Игры на развитие слуховой памяти у детей

 Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, ориентироваться в окружающем мире.

Подчеркнем, что на первом этапе ребенку для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная или зрительно-двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка появилось настоящее восприятие, сформировался нужный слуховой образ.

«Угадай-ка»
Продемонстрируйте ребёнку по очереди предметы/игрушки/музыкальные инструменты, которые издают звук. Накройте их покрывалом. Затем издайте звук одним из этих предметов и попросите ребёнка угадать этот предмет.

«Внимательные ушки»
Расположитесь удобнее в кресле или на стуле, закройте глаза, в течение 10-15 минут слушайте с ребёнком все звуки, которые вас окружают: шорохи, свое дыхание, сердцебиение, тиканье часов, звучание воды в трубах, гудение электроприборов, шум машин на улице, мелодии по радио, чьи-то разговоры, что угодно еще. Старайтесь не упустить ни единого звука. Отметьте, что с каждым разом, выполняя это упражнение, вы слышите все больше.
(включить кассету со звуками)

«Музыкальные инструменты»
Включите классическое музыкальное произведение. По мере включения в концерте музыкальных инструментов — комментируйте их.

«Упражнение с бубном»
Ребёнок играет роль мышки. Когда бубен звучит тихо – мышонок выходит гулять по комнате, когда бубен звучит громко – мышонок быстро прячется в норку, потому что грозит опасность – идёт кошка.

«Домик-теремок»
Вы прячете в домик (коробку) игрушек-животных или карточки с животными и просите ребёнка отгадать, кто живёт в домике. Сами при этом издаёте соответствующий звук. ПР. Кто так говорит: гав-гав. Не забывайте хвалить ребёнка за каждый правильный ответ.

Игра «Угадай мелодию»
Данную игру можно организовать под собственный голосовой аккомпонемент, либо подобрать знакомые ребёнку
песенки/мелодии из детского караоке и включать их/их мелодии на компьютере. По мелодии ребёнок должен угадать песенку и при желании напеть её.

Игра «Весёлый барабан»
Придумайте барабан (кастрюля с ложкой). Одну ложку-палочку возьмите сами, другую – дайте малышу. Дайте ему задание – повторять за вами, как эхо. Начните с простого: постучите ложкой медленно 1 раз, затем – 2. Так можно усложнять мелодию. Ориентируйтесь на настроение ребёнка. Если видите его нежелание – перенесите игру на более подходящее время.