РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: ГЛУБИННЫЙ СМЫСЛ ИГРЫ В ПРЯТКИ СО ВЗРОСЛЫМ

 Отрывок из книги Марии Осориной «Секретный мир детей в
пространстве мира взрослых»

«Взрослый для ребёнка – это оплот стабильности, символ безопасности, важнейший ориентир. Многие малыши очень пугаются, если этот ориентир внезапно исчезает.

Например, это происходит, когда взрослый, играя с ребенком, прячется за толстое дерево и не показывается слишком долго. Для маленького это «слишком» может быть меньше минуты. Но и этого достаточно, чтобы в душе ребенка возник ужас одиночества и состояние парализующей разум паники: мама пропала навеки и больше не вернется никогда – что теперь со мной будет? 

Вообще такого рода катастрофические переживания типичны для совсем крошечных детей, интеллект которых работает по принципу: что исчезло из моего поля зрения, того больше не существует в моем мире. Но если дело происходит на прогулке, мама или другой взрослый – это такой значимый человек, что его исчезновение даже на короткое время может быстро пробудить и у трехлетнего ребенка младенческие переживания брошенности в этом чужом и мгновенно становящемся страшном мире. Его внутренняя паника обычно прорывается наружу плачем и криком, который является инстинктивным призывом к матери: найди меня! Часто ребенку бывает трудно успокоиться, даже когда взрослый вышел из своего укрытия.

К сожалению, взрослые далеко не всегда понимают логику детского поведения. Бывает, что мама упрекает ребенка за бездействие: «Надо было не стоять и плакать, а меня искать!» Взрослому кажется, что ребенок плохо исполнял свою роль в предложенной ему игре в прятки. Но ребенок не воспринял ситуацию как игровую, потому что она оказалась для него слишком похожа на реальную. 

Кстати, у многих видов животных потерявшему мать малышу положено стоять на месте и подавать сигнал бедствия. А мать должна активно разыскивать детеныша, ориентируясь на его писк. Именно такую довольно практичную форму разрешения критической ситуации потери друг друга выработала дикая природа. 

Но ребенок хочет большего, чем просто быть найденным. Он хочет, чтобы ему обрадовались! Малышу важно убедиться в том, что он является для матери ценным, желанным, искомым: «Вот где наш Сашенька!»

Только то, что ребенок прожил, почувствовал на собственном опыте (потеряться – быть найденным, заплакать – и быть утешенным), он сможет потом воплотить в своих действиях по отношению к другим людям. Только если к нему относились как к ценности, он бережно отнесется к другому.

Поэтому игра в прятки со взрослым может стать источником радостного утверждения малышом надежности своего и маминого существования в этом мире, если мама понимает особенности переживания ребенка. В противном же случае она может породить ощущение брошенности и страх растворения в этом огромном мире, стоит только взрослому сдвинуть акценты в игре».