ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОПЫТ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЙ МЫ НЕ ЗАМЕЧАЕМ

Поведение детей мы расцениваем как неразумное и глупое лишь потому, что оно не соответствует опыту нашей жизни. Когда мы говорим о ком-то: «Он — большой ребенок», мы имеем в виду, как правило, что это, возможно, милый и приятный человек, но совершенно не приспособленный к нашей серьезной взрослой жизни.

Эта устоявшаяся точка зрения. Именно отсутствие у детей опыта и дает нам — как нам, опять же, представляется — твердые основания воспитывать детей. Увы, многие взрослые понимают воспитание именно как навязывание ребенку собственного опыта.

Поведение детей мы расцениваем как неразумное и глупое лишь потому, что оно не соответствует опыту нашей жизни.

Однако если у детей своя жизнь, не разумно ли предположить что у них свой опыт?

У детей нет НАШЕГО опыта. Но это не значит, что у них нет опыта вообще. Просто он у них — СВОЙ.

Вот как вспоминает детство замечательный современный поэт Сергей Трофимов:

У меня под майкой голубок белый,
Я с утра сменял его на свой велик.
Ох, и будет дома нагоняй, только
Нет меня счастливей в эти дни.

С точки зрения взрослого человека, поступок, мягко говоря, нелепый: сменять велосипед на голубя. Велосипед дороже голубя, потому что стоит денег. Понятная логика.

С точки зрения ребенка, живой, трепещущий голубь гораздо интереснее, чем механический велосипед. Голубь дороже велосипеда, потому что живой. Непонятная логика.

Логика взрослых нам ближе и ясней. Но можно ли с уверенностью утверждать, что в данном случае в поведении ребенка нет совсем уж никакой логики? Есть. Только она нам неблизка и непонятна.

Уверен, что мы все признаем: мир, который построили взрослые, мягко говоря, несовершенен. И тем не менее в клуб взрослых принимают только тех, кто понял законы этого мира — небезупречные, часто самоубийственные, нередко циничные...

Из книги Андрея Максимова «Как не стать врагом своему ребенку»