Балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. Большая драма и счастливый финал

Инструкция

Хотя к истории любви Ромео и Джульетты композиторы и музыканты начали обращаться еще в 18 веке, первое знаменитое произведение по мотивам шекспировской трагедии было написано в 1830 году. Им стала опера Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки». Совсем не удивительно, что итальянского композитора привлекла история, происходившая в итальянской Вероне. Правда, Беллини несколько отошел от сюжета пьесы: у него от руки Ромео погибает родной брат Джульетты, а Тибальт, названный в опере Тибальдо, является не родственником, а женихом девушки. Интересно, что сам Беллини в то время был влюблен в оперную примадонну Джудитту Гризи и написал для ее меццо-сопрано партию Ромео.

В том же году на одном из представлений оперы побывал французский бунтарь и романтик Гектор Берлиоз. Однако спокойное звучание музыки Беллини вызвало у него глубочайшее разочарование. В 1839 году он написал свою «Ромео и Джульетту» - драматическую симфонию на слова Эмиля Дешана. В 20 веке на музыку Берлиоза было поставлено немало балетных спектаклей. Наибольшую известность получил балет «Ромео и Юлия» с хореографией Мориса Бежара.

В 1867 году была создана знаменитая опера «Ромео и Джульетта» французского композитора Шарля Гуно. Хотя это произведение нередко иронически называют «сплошным любовным дуэтом», оно считается лучше й оперной версией шекспировской трагедии и по сей день идет на сценах оперных театров мира.

Среди тех немногочисленных слушателей, у кого опера Гуно не вызвала особого восторга, оказался Петр Ильич Чайковский. В 1869 году он пишет свое произведение на шекспировский сюжет, им стала -фантазия «Ромео и Джульетта». Трагедия настолько захватила композитора, что в конце жизни он задумал написать по ней большую оперу, но, к сожалению, не успел осуществить свой грандиозный замысел. В 1942 году выдающийся балетмейстер Серж Лифарь поставил балет на музыку Чайковского.

Однако самый известный балет на сюжет «Ромео и Джульетты» был написан в 1932 году Сергеем Прокофьевым. Его музыка поначалу показалась многим «нетанцевальной», но со временем Прокофьеву удалось доказать жизнеспособность своего произведения. С тех пор балет завоевал огромную популярность и, по сей день, не сходит со сцены лучших театров мира.

26 сентября 1957 года на сцене одного из бродвейских театров состоялась премьера мюзикла Леонарда Бернстайна «Вестсайдская история». Его действие разворачивается в современном Нью-Йорке, а счастье героев – «коренного американца» Тони и пуэрториканки Марии губит расовая вражда. Тем не менее, все сюжетные ходы мюзикла очень точно повторяют шекспировской трагедии.

Своеобразной музыкальной визитной карточкой «Ромео и Джульетты» в 20 веке стала музыка итальянского композитора Нино Рота, написанная к снятому в 1968 году фильму Франко Дзеффирелли. Именно этот фильм вдохновил современного французского композитора Жерара Пресгурвика на создание завоевавшего огромную популярность мюзикла «Ромео и Джульетта», который хорошо известен и в российской версии.

“Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того
убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван
служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в
своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к
светлому будущему…”

В этих словах гениального композитора Сергея Сергеевича Прокофьева
раскрывается смысл и значение его творчества, всей его жизни,
подчинённой непрерывному дерзанию поискам, завоеванию всё новых высот на
пути создания музыки выражающей помыслы народа.

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка
на Украине. Его отец служил управляющим в имении. С самых ранних лет
Серёжа полюбил серьёзную музыку благодаря своей матери, которая хорошо
играла на рояле. В детстве талантливый ребёнок уже сочинял музыку.
Прокофьев получил хорошее образование и знал три иностранных языка.
Очень рано у него появились независимость суждений о музыке и строгое
отношение к своему труду. В 1904 году 13 летний Прокофьев поступил в
Петербургскую консерваторию. Он провёл в её стенах десять лет. Репутация
Петербургской консерватории в годы обучения в ней Прокофьева была очень
высокой. В числе её профессоров находились первоклассные музыканты такие
как: Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов, а в
исполнительских классах – А.Н. Есипова и Л.С.Ауэр. К 1908 году относится
первое публичное выступление Прокофьева, исполнившее свои произведения
на вечере современной музыки. Исполнение Первого концерта для фортепиано
с оркестром (1912 год) в Москве принесло Сергею Прокофьеву громадную
славу. Музыка поразила своей необычайной энергией, смелостью. Настоящий
смелый и жизнерадостный голос слышится в бунтующих дерзостях молодого
Прокофьева. Асафьев писал: “Вот – дивное дарование! Огненное,
живительное, брызжущее силой, бодростью, мужественной волей и увлекающей
непосредственностью творчества. Прокофьев иногда жесток, порой
неуравновешен, но всегда интересен и убедителен”.

Новые образы динамичной, ослепительно светлой, музыки Прокофьева
рождены новым мироощущением, эпохой современности, ХХ веком. После
окончания консерватории молодой композитор ездил за границу – в Лондон,
где проходили в то время гастроли русской балетной труппы организованной
С.Дягилевым.

Появление балета “Ромео и Джульетта” составляет важную переломную веху в
творчестве Сергея Прокофьева. Он был написан в 1935-1936 годах. Либретто
разработано композитором совместно с режиссёром С. Радловым и
балетмейстером Л. Лавровским (Л. Лавровский и осуществил первую
постановку балета в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета
имени С. М. Кирова). Убедившись в бесперспективности формального
экспериментаторства, Прокофьев стремится к воплощению живых человеческих
эмоций, утверждению реализма. Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной
конфликт шекспировской трагедии – столкновение светлой любви с родовой
враждой старшего поколения, характеризующий дикость средневекового
уклада жизни. Музыка воспроизводит живые образы шекспировских героев, их
страсти, порывы, их драматические столкновения. Форма их свежа и
самозабытна, драматургические и музыкально-стилистические образы
подчинены содержанию.

К сюжету “Ромео и Джульетта” обращались часто: “Ромео и Джульетта” –
увертюра-фантазия Чайковского, драматическая симфония с хором Берлиоза,
а также – 14 опер.

“Ромео и Джульетта” Прокофьева – это богато развитая хореографическая
драма со сложной мотивировкой психологических состояний, обилием чётких
музыкальных портретов-характеристик. Либретто сжато и убедительно
показывает основу шекспировской трагедии. В нём сохранена основная
последовательность сцен (сокращены лишь немногие сцены – 5 актов
трагедии сгруппированы в 3 больших акта).

В музыке Прокофьев стремится дать современные представления о старине
(эпоха описываемых событий – XV век). Менуэт и гавот характеризуют
некоторую чопорность и условную грацию (“церемонность” эпохи) в сцене
бала у Капулетти. Прокофьев ярко воплощает в музыке шекспировские
контрасты трагичного и комического, возвышенного и шутовского. Рядом с
драматическими сценами – весёлые чудачества Меркуцио. Грубоватые шутки
кормилицы. Ярко звучит линия скерцозности в картинах???????????
веронской улицы, в скоморошьем “Танце масок”, в шалостях Джульетты, в
смешной старушечьей теме Кормилицы. Типичное олицетворение юмора –
весельчак Меркуцио.

Одним из важнейших драматических средств в балете “Ромео и Джульетта”
является лейтмотив – это не краткие мотивы, а развёрнутые эпизоды
(например тема смерти, тема обреченности). Обычно музыкальные портреты
героев у Прокофьева сплетаются из нескольких тем, характеризующих разные
стороны образа – появление новых качеств образа вызывает и появление
новой темы. Ярчайший пример 3 темы любви, как 3 ступени развития
чувства:

1 тема – его зарождение;

2 тема – расцвет;

3 тема – его трагический накал.

Центральное место занимает в музыке лирическая струя – тема любви,
побеждающая смерть.

С необычайной щедростью обрисовал композитор мир душевных состояний
Ромео и Джульетты (более 10 тем) особенно многогранно охарактеризована
Джульетта, превращающаяся из беззаботной девочки в сильную любящую
женщину. В соответствии с замыслом Шекспира дан образ Ромео: вначале он
охватывает романтические томления, затем проявляет пламенную пылкость
влюблённого и отвагу бойца.

Музыкальные темы, намечающие зарождение чувства любви, прозрачны,
нежны; характеризующие зрелое чувство влюбленных наполнены сочными,
гармоничными красками, остро хроматированы. Резкий контраст к миру любви
и юношеских шалостей представляет вторая линия – “линия вражды” – стихия
слепой ненависти и средневековой???????? – причина гибели Ромео и
Джульетты. Тема распрей в резком лейтмотиве вражды – грозный унисон
басов в “Танце рыцарей” и в сценическом портрете Тибальда –
олицетворение злобы, надменности и сословной спеси, в эпизодах боевых
схваток в грозном звучании темы герцога. Тонко раскрыт образ Патера
Лоренцо – ученого-гуманиста, покровителя влюблённых, надеющегося, что их
любовь и брачный союз примирит враждующие семьи. В его музыке нет
церковной святости, отрешённости. Она подчёркивает мудрость, величие
духа, доброту, любовь к людям.

Разбор балета

В балете три акта (четвёртый акт – эпилог), два номера и девять
картин

I действие – экспозиция образов, знакомство Ромео и Джульетты на балу.

II действие. 4 картина – светлый мир любви, венчание. 5 картина –
ужасная сцена вражды и смерти.

III действие. 6 картина – прощание. 7, 8 картины – решение Джульетты
принять снотворное зелье.

Эпилог. 9 картина – смерть Ромео и Джульетты.

№1 Вступление начинается с 3 темы любви – светлой и скорбной; знакомство
с основными образами:

2 тема – с образом целомудренной Джульетты-девочки – грациозной и
лукавой;

3 тема – с образом пылкого Ромео (сопровождение показывает пружинистую
походку юноши).

1 картина

№2 “Ромео” (Ромео бродит по предрассветному городу) – начинается с
показа лёгкой походки юноши – задумчивая тема характеризует его
романтический облик.

№3“Улица просыпается” – скерцо – на мелодии танцевального склада,
секундные синкопы, различные тональные сопоставления придают остроту,
озорство, как символ здоровья, оптимизма – тема звучит в разных
тональностях.

№4 “Утренний танец” – характеризует пробуждающуюся улицу, утреннюю
сутолоку, остроту шуток, бойких словесных поединков – музыка скерцозна,
шутлива, мелодия упругая по ритму, приплясывающая и мчащаяся –
характеризует тип движения.

№5 и 6 “Ссора слуг Монтекки и Капулетти”, “Бой” – нет ещё яростной
злобы, темы звучат задиристо, но задорно, продолжают настроение
“Утреннего танца”. “Бой” – как “этюд” – моторное движение, бряцание
оружия, стук мячей. Здесь впервые появляется тема вражды, проходит
полифонически.

№7 “Приказ Герцога” – яркие изобразительные средства (театральные
эффекты) – угрожающе медленная “поступь”, острый диссонант звучания (ff)
и наоборот разряжён, пустые тонические трезвучия (pp) – резкие
динамические контрасты.

№8 Интерлюдия – разрядка напряженной атмосферы ссоры.

2 картина

В центре 2 картины “портрет” Джульетты-девочки, резвой, шаловливой.

№9 “Приготовления к балу” (Джульетта и Кормилица) звучат тема улицы и
тема Кормилицы, отражающая её шаркающую походку.

№10 “Джульетта-девочка”. Разные стороны образа проявляются резко и
неожиданно. Музыка написана в форме Rondo:

1 тема – Лёгкость и живость темы выражена в простой гаммаобразной
“бегущей” мелодии, и, что подчёркивает её ритм, остроту и подвижность,
завершается сверкающим кадансом T-S-D-T, выраженными родственными
тоническими трезвучиями – As, E, C движущимися вниз по терциям;

2 тема – Изящество 2 темы передано в ритме гавота (нежный образ
Джульетты-девушки) – кларнет звучит игриво и насмешливо;

3 тема – отражает тонкий, чистый лиризм – как самую значительную
“грань” её образа (изменение темпа, фактуры, тембра – флейты,
виолончели) – звучит очень прозрачно;

4 тема (coda) – в самом конце (звучит в №50 – Джульетта выпивает
напиток) предвещает трагическую судьбу девушки. Драматическое действие
разворачивается на праздничном фоне бала в доме Капулетти – каждый танец
несёт драматическую функцию.

№11 Под звуки “Менуэта” официально и торжественно собираются гости. В
средней части, мелодичной и грациозной, появляются юные подруги
Джульетты.

№12 “Маски” – Ромео, Меркуцио, Бенволио в масках – веселятся на балу –
мелодия близкая характеру Меркуцио-весельчака: причудливый марш
сменяется насмешливой, шуточной серенадой.

№13 “Танец рыцарей” – развёрнутая сцена, написанная в форме Rondo,
групповой портрет – обобщающая характеристика феодалов (как
характеристика семейства Капулетти и Тибальда).

Refren – скачущий пунктирный ритм в арпеджио, в сочетании с мерной
тяжёлой поступью баса создаёт образ мстительности, тупости, заносчивости
– образ жестокий и неумолимый;

1 эпизод – тема вражды;

2 эпизод – танец подруг Джульетты;

3 эпизод – Джульетта танцует с Парисом – хрупкая, утончённая мелодия, но
застывшая, характеризующая смущение и трепет Джульетты. В середине
звучит 2 тема Джульетты-девушки.

№14 “Вариация Джульетты”. 1 тема – звучат отголоски танца с женихом –
смущение, скованность. 2 тема – тема Джульетты-девочки – звучит
грациозно, поэтично. Во 2 половине звучит тема Ромео, который впервые
видит Джульетту (из вступления) – в ритме Менуэта (видит её танцуя), а
второй раз с характерным для Ромео сопровождением (пружинистая походка).

№15 “Меркуцио” – портрет весельчака острослова – скерцозное движение
полное фактуры, гармонии и ритмических неожиданностей, воплощающих
блеск, остроумие, иронию Меркуцио (как бы вприпрыжку).

№16 “Мадригал”. Ромео обращается к Джульетте – звучит 1 тема
“Мадригала”, отражающая традиционные церемонные движения танца и
взаимное ожидание. Прорывается 2 тема – шаловливая тема
Джульетты-девушки (звучит живо, весело), впервые появляется 1 тема любви
– зарождение.

№17 “Тибальд узнаёт Ромео” – зловеще звучат темы вражды и тема рыцарей.

№18 “Гавот” – разъезд гостей – традиционный танец.

Широко развиваются темы любви в большом дуэте героев, “Сцене у балкона”,
№19-21, завершающей I акт.

№19. начинается с темы Ромео, далее тема Мадригала, 2 тема Джульетты. 1
тема любви (из Мадригала) – звучит эмоционально-возбуждённо (у
виолончели и английского рожка). Вся эта большая сцена(№19 “Сцена у
балкона”, №29 “Вариация Ромео”, №21 “Любовный танец”) подчинена единому
музыкальному развитию – сплетаются несколько лейттем, которые постепенно
приобретают всё большую напряжённость – в №21, “Любовном танце”, звучит
восторженная, экстатичная и торжественная 2 тема любви (безграничный
диапазон) – певучая и плавная. В Code №21 – тема “Ромео впервые видит
Джульетту”.

3 картина

II акт изобилует контрастами – народные пляски обрамляют сцену венчания,
во 2 половине(5 картина) атмосфера празднества сменяется трагической
картиной поединка Меркуцио и Тибальда, и смертью Меркуцио. Траурное
шествие с телом Тибальда – кульминация II акта.

4 картина

№28 “Ромео у патера Лоренцо “ – сцена венчания – портрет патера Лоренцо
– человека мудрого, благородного, охарактеризованного хорального склада
темой, отличающейся мягкостью и теплотой интонаций.

№29 “Джульетта у патера Лоренцо” – появление новой темы у
флейты(лейт-тембр Джульетты) – дуэт виолончели и скрипки – страстная
мелодия, полная говорящих интонаций – близка человеческому голосу, как
бы воспроизводит диалог Ромео и Джульетты. Хоральная музыка,
сопровождающая обряд венчания, завершает сцену.

5 картина

В 5 картине трагический поворот сюжета. Прокофьев мастерски
перевоплощает самую весёлую тему – “Улица просыпается”, которая в 5
картине звучит мрачно, зловеще.

№32 “Встреча Тибальда и Меркуцио” – тема улицы искажена, её цельность
разрушена – минор, острые хроматические подголоски, “завывающий” тембр
саксофона.

№33 “Тибальд бьётся с Меркуцио” темы характеризуют Меркуцио, который
бьётся лихо, весело, задиристо, но без злобы.

№34 “Меркуцио умирает” – сцена, написанная Прокофьевым с огромной
психологической глубиной, основана на постоянно возвышающейся теме
страдания (проявившейся в минорном варианте темы улицы) – вместе с
выражением боли показан рисунок движений слабеющего человека – усилием
воли Меркуцио заставляет себя улыбаться (в оркестре обрывки прежних тем,
но в далёком верхнем регистре у деревянных – гобоя и флейты –
возвращения тем прерывают паузы, необычность подчёркивают чужие
заключительные аккорды: после d moll – h и es moll).

№35 “Ромео решает мстить за смерть Меркуцио” – тема боя из 1 картины –
Ромео убивает Тибальда.

№36 “Финал” – грандиозное ревущая медь, плотность фактуры, однообразный
ритм – приближающие к теме вражды.

III акт основан на развитии образов Ромео и Джульетты, героически
отстаивающих свою любовь – особое внимание образу Джульетты(глубокая
характеристика Ромео дана в сцене “В Мантуе”, куда сослан Ромео – эта
сцена введена при постановке балета, в ней звучат темы любовных сцен).
На протяжении III акта развиваются темы портрета Джульетты, темы любви,
приобретающие драматический и скорбный облик и новые трагически звучащие
мелодии. III акт отличается от предыдущих большей непрерывностью
сквозного действия.

6 картина

№37 “Вступление“ воспроизводит музыку грозного “приказа Герцога”.

№38 Комната Джульетты – тончайшими приёмами воссоздаётся атмосфера
тишины, ночи – прощание Ромео и Джульетты(у флейты и челесты проходит
тема из сцены венчания)

№39 “Прощание” – небольшой дуэт полон сдержанного трагизма – новая
мелодия. Звучит тема прощания, выражающая и роковую обречённость и живой
порыв.

№40 “Кормилица” – тема Кормилицы, тема Менуэта, тема подруг Джульетты –
характеризуют дом Капулетти.

№41 “Джульетта отказывается выйти за Париса” – 1 тема Джульетты-девочки
– звучит драматично, испуганно. 3 тема Джульетты – звучит скорбно,
застыло, ответом ей служит речь Капулетти – тема рыцарей и тема вражды.

№42“Джульетта одна”– в нерешительности – звучат 3 и 2 тема любви.

№43 “Интерлюдия “ – тема прощания приобретает характер страстного
призыва, трагической решимости – Джульетта готова умереть во имя любви.

7 картина

№44 “У Лоренцо” – сопоставляются темы Лоренцо и Джульетты, а в момент,
когда монах даёт снотворное Джульетте, впервые звучит тема смерти –
музыкальный образ, точно соответствующий шекспировскому: “Холодный
томный страх сверлит мне вены. Он замораживает жизни жар”,-

автоматически пульсирующее движение???? передаёт оцепенение, глухо
вздымающиеся басы – растущий “томный страх”.

№45 “Интерлюдия” – рисует сложную внутреннюю борьбу Джульетты – звучит
3 тема любви и в ответ ей тема рыцарей и тема вражды.

8 картина

№46 “Снова у Джульетты” – продолжение сцены – страх и смятение Джульетты
выражены в застылой теме Джульетты из вариаций и 3 тема
Джульетты-девушки.

№47 “Джульетта одна (решается)” – чередуются тема напитка и 3 тема
Джульетты, её роковой судьбы.

№48 “Утренняя серенада”. В III акте жанровые элементы характеризуют
обстановку действия и использоются очень скудно. Две изящные миниатюры –
“Утренняя серенада” и “Танец девушек с лилиями” введены для создания
тончайшего драматического контраста.

№50 “У постели Джульетты” – начинается с 4 темы Джульетты
(трагической). Мать и Кормилица идут будить Джульетту, но она мертва – в
самом высоком регистре скрипок печально и невесомо проходит 3 тема
Джульетты.

IV акт – Эпилог

9 картина

№51 “Похороны Джульетты” – этой сценой открывается Эпилог –
замечательная музыка траурного шествия. Тема смерти (у скрипок)
приобретает скорбный характер. Появление Ромео сопровождает 3 тема
любви. Смерть Ромео.

№52 “Смерть Джульетты”. Пробуждение Джульетты, её гибель, примирение
Монтекки и Капулетти.

Финал балета – светлый гимн любви, основанный на постепенно
возрастающем, ослепительном звучании 3 темы Джульетты.

Произведение Прокофьева продолжило классические традиции русского
балета. Это выразилось в большой этической значимости избранной темы, в
отражении глубоких человеческих чувств в развитой симфонической
драматургии балетного спектакля. И вместе с тем балетная партитура
“Ромео и Джульетты” была такой необычной, что потребовалось время для
“вживания” в неё. Возникла даже ироническая поговорка: “Нет повести
печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете”. Лишь постепенно всё
это сменилось восторженным отношением артистов, а затем и публики к
музыке. Необычным прежде всего явился сюжет. Обращение к Шекспиру было
смелым шагом советской хореографии, так как по общему мнению считалось,
что воплощение столь сложных философских и драматических тем невозможно
средствами балета. Прокофьевская музыка и спектакль Лавровского
проникнуты шекспировским духом.

Список литературы.

Советская музыкальная литература под редакцией М.С. Пекелиса;

И. Марьянов “Сергей Прокофьев жизнь и творчество”;

Л. Далько “Сергей Прокофьев популярная монография”;

Советская музыкальная энциклопедия под редакцией И.А.Прохоровой и Г.С.
Скудиной.

Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитье.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Kладет конец непримеримой розни.

В. Шекспир

Ромео Монтекки, молодой человек из Вероны, влюблен в прекрасную даму Розалину, что, впрочем, не мешает ему участвовать в веселых проделках своих друзей Меркуцио и Бенволио, или в уличных стычках между представителями двух враждующих семей — Монтекки и Капулетти. Эта вражда уже унесла не один десяток жизней. Вот и еще одна схватка происходит рано утром — перебранка слуг переходит в нешуточную схватку, в которой принимают участие и их хозяева. Герцог Веронский, после тщетной попытки примирить глав враждующих семей, объявляет, что отныне виновники кровопролитья заплатят за это жизнью.

В доме Капулетти кормилица Джульетты старается разбудить свою любимицу. Джульетта шалит и не слушается. Вошедшие родители Джульетты, синьор и синьора Капулетти, напоминают девушке о том, что она уже взрослая и на предстоящем балу ей предстоит встреча с женихом, графом Парисом.

Дамы и рыцари танцуют на балу. Ромео и его друзья тоже проникают на бал. Случайно столкнувшись в бальной зале, Джульетта и Ромео понимают, что полюбили друг друга с первого взгляда.

Воинственный Тибальд, двоюродный брат Джульетты, узнает в Ромео представителя враждебной семьи.

Ромео и Джульета встречаются ночью и говорят о своей любви.

Во время карнавала Джульетта и Ромео через кормилицу договариваются тайно обвенчаться. Они просят монаха Лоренцо помочь им. Лоренцо совершает брачный обряд в надежде, что союз Джульетты и Ромео сможет положить конец смертельной вражде двух семей.

В карнавальной сутолоке лицом к лицу сталкиваются Тибальд и Меркуцио. Оба рады использовать малейший повод для ссоры, которая быстро переходит в бой на шпагах. Ромео напрасно пытается разнять противников. Из-под руки Ромео Тибальд смертельно ранит Меркуцио. Толпа оплакивает смерть всеобщего любимца Меркуцио.
Ромео бросается за Тибальдом, чтобы отомстить за смерть друга, и убивает его после долгой ожесточенной борьбы. Выбежавшая на шум боя Джульетта видит смерть своего двоюродного брата. Лоренцо увлекает за собой Ромео, чтобы спасти его от гнева Герцога.

На рассвете следующего дня Ромео прощается с Джульеттой и покидает Верону. Родители Джульетты напрасно стараются заставить ее вступить в брак с Парисом. Джульетта в отчаянии. Лоренцо предлагает ей план — Джульетта выпьет напиток, который погрузит ее в глубокий сон, похожий на смерть. Тем временем Лоренцо даст знать об этом Ромео, Ромео проникнет в семейный склеп Капулетти как раз к моменту пробуждения Джульетты, чтобы навсегда забрать ее из Вероны. Джульетта дает родителям согласие выйти замуж за Париса и выпивает напиток.

Веселые приготовления к свадьбе нарушаются горестными криками кормилицы, которая обнаружила в спальне мертвую Джульетту. Похоронная процессия направляется к склепу. Весть о смерти Джульетты достигла Ромео раньше, чем известия от Лоренцо. Ромео проникает в склеп, прощается с Джульеттой и лишает себя жизни. Проснувшаяся Джульетта видит его бездыханное тело. Жизнь без любимого не имеет смысла для Джульетты. Острый кинжал Ромео она вонзает себе прямо в сердце.

Только над телами своих детей забывают о кровавой вражде главы семейств Монтекки и Капулетти.

С.С. Прокофьев балет «Ромео и Джульетта»

Мировая литература знает немало красивых, но трагических историй любви. Из этого множества заметно выделяется одна, которую называют самой печальной на свете – история двух веронских возлюбленных Ромео и Джульетты. Эта бессмертная трагедия Шекспира уже более четырех столетий бередит сердца миллионов неравнодушных людей – она живет в искусстве как образец чистой и настоящей любви, которая смогла победить злость, вражду и смерть. Одной из самых ярких музыкальных интерпретаций этой истории за все время ее существования является балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Композитору удалось удивительным образом «перенести» в балетную партитуру всю сложную ткань шекспировского повествования.

Краткое содержание балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Джульетта дочь синьора и синьоры Капулетти
Ромео сын Монтекки
Синьор Монтекки глава семейства Монтекки
Синьор Капулетти глава семейства Капулетти
Синьора Капулетти жена синьора Капулетти
Тибальд кузен Джульетты и племянник синьоры Капулетти
Эскал герцог Веронский
Меркуцио друг Ромео, родственник Эскала
Парис граф, родственник Эскала, жених Джульетты
Падре Лоренцо францисканский монах
Кормилица няня Джульетты

Краткое содержание


Сюжет спектакля разворачивается в средневековой Италии. Между двумя именитыми веронскими семьями Монтекки и Капулетти вот уже много лет длится вражда. Но перед истинной любовью нет никаких границ: двое юных созданий из враждующих семей влюбляются друг в друга. И ничто не может им помешать: ни смерть друга Ромео Меркуцио, павшего от руки двоюродного брата Джульетты Тибальда, ни последующая месть Ромео убийце друга, ни предстоящая свадьба Джульетты с Парисом.

Пытаясь избежать ненавистного замужества, Джульетта обращается за помощью к патеру Лоренцо, и мудрый священник предлагает ей хитрый план: девушка выпьет снадобье и погрузится в глубокий сон, который окружающие примут за смерть. Знать правду будет только Ромео, он придет за ней в склеп и тайно увезет подальше от родного города. Но злой рок витает над этой парой: Ромео, услышав о смерти любимой и так и не узнав правды, выпивает яд возле ее гроба, а проснувшаяся от зелья Джульетта, увидев бездыханное тело возлюбленного, убивает себя его кинжалом.

Фото:





Интересные факты

  • В основе трагедии В. Шекспира лежат реальные события. Несчастная история любви двух подростков из враждующих благородных семей случилась в самом начале XIII столетия.
  • В первом варианте балета, представленного С. Прокофьевым Большому театру, был счастливый финал. Однако такое вольное обращение с шекспировской трагедией вызвало массу споров, в результате чего композитор сочинил трагическое окончание.
  • После невероятно успешной постановки «Ромео и Джульетты» с участием Г. Улановой и К. Сергеевым в 1946 году, режиссер Леонид Лавровский получил пост художественного руководителя Большого театра.
  • Известный музыковед Г. Орджоникидзе называл спектакль симфонией-балетом, из-за насыщенного драматического содержания.
  • Зачастую в различных концертах звучат отдельные номера балета в составе симфонических сюит. Также многие номера стали популярными и в фортепианном переложении.
  • Всего в партитуре произведения представлено 52 различных по характеру выразительных мелодий.
  • В 1954 году балет был экранизирован. Режиссер Лео Арнштам и хореограф Л. Лавровский сняли свою киноленту в Крыму. Роль Джульетты была поручена Галине Улановой, Ромео – Юрию Жданову.
  • В 2016 году в Лондоне была исполнена весьма необычная постановка балета, в которой участие приняла известная эпатажная певица Леди Гага.
  • Причина, по которой Прокофьев первоначально создал счастливый финал в балете чрезвычайно проста. Автор сам признавался, что все дело лишь в том, что так герои смогут продолжить танцевать.
  • Однажды Прокофьев сам танцевал в балетной постановке. Это произошло во время концерта в зале Бруклинского музея. Известный балетмейстер Адольф Больм представил публике свое прочтение фортепианного цикла «Мимолетности», где партию фортепиано исполнил сам Сергей Сергеевич.
  • В Париже есть улица, названная в честь композитора. Она упирается в улицу известного импрессиониста Клода Дебюсси и граничит с улицей Моцарта .
  • Исполнительница главной роли в спектакле Галина Уланова поначалу считала музыку Прокофьева неподходящей для балета. К слову, именно эта балерина была любимицей Иосифа Сталина, который много раз посещал спектакли с её участием. Он даже предложил сделать финал балета более светлым, чтобы публика смогла увидеть счастье героев.
  • Тот факт, что Прокофьев обратился к трагедии Шекспира, исследователи называют весьма смелым шагом. Бытовало мнение, что сложные философские темы невозможно передать в балете.
  • Во время подготовки к долгожданной премьере спектакля в 1938 году, Прокофьев долго не хотел уступать хореографу Лавровскому, который постоянно требовал внести какие-то изменения и правки в партитуру. Композитор отвечал, что спектакль был закончен еще в 1935 году, поэтому не будет возвращаться к нему. Однако вскоре автору пришлось уступить балетмейстеру и даже дописать новые танцы и эпизоды.
итый балет С.С. Прокофьева написан по одноименной трагедии Шекспира, которая была создана еще в 1595 году и с тех пор покорила сердца миллионов людей по всему миру. Многие композиторы обращали внимание на это произведения, создавая свои творения: Гуно, Берлиоз, Чайковский и др. Вернувшись из заграничной поездки в 1933 году, Прокофьев также обратил свой взор на трагедию Шекспира. Причем идею эту ему подсказал С. Радлов, который в то время был художественным руководителем Мариинского театра.

Эта затея очень понравилась Прокофьеву и он с большим энтузиазмом принялся за работу. Параллельно композитор разрабатывал еще и либретто вместе с Радловым и критиком А. Пиотровским. Через три года первоначальный вариант спектакля был показан композитором в Большом театре, где ожидалась первая постановка. Если музыку руководство одобрило, то несколько вольную трактовку сюжета сразу же забраковали. Счастливый финал балета никак не подходил к трагедии Шекспира. После некой полемики на эту тему, авторы все же согласились внести корректировки, максимально приблизив либретто к первоисточнику и вернув трагический финал.

Еще раз изучив партитуру, дирекции не понравилась музыкальная часть, которую посчитали «нетанцевальной». Есть сведения, что такая придирчивость связана с политической обстановкой. Именно в это время в стране развернулась идеологическая борьба со многими крупными музыкантами, в числе их был Д. Шостакович со своим балетом «Светлый ручей» и оперой «Леди Макбет». В данном случае, дирекция вероятнее всего решила проявить осторожность и особо не рисковать. Долгожданная премьера была назначена на конец 1938 года, но и она могла не состояться. Существенной преградой стало то, что один из либреттистов (А. Пиотровский) был уже репрессирован, а его имя вычеркнули из документов, связанных с балетом. В связи с этим, соавтором либреттистов стал Л. Лавровский. Молодой, подающий надежды хореограф около 10 лет увлекался именно постановкой балетов, а «Ромео и Джульетта» и вовсе стал настоящей вершиной его творчества.

  • Эскал, герцог Вероны
  • Парис, молодой дворянин, жених Джульетты
  • Капулетти
  • Жена Капулетти
  • Джульетта, их дочь
  • Тибальд, племянник Капулетти
  • Кормилица Джульетты
  • Монтекки
  • Ромео, его сын
  • Меркуцио, друг Ромео
  • Бенволио, друг Ромео
  • Лоренцо, монах
  • Паж Париса
  • Паж Ромео
  • Трубадур
  • Граждане Вероны, слуги Монтекки и Капулетти, подруги Джульетты, хозяин кабачка, гости, свита герцога, маски

Действие происходит в Вероне в начале эпохи Возрождения.

Пролог. В середине увертюры открывается занавес. Неподвижные фигуры Ромео, патер Лоренцо с книгой в руках и Джульетта образуют триптих.

1. Раннее утро в Вероне. Ромео бродит по городу, вздыхая о жестокой Розамунде. При появлении первых прохожих он исчезает. Город оживает: пререкаются торговки, шныряют нищие, шествуют ночные гуляки. Из дома Капулетти выходят слуги Грегорио, Самсон и Пьеро. Они заигрывают со служанками кабачка, хозяин его угощает их пивом. Выходят и слуги дома Монтекки Абрам и Бальтазар. Слуги Капулетти начинают с ними ссору. Когда Абрам падает раненый, подоспевший Бенволио - племянник Монтекки, обнажив шпагу, приказывает всем опустить оружие. Недовольные слуги расходятся в разные стороны. Внезапно появляется племянник Капулетти Тибальд, возвращающийся домой навеселе. Обругав миролюбивого Бенволио, он вступает с ним в бой. Сражение слуг возобновляется. За сражением непримиримых домов из окна следит сам Капулетти. К дому Капулетти в сопровождении своих пажей подходит молодой дворянин Парис, он явился просить руки Джульетты - дочери Капулетти. Не обращая на жениха внимания, из дома выбегает в халате и с мечом сам Капулетти. В бой вступает и глава дома Монтекки. Город разбужен тревожным набатом, горожане сбегаются на площадь. Появляется герцог Веронский со стражей, народ умоляет его о защите от этой распри. Герцог приказывает опустить мечи и шпаги. Стражник прибивает приказ герцога о наказании смертной казнью любого, кто выступит на улицах Вероны с оружием в руках. Все постепенно расходятся. Капулетти, проверив список приглашенных на бал, возвращает его шуту и уходит вместе с Парисом. Шут просит появившихся Ромео и Бенволио прочитать ему список, Ромео, увидев в списке имя Розамунды, спрашивает о месте бала.

Комната Джульетты. Джульетта шалит со своею Кормилицей. Входит строгая мать и сообщает дочери, что достойный Парис просит ее руки. Джульетта удивлена, она еще и не думала о замужестве. Мать подводит дочь к зеркалу и показывает ей, что она уже не маленькая девочка, а вполне развившаяся девушка. Джульетта смущена.

Пышно разодетые гости шествуют на бал во дворце Капулетти. Сверстниц Джульетты сопровождают трубадуры. Проходит Парис со своим пажом. Последним вбегает Меркуцио, он торопит своих друзей Ромео и Бенволио. Друзья шутят, однако Ромео тревожат дурные предчувствия. Непрошеные гости, чтобы их не узнали, надевают маски.

Бал в покоях Капулетти. За столами важно восседают гости. Джульетта окружена подругами, рядом Парис. Трубадуры развлекают молодых девушек. Начинаются танцы. Торжественно открывают танец с подушечками мужчины, за ними вступают дамы. После чопорного и тяжелого шествия танец Джульетты кажется легким и воздушным. Восторгом охвачены все, а Ромео не может отвести глаз от незнакомой девушки. Вмиг забыта Розамунда. Напыщенную атмосферу разряжает забавник Меркуцио. Он прыгает, смешно кланяется гостям. Пока все заняты шутками друга, Ромео подходит к Джульетте и в мадригале выражает ей свой восторг. Неожиданно упавшая маска открывает его лицо, а, Джульетта поражена красотой юноши, вот кого она может полюбить. Их первую встречу прерывает Тибальд, он узнал Ромео и спешит предупредить дядю. Разъезд гостей. Кормилица объясняет Джульетте, что пленившей ее юноша - сын Монтекки, враг их дома.

В лунную ночь под балкон Капулетти приходит Ромео. На балконе он видит Джульетту. Узнав того, о ком она грезила, девушка спускается в сад. Влюбленные полны счастьем.

2. На площади Вероны шумно и весло. Полный хозяин кабачка угощает всех, но особенно он усердствует перед немцами-туристами. Бенволио и Меркуцио шутят с девушками. Молодежь танцует, снуют нищие, продавцы назойливо предлагают апельсины. Проходит веселая уличная процессия. Ряженые и шуты танцуют вокруг статуи Мадонны, украшенной цветами и зеленью. Меркуцио и Бенволио, быстро допив пиво, бросаются вслед процессии. Девушки пытаются их не отпускать. Выходит Кормилица в сопровождении Пьеро. Она передает Ромео записку от Джульетты. Прочтя ее, Ромео спешит соединить свою жизнь с жизнью любимой.

Келья патера Лоренцо. Неприхотливая обстановка: на простом столе лежит раскрытая книга, рядом череп - символ неизбежной смерти. Лоренцо размышляет: как в одной его руке цветы, а в другой череп, так и в человеке рядом добро и зло. Входит Ромео. Поцеловав руку старика, он умоляет его скрепить его союз с любимой венчанием. Лоренцо обещает свою помощь, надеясь этим браком помирить вражду родов. Ромео готовит букет для Джульетты. Вот и она! Ромео подает ей руку, и Лоренцо совершает обряд.

На просцениуме - интермедия. Веселое шествие с Мадонной, нищие выпрашивают у немцев-туристов подаяние. Продавец апельсинов неловко наступает на ножку куртизанки - спутницы Тибальда. Тот заставляет его на коленях просить прощения и целовать эту ножку. Меркуцио и Бенволио покупают у обиженного продавца корзину с апельсинами и щедро угощают ими своих девушек.

Та же площадь. В кабачке Бенволио и Меркуцио, вокруг них танцует молодежь. На мосту появляется Тибальд. Увидев своих врагов, он выхватывает шпагу и бросается на Меркуцио. Вышедший на площадь после венчания Ромео пытается примирить их, но Тибальд насмехается над ним. Поединок Тибальда и Меркуцио. Ромео, пытаясь разнят драчунов, отводит шпагу друга в сторону. Воспользовавшись этим, Тибальд коварно наносит Меркуцио смертельный удар. Меркуцио еще пытается шутить, но смерть настигает его и он падает бездыханным. Ромео в ожесточении, оттого что друг погиб по его вине, бросается на Тибальда. Яростная схватка оканчивается смертью Тибальда. Бенволио указывает на эдикт герцога и насильно уводит Ромео прочь. Капулетти над телом Тибальда клянутся отомстить роду Монтекки. Убитого поднимают на носилки, и мрачное шествие направляется по городу.

3. Комната Джульетты. Раннее утро. Ромео после первой тайной брачной ночи нежно прощается с любимой, по приказу герцога он выслан из Вероны. Первые солнечные лучи заставляют влюбленных расстаться. В дверях появляется Кормилица и мать Джульетты, а за ними и отец с Парисом. Мать сообщает, что свадьба с Парисом назначена в Петровой церкви. Парис выражает свои нежные чувства, но Джульетта отказывается выходить замуж. Мать испугана и просит Париса оставить их. После его ухода родители терзают дочь упреками и бранью. Оставшись одна, Джульетта решает посоветоваться с патером.

В келью Лоренцо вбегает Джульетта. Она молит его о помощи. Пока священник раздумывает, Джульетта хватается за нож. Смерть - единственный выход! Лоренцо отнимает нож и предлагает ей снадобье, приняв которое она станет подобной умершей. В открытом гробу ее отнесут в склеп, а Ромео, которого известят, придет за ней и увезет с собой в Мантую.

Дома Джульетта дает согласие на брак. В страхе она выпивает снадобье и падает без чувств за занавеску кровати. Наступает утро. Приходят подруги и музыканты от Париса. Желая разбудить Джульетту, они играют веселую свадебную музыку. Кормилица зашла за занавеску и в ужасе отпрянула назад - Джульетта мертва.

Осенняя ночь в Мантуе. Ромео одиноко мокнет под дождем. Появляется его слуга Бальтазар и сообщает, что Джульетта умерла. Ромео потрясен, но затем решает вернуться в Верону, захватив с собой яд. На кладбище в Вероне движется похоронная процессия. За телом Джульетты следуют убитые горем родители, Парис, Кормилица, родственники и друзья. Гроб помещают в склеп. Свет гаснет. Вбегает Ромео. Он обнимает мертвую возлюбленную и выпивает яд. Джульетта очнулась от долгого «сна». Увидев мертвого Ромео с еще теплыми губами, она закалывается его кинжалом.

Эпилог. На могилу Ромео и Джульетты приходят их родители. Смерть детей освобождает их души от злобы и вражды и они протягивают друг другу руки.

Теперь, когда музыку балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева многие узнают буквально по двум тактам, можно удивляться, как нелегко эта музыка находила дорогу к сцене. Композитор свидетельствовал: «В конце 1934 года возникли разговоры о балете с Ленинградским театром имени Кирова . Меня интересовал лирический сюжет. Набрели на „Ромео и Джульетту"». Первым сценаристом стал известный театральный деятель Адриан Пиотровский.

Прокофьев не стремился музыкально проиллюстрировать трагедию Шекспира. Известно, что первоначально композитор даже хотел сохранить жизнь своим героям. Вероятно, его смущали неизбежные манипуляции героев у гроба с неживым телом партнера. Структурно новый балет задумывался как последовательность хореографических сюит (сюита вражды, сюита карнавала). Монтаж контрастных номеров, эпизодов, метких характеристик героев стал ведущим композиционным принципом. Необычность подобного построения балета, мелодическая новизна музыки были непривычны для хореографического театра того времени.

Отличительной чертой всех последующих (и весьма различных!) отечественных хореографических решений «Ромео и Джульетты» стало большее проникновение в замысел композитора, увеличение роли танца и острота режиссерских находок.

Отметим здесь наиболее известные спектакли Николая Боярчикова (1972, Пермь), Юрия Григоровича (1979, Большой театр), Натальи Касаткиной и Владимира Василева (1981, Театр классического балета), Владимира Васильева (1991, московский Музыкальный театр).

Большое число постановок балета Прокофьева осуществлено за рубежом. Любопытно, что если отечественные хореографы активно «противоречили» спектаклю Лавровского, то наиболее известные вне России спектакли Джона Кранко (1958) и Кеннета МакМиллана (1965), исполняемые и ныне в известных западных труппах, сознательно использовали стиль оригинальной хореодрамы. В петербургском Мариинском театре (после более чем 200 представлений) и сегодня можно увидеть спектакль 1940 года.

А. Деген, И. Ступников

Лучшее определение «Ромео и Джульетты» дал музыковед Г.Орджоникидзе:

«Ромео и Джульетта» Прокофьева - произведение реформаторское. Его можно назвать симфонией-балетом, ибо хотя в нем и нет формообразующих элементов сонатного цикла в их, так сказать, «чистом виде», весь он пронизан чисто симфоническим дыханием... В каждом такте музыки ощущается трепетное дыхание главной драматургической идеи. При всей щедрости изобразительного начала оно нигде не принимает самодовлеющего характера, насыщаясь активно драматическим содержанием. Самые экспрессивные средства, крайности музыкального языка применены здесь своевременно и внутренне оправданы... Балет Прокофьева отличается глубоким своеобразием музыки. Оно проявляется прежде всего в характерной для балетного стиля Прокофьева индивидуальности танцевального начала. Для классического балета этот принцип не типичен, и обычно он проявляется лишь в моментах душевного подъема - в лирических адажио. Прокофьев же названную драматургическую роль адажио распространяет на всю лирическую драму».

Отдельные, самые яркие номера балета очень часто звучат на концертной эстраде как в составе симфонических сюит , так и в фортепианном переложении . Это «Джульетта-девочка», «Монтекки и Капулетти», «Ромео и Джульетта перед разлукой», «Танец антильских девушек» и др.

На фото: «Ромео и Джульетта» в Мариинском театре / Н. Разина

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...