Наташа и пьер. Пьер Безухов, Наташа Ростова, Князь Андрей Болконский — положительные герои романа «Война и мир Любовь к наташе

Тема любви в романе льва Николаевича Толстого раскрывается во всей ее многогранности. Она толкает героев совершать самые невероятные поступки, наслаждаться жизнью и ужасаться собственному легкомыслию.

Наташа Ростова и Пьер Безухов - дворяне того склада характера, ума, воспитания, кому так просто находить общий язык, ведь их устремления, мечты, надежды так схожи.

(Наташа Ростова )

Наташа родилась в семье, где она не просто ни в чем не нуждалась, но имела любящих отца и мать, братьев и сестер, а также возможность раскрыть весь свой потенциал. Она отлично воспитана и образована, с надеждой и радостью вглядывается в будущее и желает главного - встретить того единственного, с кем сможет пройти по жизни рука об руку столь же уверенно, как и ее родители.

(Пьер Безухов )

Пьер тоже из прекрасной семьи, где ему ни в чем нет отказа, но он растет не избалованным представителем «дворянской молодежи», но умным и дельным человеком, у которого хоть и возникают временами фантастические идеи (например, лично убить Наполеона), но все же достаточно прагматизма, чтобы уверенно ступать по жизни, приумножая собственный опыт.

(Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов - афиша х/ф "Война и мир", СССР 1967 )

Ничто не предвещает нам в начале романа, что герои в будущем создадут счастливую семью. Наташа влюбляется в Болконского, но «теряет лицо» с Курагиным. Пьер женится на имеющей над ним необъяснимую власть Элен. Оба оказываются во власти жесточайшего разочарования и, мнится, никогда более не смогут открыть свое сердце светлому чувству, довериться кому-либо. Смерть Болконского потрясает обоих, война врывается в жизнь каждой русской семьи, оставляя в ней кровавые незаживающие раны.

Побывавший в плену, видевший горящую Москву, испытавший страшное отчаяние в ожидании неминуемой смерти, Пьер возвращается к мирной жизни полностью преображенным и лишенным прежних романтических предрассудков, он смотрит в будущее глазами многое пережившего и ставшего духовного более сильным человека. Наташа и после войны остается светской женщиной, лишенной «общего светского отпечатка», так привлекавшего в свое время Андрея. Оставшаяся детской душа Пьера, наконец, открывает ей глаза на то, что именно он и есть воплощение всего дорогого и ценного в людях.

(Семья Наташи Ростовой и Пьера Безухова )

Для Наташи Пьер всегда был тем единственным человеком, кто всегда, при любых обстоятельствах приносил в дом Ростовых только радость. В трудные минуты, когда ее раздирали угрызения совести, душевные страдания и даже ненависть к себе за все произошедшее, в его глазах не было ни справедливого упрека, ни презрительного негодования. Он на самом деле боготворил ее, и она была счастлива уже тем, что он есть и стал для нее утешением.

Лев Толстой видел в своей героине воплощение собственного представления об идеальной женщине, призванием которой является стать женой, матерью, хранительницей семейного очага. Для нее семья - главная ценность и смысл жизни. Именно такую женщину и искал всю жизнь Пьер и нашел в своей Наташе.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: НАТАША И ПЬЕР
Рубрика (тематическая категория) Военное дело

Какое право имеет человек забыть умершего, пережить свое горе, вернуться к радостям жизни, полюбить снова?

Княжна Марья огорчилась, увидев, как изменилась Наташа, встретив Пьера. ʼʼНеужели она так мало любила брата͵ что так скоро могла забыть егоʼʼ, - думала княжна Марья...ʼʼ

Но и она, со своим острым нравственным чутьем, чувствовала, что ʼʼне имела права упрекать ее даже в душе своейʼʼ.

Для Толстого красота и величие жизни - прежде всœего в ее многообразии, в переплетении горя и радости, в извечном человеческом стремлении к счастью. Потому-то он так любит Наташу, что она переполнена силой жизни и умеет возродиться после стыда, обиды, горя к новым радостям. Это естественное качество человека, и нельзя его осуждать, иначе жизнь бы остановилась.

Наташу возродило новое горе - гибель Пети.

После смерти князя Андрея она чувствовала себя отторженной от своей семьи: мать, отец, Соня, конечно, сочувствовали ей, но разделить ее горе в полной мере они не могли. В ее жизни произошло непоправимое; их жизнь шла, как прежде, - это разделяло ее с родными.

Но вот беда обрушилась на семью - и прежде всœего на мать.

Наташа, всœецело погруженная в свое горе, не сразу поняла, что случилось. Она теперь избегала даже княжны Марьи, которая раньше, чем она, ʼʼбыла вызвана жизньюʼʼ из их общего ʼʼмира печалиʼʼ. Княжне Марье нужно было заботиться о Николушке, о восстановлении Лысых Гор, о московском доме. Наташе всœе это было чуждо: еще недавно ʼʼпризнавать возможность будущего казалось им оскорблением его памятиʼʼ - им обеим, а теперь княжна Марья занята устройством этого самого будущего!

Наташа бесконечно повторяла в уме последние свои разговоры с князем Андреем - теперь она иначе отвечала на его вопросы, говорила ему нежные слова, которых не успела сказать. И мысль о том, что ʼʼникогда, никогда уже нельзя поправитьʼʼ сказанного раньше, - эта мысль приводила Наташу в отчаяние.

ʼʼКакое там у них несчастие, какое должна быть несчастие?ʼʼ - думала Наташа, идя на зов матери. Но, увидевотца, она поняла. ʼʼЧто-то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что-то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на нейʼʼ.

Когда близкий человек умер на наших глазах, мы всœе-таки с трудом заставляем себя верить, что его нет больше. Но когда мы разлучены с ним и помним его живым, веселым, полным сил, а приходит известие о его смерти, - поверить невозможно, и старая графиня исступленно кричит те самые слова, которые кричали матери и жены во всœе войны: ʼʼНеправда, неправда... Он лжет... Убили!.. ха-ха-ха-ха!... неправда!ʼʼ

Из четырех детей одна Наташа здесь, рядом. А самый любимый, младший, убит. Только одна Наташа может - нет, не утешить, не вернуть мать к жизни, но хотя бы охранить ее от безумия.

Наташа ʼʼдумала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизньʼʼ. (Курсив мой. - Н. Д.)

В предпоследнем варианте романа Толстой заставлял Наташу с детства любить одного Пьера, всœе: и детское увлечение Борисом, и короткая страсть к Анатолю, и влюбленность в князя Андрея - всœе было ненастоящее.

А в окончательном тексте Наташа любит Андрея со всœей силой, на какую она способна, постигает ему самому неясные мысли, хочет понять, что он чувствует, ʼʼкак у него болитʼʼ рана; войдя в его жизнь, она живет ею - в связи с этим и ее жизнь кончилась, когда его не стало. Но - проснулась любовь к матери, проснулась и жизнь.

Пьер, вернувшись из плена и узнав, что жена умерла и он свободен, не бросился сразу искать Наташу. ʼʼО Ростовых он слышал, что они в Костроме, и мысль о Наташе редко приходила ему. Ежели она и приходила, то только как приятное воспоминание давно прошедшегоʼʼ.

Оба они чересчур чистые люди, чтобы после всœего горя, всœех потерь и чувства вины, охватившего не только Наташу перед памятью князя Андрея, но и Пьера перед памятью Элен, - чтобы после всœего этого искать нового счастья.

Оно пришло случайно - и Пьер не сразу узнал Наташу в женщинœе с печальными глазами, сидевшей возле княжны Марьи, к которой он приехал. ʼʼВ душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Эленʼʼ.

Это были не подобные обстоятельства! Тогда Пьер не понимал и не стремился понимать, что чувствует, о чем думает его избранница, и тем более Элен не интересовалась знать, что происходит в душе Пьера. Теперь, узнав Наташу в этой побледневшей и похудевшей женщинœе без тени улыбки, Пьер почувствовал, ʼʼчто исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всœех людей в миреʼʼ.

Первая любовь принœесла Пьеру горькие муки стыда, потому что в ней не было духовного начала и она делала его хуже в собственных глазах. Любовь к Наташе наполнила его гордостью, потому что он чувствовал над собой суд нравственный, духовный.

Говоря о смерти Элен, он взглянул на Наташу и заметил ʼʼв лице ее любопытство о том, как он отзовется о своей женеʼʼ. Он сказал правду: ʼʼКогда два человека ссорятся - всœегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше. И потом такая смерть... без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль ее, - кончил он и с удовольствием заметил радостное одобрение на лице Наташиʼʼ. Он сказал правду, и эта правда совпала с тем, чего ждала от него Наташа. Она полюбит в нем то самое, что он сам в себе уважает, - Пьер еще не знает этого, но чувствует, потому он с такой радостью признает над собой Наташин суд.

А она еще вся в своем горе, еще не готова к освобождению от него. Но для нее естественно именно Пьеру рассказать всœе подробности, всœе тайны последних дней ее любви к Андрею. Пьер ʼʼслушал ее и только жалел ее за то страдание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ она испытывала теперь, рассказываяʼʼ.

Когда Наташа вышла из комнаты, Пьер ʼʼне понимал, отчего он вдруг один остался во всœем миреʼʼ.

Эти два человека - Наташа и Пьер - созданы друг для друга. Созданы Толстым в его воображении, и сначала он увидел их стариками, вместе прожившими долгую и трудную жизнь. Еще в первом задуманном им романе о вернувшемся с каторги декабристе они были мужем и женой, хотя носили тогда другую фамилию - Лабазовы. Возвращаясь от исторической эпохи шестидесятых годов к истокам декабризма, Толстой увидел их молодыми, Наташу - ребенком. Но он знал, с первых страниц своего романа, знал, что эти двое суждены друг другу.

И вот они встретились - казалось, после исповеди Наташи уже нельзя ни о чем другом говорить...

ʼʼ- Вы пьете водку, граф? - сказала княжна Марья, и эти слова вдруг разогнали тени прошедшегоʼʼ.

Княжна Марья, только что впервые услышавшая рассказ Наташи о любви к ее брату, потрясена не меньше Пьера. Но она - хозяйка дома, и ужин подан, и простые эти бытовые слова вдруг возвращают всœех к тому, что, ʼʼкроме горя, есть и радостиʼʼ.

Для Пьера - радость и ʼʼредкое наслаждениеʼʼ рассказать Наташе всœе свои приключения во время плена. Для Наташи радость - слушать его, ʼʼугадывая тайный смысл всœей душевной работы Пьераʼʼ.

А ведь они оба еще молоды - вся жизнь впереди. Наташе - двадцать один год, Пьеру - двадцать восœемь. С этой их встречи могла бы начинаться книга, а она идет к концу, потому что Толстой хотел показать, как формируется, создается человек. И Наташа, и Пьер прошли на наших глазах через соблазны, страдания, лишения - оба они выполнили огромную духовную работу, которая подготовила их к любви.

Пьер сейчас на год старше, чем был князь Андрей в начале романа. Но сегодняшний Пьер - гораздо более зрелый человек, чем тот Андрей. Князь Андрей в 1805 году твердо знал только одно: что он недоволен той жизнью, какую ему приходится вести. Он не знал, к чему стремиться, он не умел любить. Вот что знает теперь Пьер: ʼʼГоворят: несчастия, страдания... Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить всœе это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясоʼʼ.

Но и Наташа, возродившись к новому счастью, взяла с собой горький опыт прежних ошибок и страданий. ʼʼУслыхав, что он собирается в Петербург, Наташа изумилась.

В Петербург? - повторила она, как бы не понимаяʼʼ.

Совершенно так же она в свое время не понимала, зачем уезжает князь Андрей: проснувшаяся в ней сила жизни требует немедленного и полного счастья.

ʼʼ- Только для чего же в Петербург! - вдруг сказала Наташа и сама же поспешно ответила себе: - Нет, нет, это так нужно... Да, Мари? Так нужно...ʼʼ

Любовь, соединившая этих людей теперь, когда они оба имеют душевный опыт, обогатит их обоих и, должна быть, она сделает их более счастливыми, чем если бы они нашли друг друга несколько лет назад, когда Пьер еще не прошел плена, а Наташа - заблуждений, стыда, горя.

ʼʼРадостное, неожиданное сумасшествиеʼʼ, овладевшее Пьером во время его пребывания в Петербурге, очень похоже на состояние другого героя Толстого - Константина Левина, когда он сделал предложение Кити. Так же всœе люди кажутся Пьеру красивыми, добрыми и счастливыми, так же она представляется ему существом неземным: ʼʼсовсœем другое, высшееʼʼ.

Но потом, всю свою жизнь вспоминая это свое состояние, Пьер ʼʼне отрекался... от этих взглядов на людей и вещиʼʼ. В данный период ʼʼсчастливого безумияʼʼ он научился видеть в людях их лучшие стороны и, ʼʼбеспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить ихʼʼ.

Это умение пригодится ему в той трудной, долгой и прекрасной жизни, которую он проживет не бесполезно и не одиноко - рядом с ним всœегда теперь будет Наташа.

НАТАША И ПЬЕР - понятие и виды. Классификация и особенности категории "НАТАША И ПЬЕР" 2017, 2018.

Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Какой должна быть семья в понимании Толстого, мы узнаем лишь в самом конце романа. Начинается же роман с описания неудачного брака. Речь идет о князе Болконском (и маленькой княгине. Он старается быть учтивым, но мы чувствуем, что он груб с ней. Трудно понять, что в ней раздражает князя Андрея. Но все становится ясно, когда она дома продолжает разговаривать с мужем «тем кокетливым тоном, каким она обращалась и к посторонним». Князю Андрею опостылели этот кокетливый тон, эта легкая болтовня, нежелание задумываться над своими словами. Хочется даже вступиться за княгиню - ведь она не виновата, она всегда была такой, что же он раньше не замечал? Нет, отвечает Толстой, виновата. Виновата, потому что не чувствует. Только чуткий и понимающий человек может приблизиться к счастью, потому что счастье - это награда за неустанную работу души. Толстой помогает своему герою, освобождая его от этого тягостного брака. Позднее он (так же «спасет» Пьера, тоже хлебнувшего невзгод в семейной жизни с Элен. Никто не знает, была бы счастлива Наташа, выйди она замуж за князя Андрея, или нет. Но Толстой чувствовал - с Пьером ей будет лучше. Спрашивается, почему он не соединил их раньше? Однако Толстому было важно проследить формирование их личностей. И Наташа, и Пьер выполнили огромную духовную работу, которая подготовила их к семейному счастью. Пьер пронес любовь к Наташе через долгие годы. Он прошел плен, ужас смерти, страшные лишения, но душа его только окрепла и стала еще богаче. Наташа, пережившая личную трагедию - разрыв с князем Андреем, потом его смерть, а затем смерть своего младшего брата Пети и болезнь матери, тоже выросла духовно и смогла другими глазами посмотреть на Пьера, оценить его любовь.

Когда читаешь о том, как изменилась Наташа после замужества, сначала становится обидно. «Пополнела и поширела», ревнивая, скупая, пение забросила. Однако надо разобраться - почему. «Она чувствовала, что те очарования, которые инстинкт ее научал употреблять прежде, теперь только были бы смешны в глазах ее мужа, которому она с первой минуты отдалась вся - то есть всей душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него. Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекли его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с ее телом.» Ну как тут не вспомнить бедную маленькую княгиню Болконскую, которой было не дано понять то, что открылось Наташе. Та считала естественным обращаться к мужу кокетливым тоном, как к постороннему, а Наташе казалось глупым «взбивать локоны, надевать роброны и петь романсы, для того чтобы привлечь к себе своего мужа». Наташе было гораздо важнее чувствовать душу Пьера, понимать, что его волнует, и угадывать его желания. Оставаясь с ним наедине, она разговаривала с ним так,« как только разговаривают жена с мужем, то есть с необыкновенной ясностью и быстротой познавая и сообщая мысли друг друга, путем противным всем правилам логики, без посредства суждений, умозаключений и выводов, а совершенно особенным способом». Если проследить за их разговором, он даже может показаться забавным: иногда их реплики выглядят совершенно бессвязными. Но ведь это со стороны. А им не нужны длинные, закончен-ные фразы, опии так понимают друг друга, потому что вместо них говорят их души. Чем отличается семья Марьи и Николая Ростовых от семьи Безуховых? Пожалуй, тем, что она основана на постоянной духовной работе одной лишь графини Марьи. Ее «вечное душевное напряжение, имеющее целью только нравственное добро детей» восхищает и удивляет Николая, но сам он на это неспособен. Однако его восхищение и преклонение перед женой тоже делает их семью крепкой. Николай гордится женой, понимает, что она умнее его и значительнее, но не завидует, а радуется, считая жену частью себя самого. Графиня Марья же просто нежно и покорно любит своего мужа: слишком долго она ждала своего счастья и уже не верила, что оно когда-нибудь сбудется.

Толстой показывает жизнь этих двух семей, и мы вполне можем сделать вывод о том, на чьей стороне его симпатии. Конечно, идеальной в его представлении является семья Наташи и Пьера.

Та семья, где муж и жена - одно целое, где нет места условностям и ненужному жеманству, где сияние глаз и улыбка могут сказать гораздо больше, чем длинные, запутанные фразы. Мы не знаем, как в дальнейшем сложится их жизнь, но мы понимаем: куда бы судьба ни забросила Пьера, Наташа всегда и везде будет следовать за ним, какими бы тяготами и лишениями это ей ни грозило.

Лев Толстой «Война и мир»

Объяснение Пьера с Наташей Ростовой.

В этот вечер Пьер поехал к Ростовым, чтобы исполнить свое поручение.
Наташа, исхудавшая, с бледным и строгим лицом (совсем не пристыженная, какою ее ожидал Пьер), стояла посередине гостиной.
Когда Пьер показался в двери, она заторопилась, очевидно, в нерешительности подойти ли к нему или подождать его.
Пьер поспешно подошел к ней. Он думал, что она ему, как всегда, подаст руку; но она, близко подойдя к нему, остановилась, тяжело дыша и безжизненно опустив руки, совершенно в той же позе, в которой она выходила на середину залы, чтобы петь, но совсем с другим выражением.
- Петр Кирилыч,- начала она быстро говорить,- князь Болконский был вам друг, он и есть вам друг,- поправилась она (ей казалось, что все только было и что теперь все другое).
- Он говорил мне тогда, чтоб обратиться к вам...

Пьер молча сопел носом, глядя на нее. Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку.
- Он теперь здесь, скажите ему... чтоб он прост... простил меня.
- Она остановилась и еще чаще стала дышать, но не плакала.

- Да... я скажу ему,- говорил Пьер,- но... - Он не знал, что сказать.
Наташа, видимо, испугалась той мысли, которая могла прийти Пьеру.
- Нет, я знаю, что все кончено,- сказала она поспешно.
- Нет, это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все... -
Она затряслась всем телом и села на стул.

Еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера.
- Я скажу ему, я все еще раз скажу ему,- сказал Пьер,- но... я бы желал знать одно...
′Что знать?′ - спросил взгляд Наташи.
- Я бы желал знать, любили ли вы...
- Пьер не знал, как назвать Анатоля, и покраснел при мысли о нем,- любили ли вы этого дурного человека?

- Не называйте его дурным,- сказала Наташа.
- Но я ничего, ничего не знаю... - Она опять заплакала.

И еще больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера. Он слышал, как под очками его текли слезы, и надеялся, что их не заметят.
- Не будем больше говорить, мой друг,- сказал Пьер.

Так странно вдруг для Наташи показался этот его кроткий, нежный, задушевный голос.
- Не будем говорить, мой друг, я все скажу ему; но об одном прошу вас - считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому-нибудь - не теперь, а когда у вас ясно будет в душе,- вспомните обо мне.
- Он взял и поцеловал ее руку.
- Я счастлив буду, ежели в состоянии буду... - Пьер смутился.

- Не говорите со мной так: я не стою этого! - вскрикнула Наташа и хотела уйти из комнаты, но Пьер удержал ее за руку. Он знал, что ему нужно что-то еще сказать ей. Но когда он сказал это, он удивился сам своим словам.
- Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас,- сказал он ей.
- Для меня? Нет! Для меня все пропало,- сказала она со стыдом и самоунижением.
- Все пропало? - повторил он. - Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.
Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и, взглянув на Пьера, вышла из комнаты.
Пьер тоже вслед за нею почти выбежал в переднюю, удерживая слезы умиления и счастья, давившие его горло, не попадая в рукава, надел шубу и сел в сани.

- Теперь куда прикажете? - спросил кучер.
′Куда? - спросил себя Пьер. - Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или в гости?′
Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягченным, благодарным взглядом, которым она последний раз из-за слез взглянула на него.

- Домой,- сказал Пьер, несмотря на десять градусов мороза распахивая медвежью шубу на своей широкой, радостно дышавшей груди.

= = = = = = = = =
Музыка Баха
Читает Виктор Астраханцев




Б ы в а е т , ч т о л ю б о в ь п р о й д е т с а м а ,
Н и с е р д ц а н е з а т р о н у в , н и у м а .
Т о н е л ю б о в ь , а ю н о с т и з а б а в а ,
Н е т , у л ю б в и б е с с л е д н о с г и н у т ь п р а в а :
О н а п р и х о д и т , ч т о б ы ж и т ь н а в е к ,
П о к а н е с г и н е т в з е м л ю ч е л о в е к .
Н и з а м и

Это единственный у нас пример настоящей любви не реальных людей, а книжных героев потому, что есть такие грани переживаний, для описания которых простому человеку "слов не хватает". Есть такие моменты переживаний, которые остаются незамеченными, а выдающийся писатель все это понятно, всесторонне описывает и события, и переживания их сопровождающие. Л.Н.Толстой с документальной точностью выступает в роли душевого осцилогрофа, который посекундно фиксирует, раскрывает волнения, движения, страсти и выдает уже в вербальной форме. В любви и влюбленности все люди переживают одно и то же, а вот детально и понятно, так, чтобы не только для души, а и для понимания своей жизни это могут только выдающиеся писатели.
Наташа Ростова и Пьер Безухов это любимые герои Л.Н.Толстого и он их описывает особо тщательно, без прикрас, а иногда даже с использованием резких формулировок, но зато с документальной точностью, по принципу "достоверность дороже симпатий". Счастливые, любящие семьи как Наташа и Пьер были, есть и будут. А благодаря "учебнику любви" Л.Н.Толстого их может быть больше.
Наташа Ростова прошла обычный путь по лестнице любви: сначала у нее была подростковая влюбленность в Бориса, потом пылкая "первая любовь" к Андрею Болконскому, увлеченность Анатолем Курагиным, завершающий трагический аккорд с Андреем Болконским. И только после того как она успешно проходит "курсы молодого бойца" ей становится "по силам" настоящая любовь - роль Матери - Жены.
Наташа - "черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка", ":грациозный поэтический бесенок:", "капризна", "всех тормошит, и всеми любима", а еще подвижная и непосредственная, она безоглядно была во власти своих чувств. При ее темпераменте неизбежна детская влюбленность в Бориса Друбецкого. Эта чувственная вспышка вызвала в ней мгновенное затмение разума, полный паралич всех других чувств. Она ввергла Наташу в глубокие переживания, и в этих страданиях душа развивается. Это первый значимый шаг из детства в юность, а взрослость пока далеко, где-то за горизонтом.
Наташа совершенно не задумывается над тем, для чего она живет, не придается мыслям ни о высоких идеалах, ни о "добром небе", ни о добродетели, ни даже о завтрашнем дне. Наташа всегда поступает так, как подсказывает ей сердце, мало задумывается о последствиях своих поступков, а потому нет ни фальши, ни поддельности. Любуясь своей героиней, Л.Н.Толстой выделяет в ней "простоту, добро и правду" Душа ее развивается, и уже может вместить в себя и даже требует более глубокого чувства к князю Андрею, в которого, она влюбляется и взаимно. Бурное чувство, объяснения в любви с князем Андреем и помолвка с годовым испытанием. Но темперамент Наташи не терпит душевного штиля такой продолжительности и вот ее уже бес попутал. Познакомившись и сблизившись в отсутствие князя Андрея с Анатолем Курагиным, Наташа, находясь во власти чувств, решается на отчаянный шаг - побег из родительского дома.
После неудавшегося побега Наташа тяжело переживает свой "низкий, глупый и жестокий" поступок, что-то уже похожее на взрослость. Разрыв с Болконским, его ранение и последовавшая смерть привели Наташу к глубокому внутреннему кризису. Она предалась отчаянию и скорби, замкнулась в себе. Все это, вечные метания созревающих душ.
Горе, расставания с близкими это неизбежная часть жизни, каким бы большим, ни было горе оно переживаемо. Наташа начинает постепенно обретать вкус к жизни, а встреча с Пьером, вернувшимся из плена, его заботливое внимание и глубокое искреннее чувство к ней окончательно исцеляют ее.
Пьер: массивный, толстый молодой человек с умным робким, наблюдательным и естественным взглядом. Фигура Пьера Безухова, может быть в зависимости от обстоятельств то неуклюжей, то сильной, может выражать и растерянность, и гнев, и доброту, и бешенство. И улыбка у Пьера не такая, как у других: Когда приходила улыбка, у него вдруг мгновенно исчезало серьезное лицо и являлось другое - детское, доброе.
Пьер также проходит все ступени взросления. Он участвует в кутежах, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением которого был когда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов. Чувственное начало одерживает верх над разумом: он по "большой любви" женится на светской красавице Элен. Но Пьер быстро осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его - легкомысленная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Участвует в дуэлях, опять страдает.
Жизнь Пьера - это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Он умен, любит предаваться мечтательному философствованию, исключительно добр и рассеян, одновременно его отличают слабость воли, отсутствие инициативы. Главная черта героя - искание успокоения души, согласия с самим собой, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение.


Русские народные сказки с любовным сюжетом заканчиваются свадьбой с послесловием: " ...жили они долго, счастливо и умерли в один день". А Л.Н.Толстой в "Войне и мире" пошел дальше этих сказок и раскрыл секрет этих долготы и счастья.
Один человек еще не человек, только в паре он обретает гармоничную целостность.
Фейербах
После замужества в Наташе совершилось поразительное превращение, ее жизнь меняет курс на 180 градусов. Наташа реализует свою главную жизненную роль, для которой была предназначена. Эта ее роль была предопределена семейным воспитанием. Она выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых, семьи, которую Л.Н.Толстой в романе считает гармоничной, полноценной, где царит полное взаимопонимание и существуют теплые отношения между родителями и детьми. Именно семья привила Наташе и любовь к искусству, и тягу к культуре, и ту народную органичность, которую, Л.Н.Толстой считает неотъемлемой частью духовного мира истинно русского человека. Именно семья сформировала Наташу как личность. На момент окончания романа у них с Пьером было четверо детей.
Для описания своей любимицы Л.Н.Толстой не жалеет резких выражений. Наташа "то, что называют, опустилась": перестала заботиться о своих манерах, словах, одежде - обо всей внешней стороне жизни. Она забросила пение, отказалась от всех своих прежних увлечений, занятий. Она отдала всю себя семье, мужу, детям - почти растворилась в них, стала их частью. Наташа вся пропиталась естественностью, стала жить почти природной жизнью.
Она опустилась, но опустилась в такую глубину, рассказывая о которой Л.Н.Толстой не перестает удивляться. Наташа стала "красивой и плодовитой самкой", в которой "видно было только лицо и тело, а "я" не было видно"? Ее "я" до конца растворилось в "мы". Наташа стала не просто естественным человеком, а ключевым "органом семьи", воплощением вечной "жено-матери" - берегиней. В этом своем растворении в "мы" она так слилась с мужем, что стала понимать его помимо слов, почти телепатически. Они разговаривали, "с необыкновенной ясностью и быстротой познавая и сообщая мысли друг друга... без посредства суждений, умозаключений и выводов, а совершенно особенным способом".
Это был способ, противный всем законам логики - "противный уже потому, что в одно и то же время говорилось о совершенно различных предметах... Наташа до такой степени привыкла говорить с мужем этим способом, что верным признаком того, что что-нибудь было неладно между ей и мужем, для нее служил логический ход мыслей Пьера. Когда он начинал доказывать, говорить рассудительно и спокойно и когда она, увлекаясь его примером, начинала делать то же, она знала, что это непременно поведет к ссоре".
Здесь можно вспомнить легенду о платоновских андрогинах, понять и представить, что значит найти свою половинку, что легенда родилась, столь долго живет не из простой фантазии.
Это состояние обозначается как совершенная гармония и оценивается как великое счастье ("одно сердце и одна душа") и, конечно, по праву... ибо это истинное переживание божества, которое, овладев человеком, гасит и поглощает все индивидуальное в нем... мужчина и женщина становятся орудиями продолжающейся жизни.
К.Г.Юнг
Перед нами поразительное до сих пор еще не до конца раскрытое явление. Передавая друг другу несколько мыслей сразу, в одну и ту же секунду, они не затрудняют этим свое понимание, а, наоборот, делают его более полным и быстрым. А когда они говорят по правилам логики, не о многих предметах сразу, а об одном, это не облегчает им понимание, а, наоборот, срывает его.
И парадоксальное понимание друг друга стоит у Наташи и Пьера на родственных основах. Их "глубокое погружение" друг в друга, их многоярусный обмен разными мыслями и чувствами сразу - плод слияния родственных душ.
Любовь Пьера к Наташе открыла в нем новые качества - появилась загадочная проницательность. "Он без малейшего усилия, сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви". "Может быть, - думал он, - я и казался тогда странен и смешон; но я тогда не был так безумен, как казалось. Напротив, я был тогда умнее и проницательнее, чем когда-либо, и понимал все, что стоит понимать в жизни, потому что... я был счастлив".
Любовь это не столько чувство, приводящее к браку, сколько раскрытие действенной светлой энергии и других способностей в совместной жизни. Любовь перестает быть отдельно взятым чувством, а становится всеобщим состоянием души, тела, ума, поведения. Как живительная дождевая влага пропитывает иссушенную истрескавшуюся землю, так и любовь пропитала жизни Наташи и Пьера, весь уклад их бытия.
Любовь - это состояние, в котором человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. В любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает человеку проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нём хорошее, положительное, ценное. Это высший синтез смысла существования человека. Только любя, отдавая себя другому и проникая в него, я нахожу себя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека.
Э. Фромм.
Эта любовь - естественное состояние не похожа ни на ранние Наташины чувства, ни на бурные чувства Пьера к Элен.
Если обыкновенные писатели описывают разные стороны, хитросплетения любви предшествующие свадьбе, то выдающиеся писатели описывают настоящую любовь, когда уже рождаются дети. А переживания, страсти предшествующие созданию семьи это только предтеча главного чувства в жизни так ярко и всесторонне описанные Л.Н. Толстым в романе "Война и мир".

Е Пушкарев Председатель Интернет - Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ"

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...