Развитие ребенка. Организация и методы обучения речи детей раннего возраста

Рубрика: 

 Развитие речи детей на первом году жизни

В первый год жизни ребенок быстро растет. Изменения в его организме можно замечать буквально каждую неделю. Вместе с физическим ростом развивается и мозг ребенка, подготавливаясь к тому, чтобы выполнять свои функции. В этом возрастном периоде выделяются следующие этапы: от рождения до 2,5— 3 мес, от 2,5—3 до 5—6 мес, от 5—6 до 9—10 мес, от 9— 10 мес. до 1 года.

Одновременно должна развиваться и речь ребенка. На каждом из перечисленных этапов первого года жизни малыш должен получить, перенять от взрослых, предречевые навыки в области фонетики, лексики, грамматики, являющихся компонентами связной человеческой речи, овладев которой позже он осознает окружающий мир, войдет в человеческое общество как его полноправный член.
Чтобы выработать у ребенка предречевые навыки, взрослые (воспитатель, мать, отец, няня и др.) должны: 1) говорить с ним, когда кормят, купают, пеленают, укладывают его спать; 2) заниматься специально (1—2 мин в день); 3) говорить во время ИГРЫ, закрепляя уже полученные ребенком предречевые навыки.
Обучение ребенка речи на первом году жизни ведется преимущественно имитационным методом, осуществляемым приемом опоры на реальные объекты. Содержанием обучения в этот возрастной период является развитие предречевых навыков.
Предпосылки связной речи. До года ребенок общается со взрослыми только эмоционально (интеллект у него еще только формируется). Воспитатель обязан сформировать у него положительное эмоциональное отношение к окружающим людям, поддерживать потребность в общении с окружающими, побуждать вслушиваться в то, что ему говорят, активно обращаться к взрослому, используя жесты, звуки, а позднее и освоенные слова. Звуки речи, слова, их грамматические формы ребенок учится вычленять из связной речи взрослых, обращенной к нему.
Формирование произносительных навыков. До 2,5—3 мес. у ребенка развивают умение прислушиваться к различным звукам: к речи и пению взрослого, к звучанию погремушки. На третьей — пятой неделе ребенок начинает реагировать на голос взрослого, на его улыбку ответной улыбкой и радостными звуками. На 2—3-м месяце радость при общении со взрослым проявляется более полно и разнообразно в так называемом «комплексе оживления»: ребенок улыбается, энергично двигается и произносит звуки.
От 2,5—3 до 5—6 мес. у ребенка развивается способность внимательно слушать.и различать звуки: знакомый голос сразу привлекает его внимание, радует, успокаивает. К 4 мес. малыш уже поворачивает голову и находит взглядом звучащую погремушку или зовущего взрослого. В периоды бодрствования внимание ребенка надо специально занимать пением, музыкальными игрушками, обращать его внимание на движения взрослого под музыку. С 4 мес. ребенок начинает громко смеяться, привязывается к людям, которые повседневно общаются с ним, и охотно подражает их речевым действиям.
Постоянно разговаривая с ребенком, взрослый вызывает и развивает у него голосовые реакции: в 3—4 мес. — гортанные звуки, в 5 мес. — певучие гласные (гуление, свирель), в 5— 6 мес.— слоги (ба, ма, па), т. е. лепет. Гуление, свирель, лепет способствуют развитию артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения — предпосылок для развития речи.
От 5—б до 9—10 мес. у ребенка несколько ослабевают подражательные звуковые реакции, поэтому их следует искусственно стимулировать: поощрять многократное повторение звуков, произносимых взрослым; с помощью музыкальных игрушек и инструментов воспитывать слуховое сосредоточение; добиваться, чтобы он сосредоточенно прислушивался к собственным голосовым реакциям.
От 9—10 мес. до 1 года необходимо продолжать воспитание слухового сосредоточения при слушании пения, звучания музыкальных игрушек и инструментов. Необходимо поддерживать и развивать подражание взрослому в произнесении слогов н все новых сочетаний звуков, чтобы к году ребенок усвоил легкие для произношения слова и звукосочетания: мама, папа, баба, деда, дай-дай, иди-иди, ко-ко, ав-ав, ам-ам и др. Это же начало усвоения лексики родного языка.
Обогащение словаря. Началом работы по обогаще-ию словаря ребенка является тренировка внимания. Воспитание нимания ребенка начинается с предречевой ориентации его окружающем. До 2,5—3 мес. необходимо обеспечивать разно-бразные зрительные, слуховые и осязательные впечатления от кружающих людей и предметов. Ребенка приучают внимательно сматриваться в лицо разговаривающего с ним человека, останав-ивать взгляд на красочных и блестящих игрушках, следить а передвигающимся предметом.
В 7 мес. на вопросы взрослого: «Где мама? Где часы?» т. п. — ребенок поворачивается в сторону названного челове-а или указывает находящийся на обычном месте п р едет. К 8—9 мес. ребенок настойчиво ищет и находит названый предмет независимо от его местоположения. В 9 мес. дети ачинают понимать слова, обозначающие знакомые движения: адушки, до свидания, дай ручку, садись, ложись, и с готовностью выполняют соответствующие просьбы взрослых.
От 9—10 мес. до 1 года ребенок может научиться различать имена близких взрослых и детей; его пассивный словарь включает названия некоторых окружающих вещей, игрушек, животных, некоторых действий и движений. Активный словарь при правильном обучении может включать до 20 слов и звукоподражаний: мама, папа, дядя, дай, иди, ав-ав, би-би, му и т. п., хотя понимать ребенок может гораздо больше.
Развитие грамматических навыков. Усвоение грамматики начинается с того, что ребенок осознает вопросы взрослых: «Где мама? Кому дать каши? Кто это? Что это? Кто пойдет гулять?» и др., т. е. начинает осмысливать отношения (пространственные, предметные, предикативные) между предметами и явлениями действительности. Осознание предикативных отношений — это и начало мышления, показатель того, что у ребенка уже зародился интеллект. Долг воспитателя — приложить все старания (а главное, профессиональное умение) к тому, чтобы развивать интеллект ребенка и далее, на втором году жизни.