»

Сценарий занятия рассчитан на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В ходе занятия ребята познакомятся с музыкальными отрывками из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», узнают и научатся различать три музыкальные формы: песню, танец, марш.

Конечно, провести такое занятие можно в любое время. Но особенно актуально оно будет перед Новым годом и Рождеством. Ведь действие сказки Гофмана и балета Чайковского проходит именно в это волшебное, особенно время ёлок, подарков и ожидания чудес.

Вы можете совместить занятие с утренником или школьным «огоньком», сделав этот сценарий частью праздника. Для этого продолжить занятие можно, отправившись на Королевский бал с пиром, танцами и подарками.

Немного об оборудование к сценарию занятия по балету П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Для музыкального занятия в первую очередь необходима техника для прослушивания музыкальных отрывков и, собственно, записи этих самых отрывков.

Сказку про Щелкунчика можно просто рассказать, иллюстрируя музыкой из балета. Но детям интереснее будет, если устроить небольшой настольный театр. Как сделать бумажных артистов для настольного театра можно почитать в статье «Бумажные куклы для настольного театра».

 

Куклы настольного театра к сценарию занятия по балету П.И. Чайковского «Щелкунчик»: Мышиный король, мышиное войско, войско игрушек, Щелкунчик, Маша.

Куклы настольного театра к сценарию занятия по балету П.И. Чайковского «Щелкунчик»: Шоколад, Роза, Хризантема, Мак. Фея Драже.

Вместо такого настольного театра можно использовать проектор с картинками-иллюстрациями к сказке. Также хорошо подойдет для иллюстрации музыки нарезка из мультфильма «Щелкунчик» (Союзмультфильм, 1973)

 Конечно, нелишним будет и атмосферное, новогоднее оформление зала.

Ход занятия. Сценарий занятия для детей по балету «Щелкунчик»

Вводная беседа

Дети заходят в зал, рассаживаются на стульчики.

Здравствуйте, ребята. Сейчас за окном у нас декабрь. Это первый месяц зимы и последний месяц года. Скоро – Новый год.

Новый год, самый любимый и волшебный праздник в году

Говорят, под Новый год,

Что не пожелается,

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается!

Ребята, а что такое для вас Новый год?

Да, конечно, Новый год, это подарки, праздник, музыка. И, конечно, сказка. И сегодня я хочу рассказать вам новогоднюю сказку. Это сказка называется «Щелкунчик и мышиный король». А поможет мне ее рассказывать волшебная музыка замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского. Итак, слушайте:

Рассказывание сказки «Щелкунчик»

В основе пересказа либретто балета П.И. Чайковского, с использованием музыкальных отрывков и иллюстрированием фигурками настольного театра.

Читаем текст на фоне увертюры балета Щелкунчик.

Был самый канун рождества. В доме советника Штальбаума собирались гости. Дети – Фриц и Мари с нетерпением ждали начала праздника. Еще бы! Ведь с гостиной стоит нарядная ёлка, а под ёлкой детей ждут великолепные, чудесные подарки.

Совсем стемнело. Фриц и Мари сидели, крепко прижавшись друг к другу, и не смели проронить не слова; им чудилось, будто над ними веют тихие крылья и издали доносится прекрасная музыка. И вот, прозвенел тонкий серебряный колокольчик: «Динь-динь-динь!» Двери распахнулись и елка засияла таким блеском, что дети с громким криком «Ах!»- замерли на пороге.

Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными орехами, а на всех ветках, словно цветы или бутоны росли яблоки, пестрые конфеты и вообще всякие сладости.

И вокруг елки все пестрело и сияло. Сколько там было подарков! Плюшевые мишки, куклы, кукольная посуда, новое нарядное платье для Мари; оловянные солдатики, лошадки и игрушечная пушка для Фрица. Книжки с картинками, мяч и много еще каких чудесных вещей нашли дети под елкой.

Но Мари больше всех остальных игрушек понравился скромный деревянный человечек – Щелкунчик, кукла, предназначенная для раскалывания орехов. Он был, конечно, не очень складный и вовсе не такой красивый, как новая кукла, но он был таким милым и его некрасивое личико казалось Мари очень добрым.

Мари тут же взяла Щелкунчика и дала ему грызть орехи, но она выбирала самые маленькие орехи, чтобы человечку не приходилось слишком широко открывать рот, так как это, по правде сказать, его не красило.

Заканчиваем воспроизведения увертюры к балету Щелкунчик.

Был уже поздний вечер, все гости разошлись, ушли спать и дети. Но Мари все никак не могла уснуть. Она вылезла из своей постельки и на цыпочках отправилась в зал, к елке, чтоб еще раз взглянуть на своего Щелкунчика. Мари взяла человечка на руки, стала его баюкать, укачивать.

И вдруг, часы на стене громко захрипели и Мари явственно услышала:

- Тик-и-так, тик-и так! Не хрипите громко так! Слышит все король мышиный!

И… «бим-бом, бим-бом!» — часы глухо пробили двенадцать ударов.

С последним ударов часов из- под елки вылезли злые мыши. Последним появился отвратительный принц мышей с тремя головами на каждой из которых блестела маленькая золотая корона. Его мать, злая Королева Мышильда решила женить своего сына на Мари. И вот мышиное войско пришло похитить девочку и утащить ее в свое темное и глубокое подземелье.

Сердце у Мари бешено билось. Она закрыла лицо руками и приготовилась к самому худшему. Но тут за спиной у нее поднялся ужасный шум. Это игрушки во главе с ожившим Щелкунчиком спешили ей на помощь!

И завязался жаркий бой! Оловянные солдаты смело кинулись в бой, игрушечные пушки начали стрелять в мышей. А храбрый Щелкунчик сражался с самим трехголовым мышиным принцем.

Давайте, ребята, поможем Мари и игрушкам. Напугаем злых мышей. Топаем с ребятами ногами, прогоняем мышей.

Ура! Игрушки побеждают! Мышиное войско разбежалось.

Мари была спасена. Она подбежала к Щелкунчику, но он был уже опять простой деревянной игрушкой. Мари взяла его на руки и поцеловала. И тут же на глазах щелкунчик из деревянной куклы превратился в прекрасного принца. Он рассказал Мари о том, что он принц Волшебной страны, но злая Мышильда заколдовала его, превратив в деревянную игрушку. А сама стала править в волшебном королевстве. Но теперь чары рассеялись. Он снова стал Принцем и приглашает Мари в чудесное путешествие по волшебному королевству.

Но перед тем, как отправиться в это удивительное путешествие, Мари и Щелкунчик принимают парад отважного войска игрушек. Ребята, мы с вами тоже помогли прогнать злых мышей. Так что, давайте, тоже примем участие в этом параде. Ребята маршируют под марш из балета Щелкунчик.

Мари и Щелкунчик гуляли на леденцовом лугу, потом прошли по зефирно-мармеладной роще и оказались у ворот столицы королевства сладостей города Конфетюренбурга. Все жители города были очень рады, что к ним вернулся их Принц и прогнал злую Мышильду. И город устроил для Мари и Принца-Щелкунчика необыкновенный праздник. Для них танцевали все сладости и вкустности. Первой начала бал фея Драже.

Вы, ребята, знаете, что такое драже? Это такие конфеты – маленькие и круглые. Вот и музыка феи драже тоже звенит и переливается, как будто падают на хрустальный пол маленькие круглые конфеты-драже. Послушайте музыку. Слушаем отрывок из балета «Танец Феи драже»

До или после прослушивания можно предложить детям «сыграть» на треугольниках и колокольчиках музыку для феи Драже.

А потом на сцене появился Шоколад. Вы все любите шоколад? Он прибыл из далекой Испании и танцует испанский танец. Испанцы часто танцуют вот с такими вот музыкальными инструментами – кастаньетами. Вот как они звучат.

Стучим с детьми по очереди кастаньетами. Давайте послушаем танец Шоколада и постараемся услышать стук   кастаньет. Прослушиваем отрывок из балета «Щелкунчик» Испанский танец (Шоколад).

Много кто еще танцевал на этом балу! Были там и пастухи и пастушки, дед Мороз, Снегурочка и Снеговик, из Китая прибыл Чай, а в конце танцевали цветы – розы, пионы и тюльпаны, ромашки и хризантемы – закружились в вальсе. Давайте, и мы с вами потанцуем с ними,

Дети получают воздушные шарики. Нужно покружиться под музыку и передать шарик своему соседу. Ставлю «Вальс цветов» из балета Щелкунчик.

Щелкунчик и Мари веселились и танцевали на этом балу. Но вот миновала ночь, звезды стали бледнеть и гаснуть. Взошло солнце. И вдруг волшебная страна растаяла…

Мари проснулась. Оказалось, что это был только волшебный рождественский сон. Мари задремала под Рождественской елкой и ей приснились и мыши, и мышиный король, и сказочная страна с волшебным городом сластей Конфетюренбургом.

Но Мари казалось, что все это было на самом деле. И ей казалось, что Щелкунчик улыбается ей как-то особенно.

Не знаю, правда ли все это случилось с Мари в ту ночь или она только увидела волшебный сон, но рассказывают, что через несколько лет к крыльцу Мари подъехала золотая карета, запряженная серебряными лошадьми, и из нее вышел Принц, как две капли похожий на того, которого видела мари в чудесной стране. Принц сделал Мари предложение и она, конечно, согласилась. На свадьбе у них плясали двадцать две тысячи нарядных кукол, сверкающих бриллиантами и жемчугом, а Мари, как говорят, еще и поныне королева в стране, где, если только у тебя есть глаза, ты всюду увидишь сверкающие цукатные рощи, прозрачные марципановые замки — словом, всякие чудеса и диковинки.

Вот вам сказка про Щелкунчика и мышиного короля.

Беседа о формах музыкальных произведений: песня, танец, марш. Сценарий занятия для детей по балету «Щелкунчик»

Понравилась вам, ребята, эта волшебная история? Какой танец понравился вам больше всего? Шоколада? Драже? Цветов? А, может, марш игрушек?

А чем марш отличается от танца? Давайте с вами послушаем марш.

Ставлю запись военного марша «Боевые дни».

Какая это музыка? Что хочется под нее делать? Что вы представляете себе, когда слушаете этот марш? Давайте с вами помаршеруем как солдаты на параде.

Маршируем с детьми под музыку.

А вот другой марш, мы его с вами уже сегодня слышали.

Ставлю запись марша из балета Щелкунчик.

Как вы думаете, под него солдаты смогут маршировать?

А кто сможет?

Итак, музыка у марша ритмичная, бравая, под нее хочется маршировать.

А теперь послушаем танец.

Ставлю запись с музыкой «Вальс цветов».

Что хочется делать под эту музыку? Можно под нее маршировать?

Давайте потанцуем, покружимся под музыку.

Дети кружатся, танцуют под музыку.

Но танцы тоже бывают разные. Вот другой танец.

Ставлю запись танца «Барыня».

Это русский народный танец барыня. Под него не хочется кружится. Давайте с вами попробуем станцевать этот танец.

Выполняем с детьми танцевальные движения.

Вот еще один танец. Он намного быстрее и ритмичнее двух первых.

Ставлю запись танца рок-н-ролл.

Под эту музыку хочется двигаться очень быстро, правда? Она ритмичная. Мы с вами говорили, что ритмичная музыка в марше. Но разве можно под эту музыку маршировать? Нет.

Мы с вами выяснили, что танцы бывают разные: быстрые и медленные, плавные и ритмичные. Но танец, это все равно музыка, под которую хочется танцевать.

Ну, а с песнями вы, конечно, все хорошо знакомы. Песня – это то, что можно петь. Сейчас я поставлю песню, и мы с вами будем ее петь. А чтобы пение получалось дружное, в хоре обычно есть дирижер. Мы с вами все будем дирижерами.

Пробуем выполнять движения «как дирижер». Ставлю песню «В траве сидел кузнечик». Поем песню и «дирижируем».

Ребята, когда-то давно люди считали, что наша Земля – плоская, как тарелка. И стоит она на спинах трех китов. Вот такими тремя китами для планеты Музыка и являются песня, танец и марш.

Игра «Песня, танец, марш»

А сейчас, ребята мы с вами сыграем в игру «Песня, танец, марш».

Будет звучать музыка, и вы должны определить, что это – песня, танец или марш. Если это марш – то вы будете маршировать. Если танец – танцевать. А если песня – то дирижировать и подпевать. Готовы тогда начинаем.

Ставлю ребятам отрывки из музыкальных композиций. Помогая, если произведение вызывает затруднения.

Обобщающая беседа.

Ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие в мир чудесной музыки. О каких трех китах в музыке м сегодня говорили?

Мы слушали с вами танцы и марши из замечательного балета «Щелкунчик». А автор этой музыки русский композитор Петр Ильич Чайковский. Давайте вспомним, с какими новыми музыкальными инструментами мы познакомились? А какой танец озвучивали кастаньеты? Колокольчики?

Надеюсь, вам понравились и сказка, и музыка. И когда-нибудь вы обязательно посмотрите балет «Щелкунчик» в театре. И насладитесь волшебной музыкой Чайковского и прекрасными балеринами-танцовщицами.

Возможные варианты завершения занятия для детей по балету П.И. Чайковского «Щелкунчик»

В зависимости от поставленных целей и времени для проведения данного занятия мы предлагаем несколько вариантов завершения сценария.

Рисование по теме занятия.

Предложите детям нарисовать иллюстрации к сказке Щелкунчик. Обсудите, что можно нарисовать – Щелкунчика и Машу, битву с крысиным королем, город Конфетюренбург…

Лучше делать это под фоновую музыку из балета.

Затем из рисунков устраиваем выставку.

Просмотр новогоднего мультфильма.

Вы можете поставить детям новогодние мультфильмы. Вот список некоторых из них :«Когда зажигаются ёлки» (18 мин) или «Новогодняя сказка» (15 мин), «Новогоднее путешествие» (9 мин), «Катание на тройке» П.И. Чайковский (4 мин)

Отправляемся на бал к Королеве Музыке.

Это занятие может стать частью настоящего праздника. Ведь можно отправиться на бал к Королеве Музыке. А на балу будут танцы, конкурсы, рыцарский турнир, королевский пир и раздача новогодних подарков!

Сценарий детского праздника «Королевский бал»Вы можете заказать у нас изготовление кукол для настольного татра, как к сказке щелкунчик, так и к любым другим пьесам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: