Этапы речевого развития ребенка .

 Этапы речевого развития ребенка в норме.

Первое проявление речи ребенка – крик
2 – 3 месяца. На смену крику приходит гуление. Гуление – произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с гласным г. Этот этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.
7 – 9 месяцев. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: дя-дя-дя, ба-ба-ба, ма-ма-ма. Это проявление речи называется лепетом.
9 – 11 месяцев. Малыш подражает звукам речи взрослых.
11 – 13 месяцев. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: мама, дядя и т.д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).
2 – 3 года. В два года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. К 3, 5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.

Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. В раннем возрасте можно помочь формированию правильной и чистой речи. Известно, что наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет.
Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.

Признаки нарушения речевого развития

К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.
К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы (покажи, принеси), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова мама и папа.
К 1 году 9 месяцам не может произнести шесть осмысленных слов.
К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: сходи на кухню и  принеси чашку, не узнает близких на фотографиях.
К 2,5 годам не понимает разницу между словами большой и маленький.
К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.


Правила организации логопедических занятий дома.
Оборудование

Большое настенное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
«Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
Муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д.
Разрезные картинки из 2 и более частей.
Различные картинки, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям.
Пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т.д.
Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Особенности организации занятий

Все занятия должны строиться по правилам игры (Можно отправиться в Сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.)
Занятия целесообразно проводить в движении, переходя от объекта к объекту.
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха, игры на формирование лексико – грамматических категорий.
Количество игр не должно превышать 2 – 3 в день, не следует переутомлять малыша, перегружать его информацией.
Начинать занятия следует с 3 – 5 минут в день, постепенно увеличивая время (но не более 15 – 20 минут).
Необходимо знакомить малыша с детской литературой! Стараться ежедневно прочитывать ребенку хоть несколько страниц, рассмотреть картинки к прочитанному тексту, задать ему вопросы по тексту.
Обязательно пользоваться наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
Говорить следует четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения губ и запоминает их.
Не нужно употреблять слово «неправильно». Необходимо поддерживать все начинания малыша, хвалить даже за незначительные успехи.

Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц, которые можно тренировать. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
Даже если Ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.
 Постановкой и автоматизацией звуков можно заниматься только под руководством логопеда, а вот артикуляционную гимнастику в домашних условиях Вы сможете делать с ребенком самостоятельно.

Правила подбора упражнений

Упражнения подбирают в соответствии с дефектом речи ребенка. Для не говорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков подойдет основной комплекс артикуляционной гимнастики.
При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным.
Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом.
Количество повторений постепенно увеличивают, начиная с двух раз до 10 – 15. Когда ребенок научится правильно выполнять упражнение, зеркало можно убрать.
Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнить упражнение. Для этого родителям и педагогам нужно самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику.
Делать упражнения надо ежедневно, а лучше два раза – утром и вечером.
Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым пальцем помогите поднять ребенку язык вверх. 
Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей (для малышей– показывайте  Зайке, Мишке, как выполнять упражнения, ведь они не умеют; для детей постарше– выбирайте  картинки-символы упражнений, какую картинку выбрал ребенок, такое упражнение он и будет показывать).
 

Игры и игровые упражнения  для развития речевого дыхания

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом  артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения. Все эти уп ражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно произносимые звуки.
Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох дол жен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Затем  усложните упражнение: во время выдоха язык пусть лежит на нижней губе.
Не переусердствуйте/ Достаточно 3-5 повторений.  Многократное выполнение таких упражнений может при вести к головокружению.