Совместима ли антропософия Рудольфа Штайнера с христианством? Рудольф Штейнер: биография и его книги От теософии к антропософии: мир глазами гения.

Из книги С.Риуэ-Короз «Эпопея духа ХХ-го века. Биография Рудольфа Штайнера».

«Антропософия, пришедшая в мир благодаря Рудольфу Штайнеру, внесла могучие целительные силы во все сферы нынешней культуры человечества. Без преувеличения можно сказать, что духовное наследство, оставленное Рудольфом Штайнером, не имеет себе равных в современном мире по своей ценности и масштабам. За период всей своей антропософской деятельности он прочел более шести тысяч лекций, а полное собрание его произведений составляет более 350-ти томов. Основанное Рудольфом Штайнером Антропософское Движение распространилось за эти годы во всех культурных странах и развивается в тысячах разнообразных инициатив: вальдорфские детские сады и школы, лечебно-педагогические учреждения, медицинские клиники, фармацевтические фирмы, школы искусств, эвритмические театры, биодинамические сельскохозяйственные фермы, научные лаборатории, институты и т.д."

Андрей Белый о Рудольфе Штайнере.

Внешняя жизнь доктора Штейнера пример назидающий: пример потрясающий; потрясение могло себя изживать лишь в двух крайностях ВОСТОРГА И НЕНАВИСТИ; СРЕДНИЕ чувства в нас - сон; он - БУДИЛ. Когда будят СПЯЩИХ, они пытаются внять будящему голосу, но не слышат слов его, или же с досадой и бранью повертываются на другой бок.

Он не стоял за ОТВЛЕЧЕННЫЕ ДОГМАТЫ; то, что он крепко знал, специально знал, моделировал он всю жизнь, переводя, так сказать, на жаргоны Разных культурных сфер; вавилонское столпотворение специальностей он стремился гармонизировать в СИМФОНИЮ общей работы; и ради общего дела, он силился, как мог, стать ВСЕМ ДЛЯ ВСЕХ.

В этом несении креста, в неустанном самоограничении во имя других, - сказывалась его центральная христианская линия.

Он всемерно старался быть "ВСЕМ ДЛЯ ВСЕХ"; и он же раскрыл этот лозунг ап. Павла: всей жизнью своею.

Деятельность его уподоблялась перманентной деятельности вулкана, сотрясающего окружающих подземными толчками, вызывающими в них эффект потрясения; все вокруг него было потрясено; и все, находящиеся в его обстании, для лиц, непосвященных в этот темп трясений, ходили со странно расширенными глазами; казалось: лица их вытянуты от изумления; было чему ИЗУМЛЯТЬСЯ! И не смешны были эти расширенные глаза, такие глаза, вероятно, делаются во время землетрясений; он - потрясал основы косного покоя; каждым днем своей жизни.

Одновременно текла перманентная лава лекций его; и, конечно, после известного периода (для кого год, для кого два), надо было его не слушать, или слушать умеренно; иначе сознание отдельного человека ощущало себя засыпанным материалом, им подаваемым; еще далее - наступала анестезия восприятий; но как школа встряски сознания, - эту лаву лекций надо было испытать; и, испытав, - бежать от нее. Ведь он говорил не для одних и тех же слушателей; он говорил - "ВСЕМУ МИРУ"; и пусть этот мир от него отворачивается; в отмежеванное ему лекционное 25-ЛЕТИЕ он точно спешил выговорить то, что, остыв, в столегиях, может быть, будет плодоносящею почвою новой культуры; и если он некоторых, неосторожно приближенных, сжигал своей лавой, он не мог остановить ее, ибо он выговаривал не ближним, а всему земному миру; и говорил - не четверть века, а - ВЕКАМИ ВЕКОВ.

РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.

Рудольф Штайнер родился 27 февраля 1861 года в местечке Кралевич (Верхняя Австрия, ныне Хорватия) в семье станционного смотрителя. Кроме Рудольфа в семье были ещё дочь и сын. Семья жила бедно. Через полтора года после рождения Рудольфа его отца перевели в Потшах, в Нижней Австрии. Там семья жила до восьмилетнего возраста Рудольфа. Это была местность с красивейшей природой, окружённая горами. Дальше опять последовал переезд, на этот раз в Нойддорфль, отца назначили начальником маленькой железнодорожной станции в этом селе. В 1872 году Рудольф Штайнер поступил в реальное училище, потому что отец мечтал сделать из сына инженера путей сообщения.

Училище это находилось в Винер-Нойдштадте, там Рудольф обучался семь лет. С пятнадцати лет он начал давать частные уроки ученикам своего и более младшего возраста.

В 1879 году Рудольф Штайнер поступил на обучение в Венскую Высшую Техническую школу. Специализацией его там была математика. Единственным источником средств для жизни у него были частные уроки, так как его семья не была богатой. Кроме Высшей Технической Школы Рудольф Штайнер посещал занятия в Университете. Особенно его интересовали лекции по философии и эстетике. В Технической Школе огромное влияние на Рудольфа оказал Карл Юлиус Шрёэр, профессор литературы. Он пробудил в Штайнере интерес к Гёте, знакомство с личностью и трудами Гёте, имело очень глубокое влияние на дальнейшие пути познания Штайнера. В возрасте 21 года Рудольф Штайнер начал углублённое изучение творчества Гёте. Он участвовал в подготовке и издании естественнонаучных трудов Гёте в рамках многотомного издания «Немецкой национальной литературы» Кюршнера.

С 1882 по 1897 год он работал в архиве Гёте и Шиллера в Веймаре. В 1891 году Рудольф Штайнер защитил докторскую диссертацию и получил степень доктора философии в Ростоке.

В 1897 году Штайнер переехал в Беллин, где сотрудничал в различных журналах.

Происходит знакомство его с теософскими кругами, заинтересовавшимися его книгой «Фридрих Ницше - борец против своего времени». Знакомство переходит в более тесные контакты.

В 1900-1901 годах Рудольф Штайнер читает лекции в Теософском обществе.

С 1899 по 1904 год он преподавал историю и естественные науки в общеобразовательной рабочей школе Вильгельма Либкнехта в Берлине.

В 1902 году Рудольф Штайнер вступил в Теософское общество, образовалась немецкая секция, которую Штайнер и возглавил. Начинается его интенсивная лекционная деятельность, как в Берлине, так и в других городах Европы. Хотя формально он и является членом Теософского общества, но уже создаются основы Антропософии. Пишутся книги «Христианство, как мистический факт и мистерии древности», «Теософия», «Как достигнуть познания высших миров», «Ступени высшего познания», «Из летописи мира», «Очерк тайноведения». Рудольф Штайнер пишет свои драмы-мистерии: «Врата посвящения», «Испытание души», «Страж порога», «Пробуждение душ». Они ставятся в Мюнхене.

В 1913 году происходит исключение Штайнера из Теософского общества, пути с которым окончательно разошлись. В этот же год Рудольф Штайнер провозглашает создание Антропософского Общества, 20 сентября закладывается краеугольный камень в начале строительство первого Гётеанума в Дорнахе, Швейцария. В строительстве его участвовали представители 18 народов Европы, было там и много русских, в том числе Андрей Белый и Максимилиан Волошин. Сам по себе проект Гётеанума представлял собой нечто, что никогда прежде не строилось, это было совершенно новое слово в строительном искусстве, огромное количество резных деталей, работу над которыми доверяли только членам Антропософского Общества, а не рабочим с улицы. Было создано новое искусство обработки стекла, из стёкол изготовлялись витражи, купола расписывались художниками по замыслу доктора Штайнера, а краски изготовлялись из естественных материалов.

Параллельно строительству, которое поглощало очень много сил, шла интенсивная лекционная работа, делались регулярные театральные постановки, разрабатывалось искусство эвритмии и декламации.

В 1919 году в Штутгарте, Германия,была открыта первая Вальдорфская школа.

В 1920 в Гётеануме начала действовать «Свободная Школа Высшей Духовной Науки».

В новогоднюю ночь с 1922 на 1923 год Гётеанум был подожжён врагами Антропософии и полностью сгорел. Это был страшный удар и тяжёлое испытание для всех дорнахцев, особенно для Рудольфа Штайнера. Но на следующий после пожара день, в оставшихся после пожара мастерских, уже снова продолжались лекции. Сразу же речь пошла о подготовке к строительству второго Гётеанума.

Рудольф Штайнер, помимо огромного духовного наследия в виде книг и циклов лекций, посеял на Земле семена целых отраслей новой жизни: это и вальфдорфская педагогика, и биодинамическое сельское хозяйство, антропософские клиники и фармацевтические фирмы, и многое другое.

Rudolf Steiner
Рудольф Штейнер (1905) Дата рождения: Место рождения: Дата смерти: Место смерти: Род деятельности:

Рудольф Штейнер , Штайнер (нем. Rudolf Steiner , 27 февраля в местечке Кралевец, Хорватия (тогда - Австрийская империя) - 30 марта , Дорнах, близ Базеля , Швейцария) - австрийский философ-мистик, писатель, эзотерик, создатель духовной науки, известной как антропософия .

Антропософия

Антропософское Общество

С г. Штейнер начал читать лекции в Теософском обществе, возглавляемом Анни Безант и участвовал в создании германской секции общества. С 1902 - генеральный секретарь германской секции теософического общества, но в 1913 году Штайнер покинул Теософское Общество.

Тогда же в 1913 г. его женой Марией фон Сиверс, М.Бауером и К.Унгером было основано Антропософское Общество, которое в 1923. Р.Штейнер реорганизовал, основав на Рождественском Собрании 1923-24гг. новое Всеобщее Антропософское Общество (ВАО)с центром в Дорнахе, Щвейцария, имеющее отделения во многих странах мира, существующее поныне и насчитывающее 43000 членов. В годы фашистского режима в Германии антропософское общество было запрещено, но продолжало действовать легально в Швейцарии и некоторых других странах. Р.Штейнер является создателем Антропософии, духовной науки, суть которой - стремление внести научную методологию в изучение явлений сверхчувственного порядка, построить мост между религией и обычной наукой. Антропософия создает новые направления в социологии -движение за социальное триединство -, педагогике -Вальдорфская школа -, в естествознании -гетеанистическое естествознание -, в медицине и фармакологии -антропософская медицина -, сельском хозяйстве - био-динамическое земледелие -, искусстве - в живописи, архитектуре, сценическом и лечебном движении - эвритмия, в движении за религиозное обновление христианства Община Христиан. В области религиоведения установил эволюционные связи великих мировых религий прошлого и настоящего - эллинизма, иудаизма, ислама, буддизма и христианства в его трех основных формах. Полное собрание сочинений Р.Штейнера - книги, стенограммы лекций - составляет в настоящее время 354т. помимо художественного наследия, записных книжек и др. С 1910 г по 1922 г руководил строительством первого Гетеанума - антропософского центра и в то же время храма. В ночь с 31 дек.1922 г на 1 янв.1923 г первый деревянный Гетеанум стал жертвой поджога. На его месте еще при жизни Р.Штейнера был заложен второй Гетеанум, где по настоящее время находится центр ВАО. Умер Р.Штейнер 30 марта 1925 г. в Дорнахе.

Русское антропософское общество

Русское антропософское общество было организовано в 1913 г.

Русское антропософское общество ставило своей целью «братское единение людей на почве признания общих духовных основ жизни, совместную работу над исследованием духовной природы человека и изучение общего ядра в мировоззрениях и верованиях различных народов».

Обществу было отказано в перерегистрации в 1923 г. и его члены продолжали работать нелегально. Некоторые из них подвергались преследованиям.

В 1990 г. русское антропософское общество возобновило свою работу как «Антропософское Общество в России» (АОР) с местопребыванием в г. Москве, оно имеет отделения на Украине и в Германии. Является коллективным членом Всеобщего Антропософского Общества (ВАО) с центром в Дорнахе, Щвейцария. Помимо АОР существует антропософское движение, см.сайт anthroposophy.ru и сайт rudolf-steiner.ru

«в роковое время, переживаемое ныне нашей страной, многое будет зависеть от людей, которые, несмотря на все трудности и препятствия, сохранят в себе это изначальное свойство человеческой души: ее устремленность к Высшему, ее неодолимое стремление к разрешению главных вопросов бытия, без удовлетворительного ответа на которые невозможно никакое творчество, никакое положительное строительство» (1991 г.)

Основные произведения

  • «Истина и наука», докторская диссертация («Wahrheit und Wissenschaft»), 1892;
  • «Философия свободы» («Die Philosophie der Freiheit»), 1894;
  • «Мировоззрение Гете» («Goethes Weltanschauung»), 1897;
  • «Теософия» («Theosophie»), 1904;
  • «Как достигнуть познания высших миров?» («Wie erlangt man Erkenntnisse der höheren Welten?»), 1909;
  • «Очерк тайноведения» («Die Geheimwissenschaft im Umriß»), 1910;
  • «Загадки философии» («Die Rätsel der Philosophie»), 1914;
  • «О загадке человека» («Vom Menschenrätsel»), 1916;
  • «О загадках души» («Von Seelenrätseln»), 1917;
  • «Мой жизненный путь» («Mein Lebensgang»), 1925.

Рудольф Штейнер (Штайнер) (Rudolf Steiner) родился 27 февраля 1861 года в австрийском городе Кралевиче, в семье железнодорожного служащего. С детства обладая сверхчувственными способностями, мальчик скоро понимает, что это его исключительная особенность, о которой следует хранить молчание.

После окончания реального училища Штейнер получает широкое образование в Венской политехнической школе. Это и естественно-научное и математическое образование, это и глубокое изучение философии, и литературы, и истории.

В возрасте 21 года он начал свои научные изыскания с углубленного изучения творчества Гете. В Гете он видел мыслителя, воззрения которого на природу "вели к переходу от естественных наук к науке о духе". Он участвует в подготовке к изданию естественнонаучных трудов Гете в рамках многотомного издания "Немецкой национальной литературы" Кюршнера.

В 1891 г. Рудольфу Штейнеру в Ростокинском университете присуждается ученая степень доктора философии. В 1894 г. вышел его основополагающий труд "Философия свободы". В 1897 г. он переезжает в Берлин, где начинает сотрудничать в журналах, предназначенных для более широкого круга образованной публики. Он стремится донести свои взгляды до широкой аудитории. Но пока остается непонятым.

Тут происходит событие, значительно повлиявшее на дальнейшую судьбу Штейнера. Его книгой "Фридрих Ницше - борец против своего времени" заинтересовались теософы и пригласили его к себе сделать доклад о Ницше. Он принимает решение публично выступить с результатами своих духовных опытов. Для этого он становится генеральным секретарем Немецкой секции Теософского общества. С этого времени (начало ХХ века) мы уже видим нового Штейнера.

Он неустанно работает как лектор и как писатель. Выходят такие его книги как "Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека" (1904 г.), "Как достигнуть познаний высших миров" (1904 г.), "Очерк тайноведения" (1910 г.). Общее количество прочитанных им лекций достигает 6000.

Его лекции собирают огромные аудитории, книги его переводятся на многие языки. Он становится властителем дум не только в Германии, но и в других странах, в том числе и в России. Среди наших соотечественников его учениками были Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов.

Важнейшее место в его лекционной деятельности занимают лекции по христологии, в которых многосторонне освещаются значение Христа и мистерии Голгофы как центрального события в эволюции человечества. Различие в понимании значения Христа привело в 1913 г. к конфликту с руководством Теософского общества, в результате которого Штейнер с большой группой своих последователей был вынужден его покинуть.

Но уже в том же году было основано Антропософское общество в Дорнахе, в Швейцарии. В строительстве его здания, так называемого Гетеанума, участвовали представители 18 народов Европы, в числе которых был и наш соотечественник Андрей Белый.

Центр антропософии становится "Свободной высшей школой духовной науки" и превращается в настоящий университет, где содержание всех преподаваемых наук было изменено или дополнено на базе духовных изысканий Штейнера.

На жизнь Штейнера совершались покушения. Здание Гетеанума было подожжено и полностью сгорело в ночь на 1 января 1923 г. Это явилось сильнейшим ударом для Штейнера и всего Антропософского общества. Но уже в этом же году на Рождество было зарегистрировано новое "Всеобщее или Всемирное Антропософское общество", председателем которого стал и до самой смерти оставался Рудольф Штейнер.

Последний год жизни Штейнера был очень плодотворен. Уже прикованный болезнью к постели он продолжает работать над новым эзотерическим осмысливанием многих тем, разработанных им ранее. "Это был мощный выдох его духа", - так сказала об этом времени его жизни Мария фон Сиверс-Штейнер.

Книги (34)

Божественная молитва. Эзотерическое изучение

Подумайте о Христианской молитве. Вы все знаете, что она такое есть. Она часто обсуждалась, а члены антропософского движения часто объясняли ее с точки зрения духовно-научного мировозрения.

Это духовно-научное мировозрение принесло членам антропософского движения другой метод возвышения человеческого существа - человеческой души - до контакта с божественными, духовными, космическими силами.

Бхагават Гита и послания св. Павла

Мы стоим сегодня, как бы, у стартовой точки основания Антропософского общества в более узком смысле и мы должны воспользоваться этой возможностью, чтобы еще раз напомнить нам о важности и значении нашего общего дела. Это верно, что то, чем Антропософское общество желает быть для более новой культуры не должно в принципе отличать ее от того, чем мы всегда занимались в нашем кругу под имением Теософии. Однако вероятно такое придание нового имени может все же напомнить нам о серьезности и достоинстве с которыми мы намереваемся действовать в нашем Духовном движении и ввиду этой точки зрения я выбрал название этого курса лекций.

Внутреннее существо человека

Внутреннее существо человека и жизнь между смертью и новым рождением.

Лекции эти должны показать ту тесную связь, которая существует между внутренней жизнью человека и его жизнью в период от смерти до нового рождения.

Шесть лекций, прочитанных в Вене с 9‑го по 14‑е апреля 1914 года. Цикл 32‑й. Библиотечный № 153

Воздействие духовных существ на человека

Из докладов, которые читались здесь в последнее время, вы могли заключить, что когда мы поднимаемся ясновидчески с физического плана в высшие миры, мы встречаем там существ, которые хотя и не принадлежат к нашему физическому миру, но которые как существа высших миров являются настолько обособленными в себе, что мы можем также назвать их личностями в тех мирах, подобно тому как мы называем личностями людей здесь на физическом плане.

Границы естественного познания

В книге рассматриваются встающие перед человечеством в новейшее время проблемы, связанные с одной стороны с мировоззрениями, основанными на результатах естественнонаучных экспериментов, и, с другой стороны, - с социальными отношениями, возникающими как следствие таких мировоззрений.

Даны пути преодоления этих проблем: как в естественных науках - с помощью гетеанизма, так и в социальных отношениях - с помощью новых, основанных на духопознании деяниях в социальной жизни.

Действие ангелов в астральном теле человека

Антропософское духопостижение не должно быть просто теоретическиммировосприятием, оно должно быть жизненным содержанием и жизненной силой.

И только если мы окажемся в состоянии укрепить в нас нашеантропософское мировоззрение настолько, что действительно станет в насдействительно жизнеспособным, только тогда исполнит оно свою задачу.

Ибо, дорогие друзья, соединяя свои души с антропософскимдухопостижением, мы, в некотором отношении, стали стражами вполнеопределенных значительных процессов в развитии человечества.

Евангелие от Марка

Тому, кто серьезно ищет познания и углубления собственного "я", должно быть ясно, что человечество находится в развитии, и поэтому то, что называют пониманием того или другого откровения, также не является чем-то незыблемым; ничто не заключено в рамках одной эпохи, но понимание углубляется; так что, в сущности, глубочайшие вещи, касающиеся человечества, для того, кто серьезно относится к словам "развитие" и "прогресс", настоятельно требуют, чтобы они с развитием времени понимались лучше, основательнее, глубже.

Евангелие от Матфея

Когда мы говорим о Евангелии от Иоанна, нашу душу пронизывает прежде всего духовная высота космических существ, родственных человеку.Вспомним чувства, вызванные в нас изучением Евангелия от Луки.

Они были совсем другого характера, не правда ли? Когда мы раскрываем душу благовестию евангелиста Иоанна, нас, словно магическое дуновение, пронизывает предощущение духовного величия.

Египетские мифы и мистерии. Лекции

Предлагаемый читателю цикл лекций Рудольфа Штейнера о египетских мифах и мистериях представляет переход от лекций вводного характера к лекциям специальной тематики.

В этом цикле на фоне широкого полотна становления человечества в ранние эпохи истории Земли показано происхождение важнейших образов мифологии и элементов мистериальной практики древнего Египта, их связь с образами более поздней греческой мифологии и, что особенно важно, отражение египетского мировоззрения и практики в современной культуре.

Истина и наука

В своих многочисленных лекциях Рудольф Штайнер неоднократно подчеркивал, что основания своего монистического учения о единой чувственно-сверхчувственной реальности он заложил именно в философских сочинениях раннего периода своего творчества.

Как достигнуть познания высших миров?

В этой книге выходят в свет мои исследования, которые первоначально были напечатаны отдельными статьями под заглавием: "Как достигнуть познаний высших миров?" Этот том составляет первую часть, следующий будет заключать продолжение.

Появлению в новой форме этого труда о развитии человека, возводящем его к постижению сверхчувственных миров, необходимо предпослать несколько сопроводительных слов, которые и будут здесь сказаны.

Краткий очерк антропософии

Это сочинение выдающегося мыслителя и ученого, христианского посвященного Рудольфа Штайнера является заключительной главой его книги «Загадки философии, изложенные как очерк ее истории» (1914) и дает глубокое понимание существа основанной Р.Штайнером новой духовной науки, или антропософии, актуальность которой возрастает с каждым годом.

Очерк будет интересен всем, кто испытывает недостаток в сильной и гармоничной душевной жизни как верном инструменте для проникновения в смысл происходящих исторических перемен, для сознательного участия в них.

Лекции 1907-го года

Эти четыре лекции сделают ударение некоторым образом на более сокровенном звучании, так как может быть предположено, что аудитория является большей частью, состоящей из тех,которые были знакомы с фундаментальными идеями оккультого учения некоторое время. ледовательно они могут вполне желать узнать о более сокровенныхдеталях из области Духовной науки.

То, что будет избрано в этих лекцияхявляется оккультными знаками и символами в их отношении к Астральному и духовному миру и некоторые из них будут исследованы в их более глубоком значении.

Метаморфоз душевной жизни

Даже тому, кто собирается бросить лишь краткий взгляд на духовную жизнь человечества, заранее понятно, насколько осторожно следует обращаться с выражением "переходное время". Если хоть немного продумать это понятие, станет ясно, что, в сущности, любое время может быть охарактеризовано как "переходное".

Но тем не менее в истории человечества есть эпохи, которые выступают, так сказать, скачками в эволюции духовной жизни.

Мистерии древности и христианство

Естественно-научное мышление оказало глубокое влияние на современные представления. Все менее становится возможным говорить о духовных потребностях, о "жизни души", не впадая в противоречие с представлениями и выводами естествознания.

Конечно, существует еще много людей, удовлетворяющих этим потребностям не касаясь в своей духовной жизни круга естественно-научных течений.

Мистика

Кто вступит в мир моих идей, не освободившись от предвзятости, тот найдет в нем противоречие на противоречии. Лишь недавно я посвятил книгу о мировоззрениях XIX века (Берлин, 1900) великому естествоиспытателю Эрнесту Геккелю, пытаясь показать в ней правомерность его круга мыслей. А в нижеследующем изложении я с полным сочувствием и признанием говорю о мистиках, начиная с Мейстера Экхарта и до Ангела Силезского. О других "противоречиях", на которые мне могут еще указать, я не стану упоминать. Я не удивлюсь, если меня осудят с одной стороны как "мистика", с другой - как "материалиста".

Мой жизненный путь

Рудольф Штайнер является одним из интереснейших и удивительнейших духовных явлений нашего столетия: он — редактор и издатель естественнонаучных трудов Гете; автор значительных трудов в области философии и теории науки; как основатель антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека; им было создано новое искусство движения — эвритмия. Однако, наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогических учреждений, работающих на основе созданной им педагогики.

Данная книга является незаконченной автобиографией, впервые изданная Марией Штайнер в 1925г. Написать эту книгу Р. Штейнера побудило только то, что «... я чувствую себя обязанным опровергнуть некоторые ложные представления, касающиеся связи моей жизни с антропософией, и представить ее в истинном свете».

Низвержение духов Тьмы

Духовные подосновы внешнего мира.

Целью данного курса лекций было показать, как события, происходящие в духовных мирах, влияют на все сферы жизни людей, включая индивидуальное здоровье человека.

В результате битвы Архангела Михаила с Ариманом в XIX веке был очищен духовный мир, а демонический сонм был низвергнут в мир людей. На конкретных примерах из культурной, социальной и политической жизни (рассматриваются также события в России 1917 года) Р.Штайнер показывает, как демонические существа вносят разрушение, хаос и неприятие истины в душевный мир человека.

Подпавшие их влиянию люди в частности утрачивают способность увязывать факты в единую картину, а массы людей обретают склонность к националистическим проявлениям.

Оккультная физиология

Цикл из восьми лекций, прочитанных в Праге 20-28 марта 1911 г., и отдельная лекция от 28 марта 1911 г.

Книга о человеке, его строении и органах. О том, как он общается с внешним миром. Рассказывается о глубинных соответствиях человеческого организма и космоса. Показано, каким образом, изучая «внешнее», сугубо физическое, можно прийти к постижению духовного и душевного - в человеке и во Вселенной. Основанные на данных естественных паук и духовных исследованиях, эти рассмотрения открывают путь к дальнейшему изучению физиологии как науки о живом человеке во всей полноте его бытия, человеке чувствующем, волящем и мыслящем.

Основные черты социального вопроса

Если к задачам, которые ставит перед нами современная социальная жизнь, мы захотим подойти с мыслью о какой-либо утопии, то неизбежно впадем в заблуждение.

Можно, руководствуясь определенными взглядами и ощущениями, поверить, что те или иные социальные институты, основывающиеся на определенных идеях, должны осчастливить человечество; эта вера может приобрести покоряющую силу убеждения; и тем не менее, утверждая такую веру, мы так и не поймем, что на самом деле означает для нашей эпохи "социальный вопрос".

Основы развития врачебного искусства

В этой книге мы укажем на новые возможности врачебного знания и врачебного мастерства. Правильно оценить изложенное здесь можно лишь поднявшись до тех точек зрения, из которых эти медицинские воззрения возникли.

При этом речь идет не об оппозиции к современной медицине, работающей с помощью признанных ею научных методов. Мы полностью признаем принципы этой медицины и считаем, что применять изложенное нами во врачебном искусстве должен только тот, кто способен быть полноценным врачом в соответствии с этими принципами.

Очерк тайноведения

Перевод сделан с тридцатого издания книги "Die Geheimwissenschaft im Umriss", что дословно означает "Тайнонаука в очерке", Дорнах, 1989. Была сделана попытка переводить не литературно, но насколько это удалось, дословно, сохраняя стиль, смысл и где возможно порядок слов немецкого языка.

Такой перевод отличается как по стилю так и по смыслу от сделанного в 1916 году. Несколько слов следует также сказать о фамилии автора. Фамилия автора на немецком "Steiner" произносится и читается как "Штайнер", а не "Штейнер", как это иногда переводится литературно.

Перевоплощение и карма их значение для культуры современности

Переводчик: Витковский В.Е.

Лекции были прочитаны перед членами Теософского общества.

Текст их составлен на основе стенограмм В. Фегелана (берлинские лекции) и Р. Хана (штутгартские), расшифрованных самими стенографами. Перевод сделан по Полному собранию сочинений и лекций Р. Штайнера: «Rudolf-Steiner-Gesamtausgabe».

Девятнадцатый и двадцатый век были знаковыми в истории человечества. За какие-то сто лет человек существенно продвинулся в своем развитии. Это касается абсолютно всех сфер жизни, но особенный интерес у философов и ученых вызывал духовный мир человека. В этот период активно формировались различные мистические учения и школы самопознания, в которых человеческая сущность рассматривалась как совокупность нескольких равноценных компонентов. Одни учения очень быстро теряли свою популярность, а вот другие смогли органично войти в жизнь общества и радикально изменить его. Одним из самых ярких представителей ушедшего века является Рудольф Штейнер, биография которого наполнена самыми невероятными событиями и знаками судьбы. Этот человек еще при жизни вызывал неоднозначную оценку у своих современников, поэтому в статье мы не будем давать оценку его деятельности, а просто расскажем об этом неординарном ученом, который попытался изменить весь мир.

Рудольф Штейнер: биография. Кратко о главном

Родился будущий гений в Австрии, в небольшом городке Кралевиче, в феврале 1861 года в простой рабочей семье. В связи с деятельностью отца Рудольф Штейнер часто переезжал из города в город и успел еще в раннем детстве исколесить практически всю страну.

Учился мальчик очень хорошо, он был удивительно сообразителен, и родители отдали ребенка в Венскую политехническую школу, где он получил весьма обширное образование. Юный Рудольф с удовольствием изучал естественные науки, религию, философию и историю. Приблизительно в этот же период он заинтересовался работами Гете, которые оказали большое влияние на всю его последующую жизнь.

С самого раннего детства мальчик открыл в себе экстрасенсорные способности и увидел в них огромный дар свыше, который необходимо развивать и использовать во благо людям. От своих родителей и знакомых до определенного времени Рудольф Штейнер скрывал свои способности, чтобы не вызвать шквал негативных эмоций. Но юноша постоянно совершенствовался, самостоятельно изучая философию, теософию и Все свои изыскания Штейнер начал облачать в форму книг и научных трудов, которые постепенно стали публиковаться по всей Европе.

В 1891 году он получает степень доктора философских наук и начинает работу с популяристическими журналами, надеясь заинтересовать своими идеями широкий круг общественности. К сожалению, учение и теории Штейнера оставались вне понимания и интереса обычных людей. Зато он начинает тесно сотрудничать с теософами и становится фактически лидером их общества. Все это время ученый работает над новыми книгами и теорией науки антропософии, призванной дать человеку возможность познать самого себя через различные духовные практики и открыть новые грани сознания и мироощущения. Эта наука становится основным детищем ученого, которое до самой смерти развивал Рудольф Штейнер. Биография талантливого философа гласит, что его трудовая копилка пополнялась не только новыми книгами по антропософии, но и работами в области воспитания подрастающего поколения, астрономии, архитектуры и искусства. Трудно назвать область общественной жизни, которую бы не затронул этот уникальный человек в своих работах. Причем стоит отметить, что он не был теоретиком, все свои идеи Штейнер успешно воплощал на практике. Он создал несколько школ, проектировал и строил здания, а также писал сценарии и ставил пьесы.

Рудольф Штейнер часто выступал с лекциями и в конце жизни мог за один день провести пять занятий. Умер великий ученый 30 марта 1925 года, оставив большое количество незаконченных работ и широкий круг последователей, до сих пор работающих и живущих по системе Штейнера.

Конечно, для того, чтобы проникнуться идеями ученого, нужно изучить хотя бы некоторые его работы. Они в полной мере помогут понять, кто такой на самом деле Рудольф Штейнер. Биография, кратко изложенная, не совсем то, что необходимо читателям. Поэтому мы попробуем рассказать об этом удивительном человеке более подробно.

Духовное развитие по Штейнеру

Доктор философских наук уделял большое внимание такой теме, как саморазвитие человека, причем Рудольф Штейнер считал, что каждый человек имеет свой путь и скорость продвижения по нему. Не стоит сравнивать себя с другими и вступать во внутренний конфликт с самим собой. Это мешает просветлению и самопознанию, закрывает каналы связи с высшими силами.

Штейнер разработал большое количество духовных практик, основанных на сочетании древних оккультных наук, мировых религий и философских течений. Ему первому в истории удалось проанализировать духовный мир с помощью естественных наук и формул. В итоге получалась удивительно понятное и доступное руководство по просветлению ума и развитию своих способностей. Штейнер считал, что Вселенная со всеми своими знаниями постоянно взаимодействует с человеком, и ему необходимо включаться в этот процесс, чтобы чувствовать всю полноту жизни. В противном случае он будет всю жизнь находиться в томительном ожидании и поиске чего-то невероятного. Одна из первых книг на эту тему, которую написал Рудольф Штейнер - "Познание сверхчувственных миров". Она, конечно же, не была последней в данном цикле, а фактически открыла серию работ по изучению духовного мира, которые предшествовали формированию антропософии.

От теософии к антропософии: мир глазами гения

Со временем многочисленные научные труды и книги выделились в отдельное учение Рудольфа Штейнера - антропософию. Это удивительное течение сам создатель называл "наукой о духе" и позиционировал его как новую философию общества. Само название учения образовалось от двух греческих слов: "человек" и "мудрость", оно подходит под характеристику религиозно-мистических и основано на познании духа через мышление и рациональный подход. Стоит отметить, что данная наука выделилась из теософии, крайне популярной в восемнадцатом-девятнадцатом веках.

Теософы активно изучали христианскую религию и рассматривали Библию и историю Христа с абсолютно новой стороны. Последователи теософии полагали, что умение созерцать и познавать Бога открывает человеку глубокий смысл всех окружающих его вещей и событий. Одно время Рудольф Штейнер весьма активно интересовался данным учением и даже являлся лидером Теософского общества в Германии.

Сама теория теософии базируется на философии, оккультизме и древних духовных практиках. Причем практически все теософы являлись людьми высокообразованными и активно изучали мировую историю и культуру. В конце девятнадцатого века Штейнер выступил с докладом о Ницше в отделении теософского общества и впервые за все время своей деятельности почувствовал себя понятым и востребованным.

С начала двадцатого века Штейнер начинает активно работать, за небольшой период времени он прочитал более шести тысяч лекций и написал не менее десятка книг. Он отдавал всего себя, чтобы люди лучше понимали взаимосвязь исторических событий с уровнем духовного и культурного развития личности в отдельности и всего социума в целом. Интерес к работам ученого во всем мире был очевиден, ведь он совпал с желанием людей проникнуть в сущность мироздания, которая уже не казалась чем-то отделенным от обыденной жизни, как ранее преподносила этот вопрос религия. Человек стремился к самопознанию, и ничто не могло остановить его на этом пути. Практически все лекции Штейнера базировались на его личном опыте и поэтому были более ценны для слушателей.

Основатель общества, Е. П. Блаватская, о Рудольфе Штейнере была очень высокого мнения, ведь их представления по многим основным пунктам учения совпадали. Но к 1913 году напряженность между руководителями общества и оккультным философом возросла, они полностью разошлись во мнениях, и Штейнер вместе со своими последователями покинул Теософское общество, основав собственную организацию.

Антропософское общество

Учение Рудольфа Штейнера, в итоге оформившееся практически в новую науку об обществе и его развитии, стало приобретать последователей. Через некоторое время Антропософское общество стало своеобразным учебным заведением, где науки преподавались в качестве видоизмененного материала, позволяющего с помощью теории и практики открыть в себе новые таланты, стремления и цели. Влияние Штейнера распространилось на многие страны Европы, даже в России он имел последователей, продолжавших его научную деятельность.

Благодаря антропософии Штейнер сумел подтолкнуть развитие педагогики, сельского хозяйства и искусств. Он создал удивительное течение, которое позволяло изменить не только человека, но и окружающую его среду. А также вывести деятельность на новый уровень, ведь, по мнению Штейнера, даже природопользование может иметь духовное начало и стать более результативным.

Вальдорфская педагогика: краткая характеристика

Большое значение Рудольф Штейнер уделял воспитанию детей. Он считал, что их маленькие души могут получить в процессе образования гораздо более мощный толчок к развитию, чем это происходит в настоящий момент. Ученый начал работу над созданием педагогической теории, основанной на свободе личности и первоочередном развитии ее талантов. Штейнер считал, что не учитывают духовную составляющую и тем самым упускают самый главный этап воспитания подрастающего поколения. В конечном итоге свет увидела настоящая педагогическая теория, выразившаяся в курсе лекций, которые несколько лет по крупицам собирал Рудольф Штейнер - "Воспитание и преподавание из познания человека".

В 1919 году он прочитал кур лекций по воспитанию детей в Вальдорфе, что стало основой целого направления в педагогике. Открывавшиеся по всему миру Вальдорфские школы осуществляли преподавание по новой методике. В настоящее время преподавание по методике Штейнера ведется в более чем тысяче школ Европы.

Основными принципами педагогики ученого является одновременное развитие так называемых "трех душ":

  • физической;
  • эфирной;
  • астральной.

Штейнер воспринимал их как некоторых сущностей, рождающихся не одновременно с человеком, а в разные этапы его взросления. Поэтому и подход к развитию и воспитанию ребенка должен базироваться на этих знаниях. Причем каждая из сущностей отвечает за определенные грани личности человека.

В Вальдорфских школах отсутствуют учебники и не выставляются оценки, многие используют данную методику для домашнего обучения. До сих пор ученые ведут споры о целесообразности подобной системы воспитания и не приходят к единому мнению. Но как бы ни относились педагоги к учению Штейнера, никто не может отрицать, что в его теории воспитания довольно много рациональных зерен, которые можно применять в совокупности иных методик.

Раскрытие сущности христианства

Невозможно отделить научные труды Штейнера от понимания христианства. Религию оккультный философ изучал всегда, он сумел провести параллель между основными религиозными течениями и вывести их общие черты. К тому же ученый практически с точки зрение естественных наук доказал реальность событий, изложенных в Библии, но сумел придать им немного иную окраску. На основе данных научных трудов была создана Община христиан, которая долгое время не признавалась христианской церковью и сейчас во многих странах мира не является официальным религиозным течением.

Самая известная книга на эту тему, которую написал Рудольф Штейнер - "Мистерии древности и христианство". Создать этот научный труд ему помогли собственные способности ясновидца и контактера с духами. Еще в детстве мальчик увидел дух своей тети, внезапно умершей. Он смог поговорить с ней и выяснить причины смерти. Удивительно, но о ее кончине в тот момент родители юного Рудольфа не получали никаких достоверных сведений. С этого времени ребенок развивал свои способности, и его духовные опыты были положены в основу многих научных трудов.

Общество с интересом принимало суждения Штейнера о христианстве. В девятнадцатом веке было принято отвергать религию под влиянием технического прогресса и развития научной мысли. Оккультный философ стал первым человеком, который с помощью науки доказал существование высших сил.

Космос и астрология: восприятие Роберта Штейнера

О космосе и его завоевании человеком не раз писал австрийский ученый. Причем можно сказать, что Рудольф Штейнер и астрология - это неразделимые понятия. Ей философ уделял огромное значение в развитии человечества. Он считал, что составлять гороскопы нужно, только используя серьезные математические выкладки, а толковать их уже с помощью философии и исторических знаний. При этом нелишним было бы, по мнению Штейнера, составить гороскоп планет, тогда человеческая цивилизация будет лучше понимать все процессы, происходящие на Земле и других планетах.

Удивительно, но Рудольф Штейнер, цитаты которого об астрологии часто применялись различными магами и ясновидящими, нисколько не сомневался в том, что в обозримом будущем человек освоит космическое пространство. Он говорил о нескольких путях развития и предлагал определить правильный, при котором космос станет структурой, доброжелательной к людям. Согласно учению Штейнера, технический прогресс должен строиться на совсем иных технологиях, чем это происходит на самом деле. Ведь использовать необходимо энергию Вселенной и собственного биополя человека, а не создавать новые машины, потребляющие ресурсы планеты. Иной путь развития, по убеждению ученого, является тупиковым и не приносит человеку ничего хорошего даже в случае освоения космического пространства.

Архитектура и искусство в деятельности Штейнера

Одним из создателей нового течения в модернизме девятнадцатого века стал Рудольф Штейнер. Архитектура стала искренней любовью ученого. Самолично он спроектировал более семнадцати зданий. Три из них признаны памятниками девятнадцатого века и восхищают архитекторов по всему миру.

Самыми знаменитыми работами Штейнера являются два Гетеанума. Эти необычные сооружения совмещают в себе театр и школу, принадлежащую Антропософскому обществу. Первый Гетеанум строили люди со всего мира, более восемнадцати различных народов возводили строение, ставшее пристанищем для всех, кто стремился к самопознанию и развитию.

В искусстве Штейнер оставил довольно яркий и значимый след. Он создавал скульптуры, писал и ставил пьесы, рисовал картины, преимущественно на деревянной поверхности, и даже не задумывался, насколько высоко оценят его деятельность потомки.

Влияние Рудольфа Штейнера на развитие общества

Хотелось бы отметить, что в своей деятельности Штейнер коснулся медицины, основав новую торговую марку, которая и в наши дни успешно функционирует на рынке натуральных оздоравливающих препаратов.

Параллельно ученый работал над новой технологией природопользования, можно сказать, что он создал которое не предусматривает удобрения почвы химическими препаратами. Разработками Штейнера в этой области люди пользуются до сих пор. В Америке много биодинамических ферм, которые рассматриваются в качестве единого организма. С помощью этого подхода результативность и урожайность земледелия возрастает в несколько раз.

Параллельно ученый работал над своеобразным масштабным социальным проектом, который должен был привести к полной смене мировоззрения в обществе. В конечном итоге человечество должно было выйти на абсолютно новый уровень развития, сулящий процветание и просветление.

В России идеи ученого пользовались огромной популярностью. Одним из его последователей был Петр Дынов. О Рудольфе Штейнере он часто говорил на своих лекциях, и многие его труды основывались именно на выкладках австрийского ученого. Довольно часто его называли "славянским Штейнером", хотя его деятельность не была столь масштабной и всеобъемлющей.

Рудольф Штейнер: книги

Если вас заинтересовали труды этого неординарного ученого, то вы всегда можете отыскать его книги, написанные очень легким и доступным языком. Начинающим должны лучше всего подойти следующие издания:

  • "Очерк тайноведения".
  • "Философия свободы".
  • "Космология, религия и философия".
  • "Путь к просвящению".

Каждая из этих книг в полной мере отражает мировоззрение автора и откроет читателям абсолютно новый мир, неизведанный и незнакомый.

Трудно дать какую-либо характеристику Рудольфу Штейнеру. Его деятельность сподвигла многих людей изменить свою жизнь, поэтому гениальность ученого не подвергается никакому сомнению, а научное обоснование теорий философа до сих пор удивляет ученых по всему миру своей точностью в расчетах и необыкновенной простотой.

Австрийский инженер (по образованию), философ-мистик и педагог по роду деятельности, создатель: «науки о духе» - антропософии; вальдорфской педагогики; эвритмии («искусства видимой речи») и ряда других социальных новаций.

«…в жизни Рудольфа Штайнера была одна сторона, которую он старательно скрывал от остальных людей после одного происшествия. С самого детства мальчик обладал некими сверхъестественными способностями, к которым обычные люди относились с недоверием. Однажды в возрасте семи лет Рудольф пережил первый мистический опыт, о чём рассказал в своей автобиографии. Дело в том, что сестра его матери покончила с собой. Мальчик «увидел» эту сцену, когда с родителями был на железнодорожной станции. Родители отнеслись к его рассказу как к глупой детской выдумке или страхам. Однако рассказ Рудольфа полностью подтвердился, когда пришло письмо с известием о смерти. С этого времени у Штейнера началась «особенная жизнь»».

Логрус А., Великие мыслители XX века, М., «Мартин», 2002 г., с. 429.

В детстве Рудольф получил преимущественно домашнее воспитание и с 14-ти лет начал заниматься с отстающими учениками школы. Позже он так вспоминал об этом: «На моих учениках я познакомился с трудностями человеческого душевного развития…»

В 15 лет Рудольф Штайнер познакомился с собирателем трав, который утверждал, что видит исходящие из растений жизненные токи, их эфирные тела и т.п.

В 1899 году Рудольф Штейнер пережил - как он считал - мистическую встречу с Иисусом Христом

Позже, изучая архив и труды И.В. Гёте , стал последователем его натурфилософии.

С 1902 года Рудольф Штайнер координировал в Германии работу Теософского общества, основанного в 1875 году в Нью-Йорке Еленой Блаватской и Генри Олкоттом , целью которого было исследовать скрытые силы человека. После кончины Е.П. Блаватской в 1891 году и Генри Олкотта в 1907 году, Президентом общества стала Анни Безант , объявившая в 1912 году вместо Иисуса Христа новым учителем и спасителем человечества Джидду Кришнамурти … Не согласный с этим, Р. Штайнер в 1913 году основал в г. Дорнах (Швейцария) своё Всеобщее антропософское общество.

В отличие от теософии, антропософия продолжает западную мистическую традицию.

«Если главные авторитеты теософии - Елена Блаватская и Анни Безант - основывались прежде всего на индийской мистической традиции, то Штейнер был носителем западной традиции и опирался в своих трудах на христианство и достижения современной науки».

Логрус А., Великие мыслители XX века, М., «Мартин», 2002 г., с. 433.

В 1904 году основы «науки о духе» - Антропософии были изложены Рудольфом Штайнером в книге: Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека / Theosophie. Einfiihrung in übersinnlische Welterkenntnis und Menschenbcstimmung и во многих последующих, например: Антропософия / Anthroposophie (1924 год). Автор пытался соединить религию и построить мост между религией и наукой для пробуждения духовного / божественного / сверхчувственного в человеке.

Замечу, что масса тезисов антропософии, добыты не опытным путём, а часто являются результатом мистических озарений самого Рудольфа Штайнера . Он вводит массу новых понятий, например: «Самодух»; «Жизнедух»; «Духочеловек»; «Эфирный Христос»; «Скифианос»; «Солнечный Логос»; «Лунный Логос»; «Страж порога»; «Слуги Аримана» и т.п., строго говоря, с помощью которых можно «доказать» что угодно...

В 1913 году была начата постройка - по проекту Рудольфа Штайнера - в г. Дорнахе (Швейцария) архитектурного комплекса – «дома всех искусств» Гётеанума, названного так в честь И.В. Гёте . На строительстве комплекса работали добровольцы из 17-ти стран Европы, слышавшие, начиная с 1914 года, выстрелы первой Мировой войны, доносящиеся из-за швейцарской границы…01 января 1923 г. первый деревянный Гётеанум сгорел (возможно, из-за поджога).

Бетонный вариант второго Гётеанума был завершён в 1928 году.

В 1919 году в г. Штутгарте (Германия) была открыта первая Вальдорфская школа (этот термин был образован от названия фабрики «Вальдорф-Астория», для детей рабочих которой и была открыта школа). Декларируемая задача Вальдорфской педагогики - воспитание духовно-свободной личности на основе идей антропософии. Рудольф Штайнер придавал большое значение трудовому воспитанию школьников и активно возражал против тестирования и специального отбора одарённых детей…

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...