РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: ЕСЛИ ВРЕМЯ ЕСТЬ, ПОКАЖИ ЕГО МНЕ!

 
Время всегда в движении, течет в одном направлении – от прошлого к будущему. Оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и продемонстрировать. И даже старшие дошколята порой сомневаются в реальности хроноса и просят: Если время существует, покажи его мне…

Да, специфические особенности времени затрудняют его восприятие малышами. 
Однако еще до школы мамам и папам приходится учить детей ориентироваться во времени: определять, измерять, правильно обозначая в речи (вчера, сегодня, завтра; утро, день, вечер и т.п.). Учить чувствовать длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от отведенного времени. Можно сказать, что это жизненно необходимо подрастающему малышу.

Пять минут как вечность 
В возрасте 4-5 лет ребенка уже можно учить пользоваться часами. Достаточно показать малышу движение длинной (минутной) стрелки и помочь ориентироваться на нее в процессе выполнения дел (когда стрелочка окажется здесь, мы будем обедать/играть/ложиться спать), периодически обращая детское внимание на текущее местоположение стрелки.
Опыт показывает, что дошкольники способны оценивать длительность одной минуты, но эта оценка зависит от характера деятельности в данный промежуток времени. Положительные эмоции от увлекательной игры вызывают желание продлить приятный момент – такое время пролетает быстро и оценивается как меньшее, чем в действительности. Время же, заполненное однообразной, скучной деятельностью, кажется ребенку (как, собственно, и взрослому) более длительным.

Основы тайм-менеджмента
Существуют основные принципы тайм-менеджмента для детей, с которыми может познакомиться каждый родитель.
• Всегда показывайте личный пример
Если ребенок привык наблюдать за взрослыми, которые планируют свои дела, сверяются со списком задач и придерживаются распорядка дня, он будет с удовольствием им подражать.
И, наоборот, если родители несобранны и каждый их день – сплошной экспромт, привить малышу навыки самоорганизации будет очень трудно. Он будет так же, как и они, везде опаздывать, забывать нужные вещи, ложиться спать в разное время, от недосыпов чувствовать себя уставшим и раздраженным. Разве что ребенок окажется более организованным от природы, чем его родители, и собственным примером заставит их следовать хоть какому-то распорядку. Или мама с папой решат-таки подружиться со своим временем и начнут более эффективно его использовать.
• Привлекайте ребенка к планированию семейных событий
Самый простой способ – озвучивать порядок действий, которые вы хотите совершить. Это можно делать на семейном совете, планируя отдых на выходные, а можно – мимоходом, например, играя в песочнице или готовя с ребенком ужин. В этом случае комментируйте происходящее в данный момент, а также рассказывайте, что последует дальше. Например, сейчас мы поиграем в песочнице, потом ты съедешь с горки и мы пойдем домой.
Таким образом ребенок получает первые представления о времени и знакомится с основами планирования. Кстати, прием озвучивания помогает избежать истерик при уходе с детской площадки – ведь малыш был предупрежден заранее и успел привыкнуть к этой мысли. Также такой прием помогает родителям более охотно привлекать ребенка к домашней работе. Ведь, если чадо будет знать, что после уборки его ждет игра, появится дополнительный стимул помочь маме.
• Будьте последовательны
Многие дети с удовольствием следуют определенному режиму, необходимым ежедневным ритуалам. И, больше того, нарушение привычного уклада может вызвать у ребенка волнение и тревожность. Ведь стабильность для малыша – синоним безопасности. Поэтому, озвучивая свои планы ребенку или планируя что-то вместе, старайтесь быть последовательными и придерживаться намеченных планов. Конечно, в жизни нередко случаются форс-мажоры, но, если использовать принципы планирования, обстоятельства непреодолимой силы возникают намного реже. Ведь, собираясь что-то сделать, мы учитываем разные факторы и можем продумать альтернативные варианты.
• Чаще играйте
Научить ребенка планировать время можно только в форме занимательной игры. Для этого прекрасно подойдут игры с таймером, песочными часами, режим дня в картинках, составление списков и выполнение действий в заранее озвученной последовательности.

По таймеру
Очень часто у детей, как и у взрослых, возникает проблема, когда надо разобраться с делами – например, разгрести недельный завал в комнате. Тяжело собраться с духом, видя объем работы. Возникает ощущение, что эту свалку вы никогда не уберете – и руки опускаются. А ребенку еще сложнее: для него время тянется дольше.
Вот в таких ситуациях таймер особенно актуален. Ставим таймер на 15 минут и договариваемся, что малыш будет убираться, только пока он тикает: когда определен временной отрезок, уборка не будет казаться бесконечной.
Если ребенок не проявляет желания заниматься чем-либо по таймеру, расскажите ему о людях различных профессий (пожарных, врачах, спасателях), можете показать видео, где они что-то собирают и одеваются за считанные секунды, обратитесь к амбициям наследника, сможет ли он так? Пока трудно? А давай каждый раз улучшать результат! 
И за любой достигнутый прогресс непременно нужно хвалить 
и поощрять своего малыша.

Шпаргалки, поощрения и наказания
Шпаргалки – списки вещей, необходимых для того или иного дела. Например, отправляясь на хореографию, дочка должна взять балетки, купальник, юбку, лосины, заколки. Собираясь в школу, ребенку нельзя забыть пенал, тетради, дневник, учебники и т. д. Подобные списки помогают ничего не пропустить и тратить меньше времени на сборы.
Что же делать, если ребенок не желает собираться/одеваться/убираться сам? Поощрять или порицать, но порицать аргументированно: Если будешь капризничать в магазине – больше мы туда не пойдем, чтобы не пугать других людей твоим криком.
Отчитывая ребенка за проступок, можно проводить аналогию со взрослыми делами. Например, когда ребенок ленится, есть смысл сказать: Если я тоже буду лениться и перестану работать – у нас не будет возможности покупать новые игрушки.

Первые деловые списки
У каждого ребенка есть обязанности: гигиена полости рта, уборка в комнате, уход за домашним животным, вытирание пыли и другие. Чтобы ребенок не забывал об обязательных рутинных делах – занесем их в списки задач.
Для этого на листе бумаги начертим 3 одинаковые таблички (по 8 колонок в каждой). Первая колонка – это непосредственно дела, остальные 7 – дни недели. Дела, записанные в первую табличку, следует выполнять утром, во вторую – днем, в третью – вечером. На пересечении дела и дня недели ставим пометку (наклеиваем наклейку либо рисуем галочку). Дело из списка уже сделано? Пусть ребенок обведет галочку в кружочек или заштрихует наклейку.
Список дел – это инструмент роста, развития положительных качеств и навыков ребенка. Если малыш не хочет выполнять то или иное задание, постарайтесь выяснить причину – быть может, он не в силах справиться сам и нуждается в вашей помощи. Не принуждайте ребенка и не ругайте за невыполнение. Применяйте положительное подкрепление: хвалите за успехи, придумывайте действенную мотивацию. Списки хорошо работают вкупе с системой поощрений: поощряйте выполнение заданий из списка и словом, и делом!
И не требуйте невозможного! Вы должны быть абсолютно уверены в том, что малыш действительно в состоянии осуществить то, что вы от него хотите. Не наказывайте школьника за плохую успеваемость, если видите, что он просто не способен учиться лучше. Требование невозможного – источник конфликтов: для ребенка здесь просто нет выхода.
Еще один важный момент. Задания нужно формулировать в доступной форме – так, чтобы их легко было выполнить. Адаптируйте задания к возрасту, способностям и условиям жизни ребенка. Иными словами, высказывайте свои требования конкретно: Наведи, пожалуйста, порядок у себя в комнате, а потом будем играть. Мне бы хотелось, чтобы в твоей комнате было чисто. Для этого нужно убрать на место все игрушки, одежду и вытереть с мебели пыль.

Личное время
Составляя детское расписание, обязательно оставляйте в нем место для отдыха, свободное время.
Сейчас появляется все больше детей, которые привыкли жить в структурированном времени. Их день расписан по минутам, им постоянно напоминают, что делать дальше – с момента пробуждения до ночного сна. И когда вдруг, пусть ненадолго, ежедневная гонка прекращается, они впадают в состояние ступора. Скука, неумение занять себя самостоятельно – главная проблема таких детей.
Однако бывают ситуации, когда скучно самому малышу, а бывают – когда родителям кажется, будто он бездельничает. Если ребенок не делает уроки, не чистит картошку, не играет на скрипке – в их представлении он ничего не делает. И взрослые начинают по этому поводу переживать. Им не приходит в голову, что у ребенка должна быть такая возможность – ничего не делать! Ведь детям, как и всем остальным людям, иногда хочется просто посидеть, подумать, помечтать о чем-то. И если ребенок ничего не делает, но при этом не выглядит недовольным, переживать явно не стоит. Личное время, когда человек делает не то, что нужно, а то, что хочется ему, – жизненная необходимость каждого.

Текст: Наталья Трофимова, психолог