Детская психология: уроки самостоятельности

Как учиться на своих, а не на чужих ошибках 

Каждая ошибка – это результат неправильно принятого решения. Попробуйте анализировать вместе с ребёнком те оплошности, которые он допускает, делая тот или иной выбор. Не забывайте о том, что дети мыслят конкретно, поэтому им нужно помогать делать обобщения на основе полученного опыта.Например, малыш может не понимать, что, если уж он решил помириться с приятелем, то не следует выдавать его, когда воспитатель спрашивает, кто кидался подушками. Ребёнок полагает, что их давняя ссора и сегодняшнее «предательство» - ситуации, которые никак не связаны друг с другом. 

Видя, что ребёнок допускает ошибки, не спешите ругать за них. Постарайтесь использовать их как стимул к размышлениям о причинах неудачи. 

1. После каждой ошибки интересуйтесь мнением ребёнка, задавая вопрос: «Как ты думаешь, почему так получилось?» Если он будет настаивать на том, что так сошлись звёзды на небе или сваливать вину на кого-то из друзей, не возражайте, а конкретизируйте вопрос: «А ты всё сделал правильно или можно было сделать по-другому?» 

2. Минимизируйте своё участие в выполнении домашних заданий. Если ребёнок решил, что он успеет выучить всё, что нужно, после того, как полдня играл в конструктор, не переубеждайте его. А вот когда он получит плохую оценку, обсудите причины, по которым это произошло и попросите предложить на будущее более верный алгоритм действий. 

3. Давайте возможность ребёнку самому исправлять допущенные ошибки. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не спешите покупать новый набор. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребёнок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы купить фломастеры, так же вздыхайте в ответ и высказывайте сомнения: вдруг, и новые фломастеры проживут недолго? В дальнейшем воспоминания об этом тяжёлом периоде творчества будут мотивировать ребёнка следить за состоянием своих вещей. 

4. Приучайте ребёнка экономить время. Очень часто люди совершают ошибки, потому что забывают, что «промедление подобно смерти». Обращайте внимание ребёнка на эпизоды нерационально потраченного времени и рассказывайте ему о том, сколько всего интересного можно было бы успеть сделать за этот промежуток: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков и т.д.