Развитие ребенка. Игры на развитие произвольности

 Нарисуй пароход

Упражнение для воспитания произвольности движения
 
Ребёнку предлагают как можно точнее срисовать пароход, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв и цифр. Взрослый говорит: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуй, пожалуйста, точно такую же картинку, какую ты видишь на этом рисунке. Не торопись, постарайся быть внимательным, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если ты что-то не так нарисуешь, то не стирай ластиком, а нарисуй поверх неправильного или рядом правильно».
При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание а) соотношение размеров деталей, б) на присутствие всех деталей, в) на правильность изображения – нет ли зеркального отражения, не путает ли ребёнок верх и низ, г) на количество деталей и способ их изображения – считает ли ребёнок или рисует «на глазок»?
 
Узоры
Игра для развития сосредоточенности
 
В эту игру можно играть с одним или с группой детей. Ребёнку даётся лист клетчатой бумаги. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем учиться рисовать разные узоры. Постарайтесь, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого слушайте меня внимательно – я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду называть. Когда нарисуете одну, ждите, пока я не назову следующую. Каждую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните её в сторону. Сейчас вы показываете направо. А где левая сторона? Молодцы!
Начинаем рисовать первый узор. Поставили карандаш. Рисуем линию: одна клетка направо, одна клетка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вниз, одна налево, одна вниз, одна налево, одна налево, одна вверх. Что у вас получилось? Правильно, крестик!
Начинаем рисовать второй узор. Поставили карандаш на следующую точку. Рисуем линию: 2 клетки направо, 2 клетки вверх, 2 направо, 2 вниз, 2 налево, 2 вниз, 2 налево, 2 вверх. Попали в начальную точку? Молодцы! А что получилось? Правильно, квадратики!
А теперь нарисуем самый сложный, третий узор. Поставьте карандашом точку. Проведите линию на три клетки вверх. А теперь – 2 клетки направо, две вниз, одну налево, 1 вниз, 2 направо. Повторите с самого начала (продиктовать). Посмотрите, получился орнамент с древнегреческой вазы.
 
Палочки
Игра-тест
 
Для этой увлекательной игры понадобится 30-40 палочек (можно спичек). Играть лучше вдвоём. Ведущий говорит: «Я покажу тебе фигурку, сложенную из палочек, и через 1-2 сек. накрою её листом бумаги. За это короткое время ты должен запомнить эту короткую фигурку и затем выложить её в соответствии с образцом. Затем, пожалуйста, сверь свою фигурку с образцом, исправь и подсчитай свои ошибки. Если палочка пропущена или положении неправильно – это считается ошибкой. Начали!
Нет ошибок – 10 баллов
Одна ошибка – 8 баллов
Две ошибки - 5 баллов
Три ошибки – 3 балла
Четыре и более ошибки - 1 балл
 
Сокол и лиса
Игра моделирует ситуацию обучения и служит развитию произвольности
 
Выбираются сокол и лиса. Остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят играть. Он бегает в разных направлениях и одновременно делает разные движения руками (вверх, в стороны, вперёд и какие-либо замысловатые). Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями, стараясь точно повторить их. В это время из норы вдруг выскакивает лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. (Лиса появляется по сигналу ведущего и ловит только тех, кто не присел). «Пойманный» соколёнок на время выбывает из игры.
С. К. Нартова-Бочавер, Е. А. Мухортова. Скоро в школу! : Увлекательная подготовка детей к первому классу: Издательство ТОО «Глобус», 1995 г.