Развитие ребенка: игрушки на первом году жизни

 Игра столь же важна для ребенка, как любимая работа для взрослого. Именно в игре ребенок познает мир и закономерности его устройства. Но ведь каждому возрасту нужны соответствующие игрушки. Какие, например, нужны ребенку первого года жизни?

В магазине детских товаров глаза разбегаются от изобилия игрушек – разных цветов, размеров, степени сложности. С каких позиций подходить к выбору игрушки для ребенка?

Совсем необязательно, чтобы игрушки были дорогими и фирменными. Это тешит, скорее, родительское самолюбие, а не потребности малыша. С точки зрения медика, помимо познавательности и привлекательности, игрушка должна отвечать следующим требованиям:

• соответствовать физиологическим возможностям ребенка;
• стимулировать развитие психофизических навыков;
• быть безопасной для ребенка.

Всем, наверное, приходилось видеть счастливых пап, «сметающих» гигантских медведей и роскошных кукол с витрин ближайшего к роддому игрушечного магазина. Безусловно, они пригодятся ребенку, но через много лет. Пока же они будут пылиться и/или радовать маму. Но это, конечно, не значит, что игрушки малышу не нужны. Нужны и почти сразу после рождения, буквально с 2-3 недельного возраста.
Именно в этом возрасте ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах. Поэтому над кроваткой на высоте около 50 см на уровне груди нужно подвесить одну крупную яркую игрушку. Малыш будет внимательно разглядывать ее в минуты бодрствования между сном и кормлением. Игрушки лучше менять каждые несколько дней, используя разные по цвету, форме и величине.

К 2 месяцам, как правило, ребенок уже может следить взглядом за движущейся игрушкой. Приходит время всевозможных «каруселей» и движущихся модулей. Хорошо, если движения фигурок сочетаются с музыкой – это тренирует еще и слуховое сосредоточение ребенка.

Примерно с 2,5 месяцев на период бодрствования можно подвешивать над кроваткой на уровне груди цепочки из звенящих шариков и фигурок. Цепи должны располагаться ниже, чем игрушки для новорожденного – на высоте 25-30 см. К этому времени исчезает повышенный тонус мышц конечностей, ребенок начинает размахивать руками и сначала нечаянно наталкивается ими на яркие звучащие шарики, потом осознанно старается попасть по ним. С 3-3,5 месяцев малыш будет пытаться ощупывать их, а примерно с 4 месяцев появятся попытки схватить и удержать.

На этом этапе ребенку потребуются более мелкие игрушки с длинными ручками или удобными выступами для захвата. Как правило, это традиционные погремушки. Хорошо, если они будут разной формы. Это будет тренировать хватательные движения ребенка. Сначала он способен захватывать предмет только всей ладошкой, всеми пальчиками. Но к концу года сформируются клещеобразные захваты пальцами. С 4 месяцев ребенок способен сам взять игрушку из рук взрослого, рассматривать ее, размахивать ею.

Схватив игрушку, ребенок непременно потянет ее в рот. Поэтому так важно, чтобы игрушки изготавливались из высококачественных безопасных материалов, окрашивались качественными стойкими красителями, не имели острых выступов и зазубрин, способных поранить ребенка. К 5-6 месяцам появляется еще одно требование – достаточная прочность. У малыша начинают прорезываться зубы, что сопровождается раздражением десен. Порой он истово грызет игрушки и может прокусить недостаточно прочную пластмассу или «растрепать» мягкую резину. 

С этого же возраста нужно строго контролировать, чтобы на игрушке не было мелких легко отделяемых деталей. Познавательная активность ребенка столь высока, что он непременно попробует отодрать шляпу у крокодила Гены или пуговицу у клоуна, и может засунуть ее в рот или в нос. При этом возникает риск вдыхания или проглатывания мелкого предмета.

Ко второму полугодию жизни традиционные погремушки уступают место стилизованным фигуркам животных, людей, предметов. Ребенку становятся интересны и зайчики, и мишки, и куклы, и машинки. Мелкие детали, вроде ресниц на глазах и движущихся конечностей, еще не важны и не нужны, но появляются зачатки ролевой игры. Сначала мама показывает малышу, что к нему «пришел» по барьеру кровати зайчик, потом ребенок сам повторяет ее действия.

С 7-8 месяцев ребенок уже способен сам подолгу заниматься игрушками. Он постукивает ими, перекладывает из руки в руку, кидает. На этой стадии становятся нужны мячики. Причем, лучше такие, которые легко ухватить и удерживать. К 9 месяцам мелкая моторика формируется настолько, что малыш способен сам открыть и закрыть коробочку или матрешку, может катать возле себя машинку. Хорошо, если к этому возрасту у него появятся небольшие пирамидки, яркие полые цилиндры, мягкие кубики и другие развивающие игрушки. Впрочем, вместо последних можно использовать стаканчики и коробочки разной величины, или даже ненужную прочную посуду.
К концу первого года жизни малыш способен подражать действиям взрослых. Он может «укачивать» и «укладывать спать» мишку, «кормить» куклу Аню. Потому нужны будут герои и атрибуты для ролевых игр. Они, по-прежнему, должны быть легко моющимися, прочными, достаточно крупными, без мелких съемных деталей. Ребенок раннего возраста не способен оценить неземную красоту и наряды куклы Барби. Она просто не нужна ему. Гораздо правильнее купить для него «малыша- голыша» и «выдать» для игры лоскутки ткани разной фактуры, цвета и величины. Возможность осуществления разных действий с игрушкой гораздо важнее для развития, чем созерцание статичной фигурки.

С момента освоения ходьбы, ребенку будут нужны разнообразные каталки. Наверняка его заинтересует песочница и действия с песком, поэтому без набора совочков и ведерок никак не обойтись. Важно, чтобы песочница, в которой возится ребенок, «по совместительству» не выполняла роли отхожего места для окрестных котов. Лучше, если она будет закрываться. И будьте готовы после игр с песком искупать малыша, потому что песок неведомым образом оказывается везде.