ФАКТОР МАМЫ: ЕСЛИ РЕБЕНОК БЕЗ МАМЫ НИ ШАГУ

 Каждый нормальный ребенок всегда радуется матери, выражает беспокойство по поводу ее длительного отсутствия, скучает без нее. Часто только мать способна успокоить малыша, имеет на него почти колдовское влияние.
В этом нет ничего плохого. На основе инстинктивной привязанности у человека с годами формируется первое сознательное чувство – любовь. Чувство любви становится ярко выраженным у детей в возрасте около четырех лет. Именно в этом возрасте девочки видят в матери эталон женщины и хотят быть на нее похожими: носить такую же одежду, красить губы «как мама». А для мальчиков мать является пока единственной женщиной, которую они могут любить. Часто мальчики четырех-пяти лет заявляют: «Никогда не буду жениться, потому что сильно люблю маму».
Подобное чувство любви в этом возрасте – абсолютно нормальное явление. Привязанность к матери в психологии оценивается как первый групповой феномен в системе формирующихся отношений ребенка, и до трех лет считается естественной фазой развития личности.

Признаки привязанности

Некоторые дети с особой врожденной чувствительностью остро реагируют на отсутствие мамы уже в возрасте старше полугода. Они проявляют заметную тревогу и начинают плакать; возможно даже расстройство аппетита. При длительном отстутствии мамы у таких детей начинает развиваться болезненное чувство страха. Ведь ребенок до года воспринимает мать как частицу себя, как необходимую опору собственного «я».
Есть дети, которые в возрасте двух-трех лет начинают плакать, стоит только матери выйти за порог. Дело в том, что у младенцев старше полугода начинает явно проявляться привязанность к определенным людям. И здесь очень важна эмоциональная привязанность ребенка к матери – обычно именно она выступает как первый объект.
Где же находится грань между нормой и чрезмерной зависимостью ребенка от матери? Почему иногда нужная для психологического развития привязанность превращается в болезненную зависимость?

Что посеешь, то пожнешь

От поведения родителей по отношению к ребенку напрямую зависит сила и качество привязанности, и то, какой она будет, – во благо или во вред.
Наиболее важна для развития привязанности способность взрослого чувствовать и отзываться на любые сигналы – взгляд, улыбку, плач. Обычно дети привязываются к родителям, которые позитивно реагируют на проявленную ими инициативу, вступают с ним в общение и взаимодействие, соответствующее познавательным способностям и настроению ребенка.
Если мать, будучи внимательной к ребенку, ориентируется на его потребности и инициативу, в таком случае малыш не вырастет чрезмерно зависимым от нее.
Если, наоборот, мать больше склонна «подстраивать» ребенка под себя, не считаясь с его потребностями и желаниями, то она ведет себя с ребенком непоследовательно, предлагая ему, к примеру, поиграть вместе, а потом откладывает игру ввиду занятости. Такая мать редко берет ребенка на руки, не проявляет нежности, отстраняет его при попытке приласкаться. То есть сначала она подтверждает потребность в контакте с ребенком, но, как только он отвечает взаимностью, может отвергнуть контакт. И малыш усваивает, что результаты эмоциональных проявлений, любви по отношению к матери могут вызвать непредсказуемые последствия.
Есть матери, которые искренни, но непоследовательны в эмоциональном взаимодействии с ребенком – они то чрезмерно слезливы и чувствительны, то холодны и недоступны для сына или дочери. Невозможность предсказать их поведение вызывает у малыша реакции беспокойства и гнева. Ребенок оказывается в ситуации непредсказуемости и неопределенности. Без стабильной стратегии поведения окружающих поведение ребенка становится тревожным.
Дисгармоничные отношения, для которых характерны нечувствительность к инициативе ребенка и пренебрежение его интересами, властный стиль отношений в будущем приводят к формированию негативных социальных моделей поведения. На примере взаимоотношений с родителями ребенок приходит к выводу – другие люди, так же как мама и папа, не являются надежными партнерами, которым можно доверять.

Типы зависимости

В зависимости от поведения родителей, их взаимодействия с ребенком, у малыша складывается определенный тип привязанности к отцу и матери. Это может быть надежная привязанность или так называемая «двойственная».
Психологические исследования показали, что тип привязанности ребенка к родителям влияет на его личностное развитие.
Наиболее благоприятной для развития является надежная привязанность. В ней нет ничего плохого и болезненного, так как она закладывает основы доверия к окружающему миру. Такие дети уже в раннем детстве проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью.
Дети с ненадежной привязанностью (другие названия – аффективной, двойственной и индифферентной, избегающей) очень зависимы от других людей, требуют больше внимания. Их поведение неустойчиво и противоречиво.
Прямым результатом взаимодействия ребенка с родителями является его так называемая «рабочая модель себя». При позитивной модели у ребенка формируется самостоятельность и уважение к себе, а при негативной – пассивность, лень, зависимость от других, искаженный образ собственного «я».

Последствия во взрослой жизни

Если ребенок чрезмерно зависит от мамы, даже искренне его любящей, то последствия этого скажутся не лучшим образом, когда он вырастет.
Результаты психологических исследований показали, что имеет место преемственность поведенческих стереотипов, то есть стиль привязанности к маме, как правило, переносится на романтические межличностные отношения во взрослом возрасте. Так, положительная, надежная привязанность к матери в детстве связана с переживанием счастья, дружбы и доверия. А аффективная, двойственная порождает впоследстии навязчивую, нездоровую всепоглощенность любимым человеком, эмоциональные крайности и ревность.
Стиль привязанности к матери оказывает широкое воздействие на последующие взаимоотношения человека с другими людьми, а также связан с его отношением к работе. Взрослые с надежным стилем привязанности на работе чувствуют себя уверенно, не боятся сделать ошибку, не позволяют, чтобы личные отношения мешали работе. При двойственной привязанности у людей отмечается неуверенность, большая зависимость от похвалы, они допускают, чтобы личные отношения сказывались на их деятельности. Даже когда в финансовом отношения дела у них идут хорошо, они менее удовлетворены своей работой, чем люди с надежным стилем привязанности.

Что делать?

Как известно, болезнь проще предотвратить, чем вылечить. Поэтому уже в раннем возрасте ребенка задумайтесь: не провоцируете ли вы сами возникновение у него повышенной зависимости?
Чтобы этого избежать, в первые месяцы жизни старайтесь не демонстрировать при ребенке своего тревожного состояния – оно передастся и ему, послужив первым толчком к нарушению спокойствия и чувства защищенности. Чувство защищенности – это главное, что нужно ребенку. Только в этом случае он постепенно начнет сам успокаиваться и отпускать мать от себя, нормально реагируя на ее уход и отсутствие.
Не опекайте свое чадо чрезмерно! Дайте ему возможность познавать что-то на собственном опыте, проявлять самостоятельность и принимать решения. В большинстве случаев чрезмерная зависимость ребенка от матери проходит сама по себе, если родители и другие члены семьи не создают условий для ее прогрессирования.
Маленький человек нуждается в общении с максимально большим количеством людей. Чем дольше он будет жить в микромире (мама, папа, бабушка, дедушка), тем больше будет страдать потом от комплексов. Заметьте: в многодетных семьях дети реже проявляют болезненную привязанность к матери и более общительны. Поэтому берите ребенка с собой в гости, поощряйте общение со сверстниками и взрослыми.
Радуйтесь его самостоятельности и независимости, не подчеркивайте и не заостряйте внимания на проявлении зависимости. Самостоятельность – одно из главных условий освобождения от «синдрома кенгуру». Ребенок, чувствующий собственные силы и возможности, не будет болезненно реагировать на отсутствие мамы.
В качестве мер по борьбе с проявлениями болезненной привязанности к маме можно порекомендовать прогулки на природе, игры на свежем воздухе — это укрепляет нервную систему и расширяет кругозор.
Общий совет – будьте внимательны к потребностям ребенка, учитывайте его интересы, принимайте его таким, какой он есть и чаще выражайте ему свою любовь.
Только совместными усилиями членов семьи, помноженными на доброту, терпение и понимание, можно преодолеть чрезмерную зависимость ребенка от матери.

Практический совет мамам

Ушла, но обещала вернуться.

Попробуйте приучать ребенка к своему кратковременному отсутствию.

Для этого выберите момент, когда он пребывает в хорошем расположении духа, занят чем-то интересным. Не слишком акцентируя его внимания, как бы между делом скажите ему, что скоро вернетесь. Если ребенок начнет проявлять признаки беспокойства, отвлеките его, а после возвратитесь к своей просьбе. Уговорите его, чтобы он отпустил вас «на минутку», фиксируя внимание на том, что вернетесь очень скоро.
Если реакция ребенка не слишком бурная (истерика исключается!), выйдите из квартиры, закройте за собой дверь и оставайтесь вне ее пределов несколько минут. Вернувшись, приласкайте малыша и похвалите за то, что он «отпустил» вас. Он должен привыкнуть к тому, что мама отсутствует недолго и каждый раз, как и обещала, возвращается. Постепенно в его сознании закрепится мысль, что, отпуская маму, он не делает ничего особенного. Ребенок со временем поймет, что в ваше отсутствие может чувствовать себяне менее спокойно, чем в присутствии.

Автор: Екатерина Таранова