Развивающие игры на знание частей тела и лица

Рубрика: 

 Вы обеспокоены состоянием речи своего малыша? Вашему ребенку 4 года, но его речь малопонятна для окружающих? А может, ему уже 5 лет, но он неправильно произносит отдельные звуки, заменяет другими или совсем их пропускает?

Первое, что нужно сделать - это проконсультироваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к постановке звуков, но не ставит их!
 
Родители часто бывают необьективными в оценке речи своего ребенка, и им даже может нравиться "детская" речь ребенка, а некоторые родители поощряют "сюсюканье", что абсолютно недопустимо.
 
Опытный специалист поможет вам не упустить момент, когда нужно серьезно аняться исправлением звукопроизношения.
 
Чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением в речи ребенка звуков, мы предлагаем таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
 
Время появления  звуков (возраст) 1-2 года 2-3 года 3-5 лет       5-6 лет
Звуки а о э п б м и ы у ф в т д н г к х й с з ц ш ж ч щ р л
 
Из таблицы видно, что к 5-6 годам ребенок должет овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косноязычии, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьезных опасений.
 
Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.
 
Ели Вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 4 лет, то это поможет ему своевремено овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5-6 лет - подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог.
 
Перед тем как приступить к занятиям, вы должны чётко знать, какие звуки у ребёнка нарушены; знает ли он названия частей своего тела, артикуляционных органов и как ориентируется в них.
 
Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.
 
Знание частей тела и лица можно закрепить в играх.
 
Игра "Сказочка-указочка"
 
Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает части лица и артикуляционные органы. Не устала ты пока, 
Покажи, моя рука: 
Это — правая щека, 
Это — левая щека.
 
Ты сильна, а не слаба, 
Здравствуй, верхняя губа, 
Здравствуй, нижняя губа, 
Ты не меньше мне люба!
 
Есть у губ одна черта — 
В них улыбка заперта: 
Вправо — правый угол рта, 
Влево — левый угол рта.
 
Подбородок тянем вниз, 
Чтобы с челюстью отвис. 
Там — к прогулкам не привык — 
Робко прячется язык.
 
А вокруг-то — целый ряд 
Зубки нижние стоят: 
Боковые слева, справа, 
Впереди — зубов оправа.
 
Нёбо вместо потолка 
Есть во рту у языка. 
А когда открылся рот, 
Язычок пошёл вперёд.
 
Интересная картинка: 
Есть и кончик, есть и спинка, 
Боковые есть края — 
Всё про ротик знаю я!
Игра "Всё за мною повторяй, только не показывай щёки (нос, живот, зубы...)"
 
Цель. Проверить знание частей тела и лица, развивать внимание.
 
Ход. Взрослый в достаточно быстром темпе называет и показывает части тела и лица, пытаясь "перехитрить" ребёнка. Ребёнок должен быть внимательным и не показывать "запрещённую" часть тела или лица.
 
Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
 
Рекомендуем несколько простых упражнений на умение ориентироваться в пространстве и знание частей тела.
 
Игра "Весёлые фигуры"
 
Детям даются поручения. Например: 
1. "Правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой левый глаз".
2. "Левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой — за левое". 
3. "Левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь на пятку". 
Далее всё зависит от вашей фантазии. Играйте вместе с ребёнком.
Упражнение "Наши руки"
 
Это упражнение выполняется с маленькими каучуковыми шариками.
Эта ручка — правая (мячик на ладошке),
Это ручка — левая (мячик на ладошке),
Я на мячик нажимаю
И зарядку делаю:
Будет сильной правая (сжимаем мячик в правом кулачке),
Будет сильной левая (в левом),
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые (катаем шарик между ладошками).
Упражнение "Зарядка"
 
Выполняем движения в соответствии со стихотворением.
 
Руки в стороны, в кулачок,
Разожмём и на бочок (то есть на пояс).
Руки вверх, в кулачок, Разожмём и на бочок.
Руки вперёд, в кулачок, Разожмём и на бочок.
Руки к плечикам, в кулачок, Разожмём и на бочок.
Упражнение "Фокусник"
 
Выполняется с каучуковым мячиком. Способствует развитию мелкой моторики и ориентации в пространстве, правильному пониманию предлогов (мы обязательно их используем, объясняя упражнение артикуляционной гимнастики).
За рукой (мяч прячется от зрителя за ладонью и придерживается большим пальцем) и под рукой (прямая кисть ладонью вниз, большой палец придерживает мяч).
Из-под кисти на покой (мяч берётся второй рукой из-под ладони державшей его руки и кладётся на тыльную часть кисти).
Над рукою мяч кружит (одна кисть прямая, ладонью вниз, другая рука с мячиком кружится над нею),
От неё теперь бежит (рука с мячом как бы уходит от другой руки).
Между пальцев подержи (соответственно),
И в ладошку положи (соответственно).
Вдоль ладони (катим от кончиков пальцев к середине ладони),
Через палец (перекатываем через лежащий на ладони большой палец).
И вокруг запястья танец (обводим вокруг запястья одной руки).
"Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика." Т.А. Воробьёва, О.И. Крупенчук